СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтическая гостиная «Я природой живу и дышу…»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - развитие эстетического вкуса обучающихся, познавательного интереса и активизация творческих способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Поэтическая гостиная «Я природой живу и дышу…»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ









Поэтическая гостиная «Я природой живу и дышу…»









Автор: Русанова Елена Антоновна,

педагог дополнительного образования




















СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г.ВЯЗЬМА
2015 г.


Цели: - развитие эстетического вкуса обучающихся, познавательного интереса;

- активизация творческих способностей обучающихся;

- воспитание бережного отношения к миру природы.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! С праздником вас 19 мая – Днем детских организаций, днем радости, счастья, общения…

Какой сегодня выдался чудный день! После долгих холодов наконец-то стало тепло по-летнему, как и должно быть в такой светлый, праздничный день.

Сегодня мы с вами встретились в этом гостеприимном уютом доме, который называется Литературный салон. Это место является центром культурной жизни нашего города. Вы, наверное, сами почувствовали, какая царит здесь особая неповторимая обстановка, как будто рядом с нами незримо присутствуют музы живописи, поэзии, музыки и других изящных искусств.

И, конечно, даже здесь, в помещении соседствует с нами мир природы – он находит свое отражение в красивых, ухоженных комнатных растениях, замечательных поделках из пеньков, коряг, соломки, другого природного материала, в мастерски выполненных пейзажах кисти вяземских художников.


Чтец: Себя не видят синие просторы

И в вечном холоде светлы, чисты.

Себя не видят снеговые горы,

Цветок своей не видит красоты.


Им сладко знать: идешь ли ты лесами,

Спускаешься ли горною тропой,

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой

С. Щипачев


Эти строки, вышедшие из-под пера замечательного поэта Степана Щипачева, выбраны эпиграфом нашей сегодняшней встречи.


И первое слово – вяземским поэтам, членам Литературного объединения. Они познакомят нас со своим творчеством, прочтут свои лирические стихи о красоте нашей русской природы. ( Поэты читают стихи)


ВЕДУЩИЙ: Большое спасибо за истинное наслаждение, которое мы все получили от звучания строк ваших стихов. (Дети вручают поэтам в знак благодарности букеты цветов)

Окружающая нас природа загадочна, неповторима, прекрасна. Но ей сейчас уже недостаточно нашего искреннего любования и восхищения. К несчастью мы с вами стоим на краю пропасти, именуемой экологической катастрофой, из-за того, что в наших отношениях с природой человек, сам являясь частью природы, зачастую безжалостен и беспощаден к ней, разрушает гармонию окружающего нас мира.


ЧТЕЦ: Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернаты –

Просто диву даешься.


Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:


Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать птичье царство…


Птичье царство и только?

Ну дрозды, ну синички…

Где запомнишь все клички,

Просто птички - и только!


А цветы разве знаем

На лугах?

Разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены – сеном.


И с деревьями то же:

Роща в обще и в целом…

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.


И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.


Ни за что ни в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.


Не хозяева вроде.

Так добро свое губим!

А гордимся природой

И отечество любим…

А. Яшин


ВЕДУЩИЙ: Но поскольку мы с вами относимся к мудрому многомиллионному племени юннатов – друзей природы, то мы все же природу щадим и жалеем, но вот преумножать богатства природы, сажать цветы и деревья, развешивать искусственные гнездовья, защищать от разорения муравейники – это наша святая обязанность! И, конечно же, мы должны расширять свои знания о природе…

Давайте сейчас устроим соревнование – соревнование знатоков природы. За каждый правильный ответ команды получают жетон.


ЧТЕЦ: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты!


ВЕДУЩИЙ: Одно из самых удивительных творений природы – цветок. Цветы бывают самой удивительной формы, разных чарующих ароматов, всевозможных окрасок.

Человек создал множество роскошных сортов гладиолусов, роз, тюльпанов и других цветов для украшения своего быта. А вот многие растения из дикой природы взывают о помощи, им грозит исчезновение. Особенно это относится к так называемым «подснежникам», цветам, которые открывают навстречу солнцу свои лепестки едва растает снег. А люди, рвущие их целыми охапками не дают себе отчета, что губят тысячелетний труд природы, что могут исчезнуть неповторимые виды первоцветов.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «Цветы вокруг нас»

1. Какие раннецветущие растения, требующие охраны вы знаете? (ветреница дубравная, печеночница благородная, ветреница лютиковая, ландыш майский, лук гусиный, чистяк, хохлатка, медуница)

2. Как вы думаете, ребята, если бы мы попытались вырастить ландыш из семян, на каком году жизни он бы зацвел? (Ландыш в первый раз цветет в возрасте 7 лет, а всего корневище ландыша живет самое большое около 21 года, но за эти годы ландыш цветет всего 2-3 раза)

3. Вы, наверное, знаете, что самыми изысканными цветами принято считать орхидеи. Скажите, а у нас, в нашем Вяземском районе, растут орхидеи. Как они называются? (любка двулистная, пальчатокоренники, ятрышники)

4. Как выдумает, какую особенность учли систематики, назвав растение ветреницей дубравной? (Это растение растет там, где когда-то росли или сейчас растут дубы.)


ЧТЕЦ: «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры впереди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих

Он заметался со ствола на ствол

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Вадим Шефнер


ВЕДУЩИЙ: Каждую весну полыхают леса и луга из-за того, что находятся безответственные люди, поджигающие старую прошлогоднюю траву… Каждую весну радио и телевидение призывают человека разумного – «гомо сапиенса» не делать этого, а пожары все полыхают и полыхают…

ВОПРОС: Объясните, ребята, взрослым дядям и тетям, своим неразумным сверстникам, почему нельзя сжигать старую траву?

ВОПРОС: А вот сосне так называемый низовой пожар, идущий по земле, помогает справиться с более жизнестойкой елью в их борьбе за существование, объясните, почему? ( У сосны более прочная огнестойкая кора, ветви расположены высоко, а потом, после пожара, на светлом, освещенном месте хорошо растут маленькие сосенки)


Чтец: Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство родной страны,

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу , друзья взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Тут. Пожалуй, считать не сочтешь!

Всеволод Рождественский


ВЕДУЩИЙ: ВИКТОРИНА: ( командам по очереди задаются вопросы , за правильный ответ – жетон)

1. Дотронешься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (береза)

2. В народе это дерево называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотри, как во время цветения дерева к нему летят пчелы. И мед потом будет самый вкусный и душистый. (липа)

3. Когда-то в русском языке было такое слово «можжа». Оно означало «узел». Посмотри, какие узловатые ветки у этого кустарника, и ты сразу догадаешься, как он называется. (можжевельник)

4. «Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красивое: это дерево – богатырь, дерево - долгожитель. (дуб0

5. Голубая полянка? Разве такое бывает? Но приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они-то и окрашивают поляну, делают ее голубой. (голубика)

6. Ягоды невкусные – кислые и уж очень большие косточки в них. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная. Растение хороший барометр. (костяника)


ЗАДАНИЕ: Аукцион «Съедобные грибы»

Выигрывает команда, назвавшая съедобный гриб последней.


ЧТЕЦ: Я люблю тебя, большое время,

Но прошу, прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

Станислав Куняев


ВЕДУЩИЙ: Мы все трепетно, с нежностью и любовью относимся к зверюшкам, братьям нашим меньшим, с интересом смотрим них по телевизору передачи. Читаем книги. А знаете ли вы ответы на такие, например, вопросы о хорошо знакомых нам существах?

1.Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где всякое другое животное их веса увязло бы? (у них особое устройство копыта, оно раздвигается, становится большей площади)

2. Мы часто употребляем выражение «где раки зимуют», а где они действительно зимуют? (в норах)

3. Как лягушка ловит насекомых? (выбрасывает длинный язык)

4. Для чего жабе бородавки на коже? (в них содержится защитная ядовитая слизь)

5. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Скажите, как называется птица, которая выводит птенцов зимой? ( Клёст. Зимой, в декабре созревают семена ели и птицам вдоволь корма.)

6. Название птице совсем не подходит. Оно связано со словами «зябнуть», «мерзнуть». А птица, наоборот, прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще не редки морозы и метели. (зяблик)


ЧТЕЦ: Жук

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был –

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего.

Как славно, что я не обидел его!

Сергей Махотин


ВЕДУЩИЙ: Самое многочисленное на земле племя – насекомые. Самое многочисленное и удивительное, в его рядах есть и самые близкие друзья человека, например, шмели и пчелы, и злейшие враги - саранча, колорадский жук и другие вредители. Но все же, если бы не было все этой шестиногой армии, человека, наверняка, тоже не было бы. Ведь в природе каждый вид занимает свое место, играет свою важную роль.


ЗАДАНИЕ: «Назовите насекомых»

1. Этот жук своим рогом напоминает могучее африканское животное. (носорог)

2. Это насекомое поет крыльями, а «слушает» ногами. ( кузнечик)

3. Эта бабочка сухопутная: летает над лесными полянами и опушками. А имя у нее морское (адмирал)

4. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. ( муравьи)


Помощники подсчитывают количество жетонов, заработанных командами. Оглашаются результаты.


ВЕДУЩИЙ: Не каждый житель нашей планеты сумел осознать, что человечество является частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша богом данная роль состоит в том, чтобы быть «хозяиномй2 рыб в море, птиц в небе, всего живого, что населяет Землю. Мы все еще не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы Земле. И именно ваша задача, ребята, вашего юного поколения сохранить нашу красавицу планету голубой и зеленой, сделать все, чтобы цвели луга, пели птицы, журчали полноводные реки….


ЧТЕЦ: Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и в стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Сергей Смирнов



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Виноградова Ю.Л. Экологическая игра – СПб: Издательство ГОУ СПб ГДТЮ, 2001

  2. Волина В.В., Маклаков К.В. Естествознание. Кн.1. Человек. Земля и Вселенная.- Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998

  3. Нестеров В.В. Зоовикторина – СПб, Лань,2007

  4. Я люблю эту землю /Ред.сост. Л.И. Жук – Минск: Красико-Принт, 2011