СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтический вечер «Поэты Урала - участники Великой Отечественной войны»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поэтический вечер «Поэты Урала - участники Великой Отечественной войны»»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»

Кизильский филиал







Поэтический вечер

Поэты Урала - участники Великой Отечественной войны.











Разработчик: Мастер п/о

Арсланова Алена Владимировна















с.Кизильское 2021г.





Пройдут года - и лучшие поэты

Напишут песни лучшие свои

Про время героическое это,

Про мужество народа и бои.

М. Львов

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством уральских писателей и поэтов участников Великой Отечественной войны;

  2. Продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;

  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

  4. Показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;

  5. Прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;

Оборудование: книжная выставка, презентация.

Подготовка: каждый чтец готовит рассказ о поэте и читает его стихотворение, репетиция стихов, подготовка краткого сообщения о каждом поэте, подготовка презентации, поиск портретов, оформление зала, подготовка оборудования.

Ход литературного вечера.

Вступительное слово воспитателя:

Здравствуйте. Наш поэтический вечер сегодня посвящен 77-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, который празднуется в этом году. Мы обратимся к стихам поэтов Челябинской области, наших земляков, воевавших с фашистскими захватчиками не только с оружием в руках, но и своими стихами. Стихи помогали в борьбе с захватчиками, стихи укрепляли веру в победу, стихи возвышали душу простого солдата, крестьянина, рабочего завода или фабрики, интеллигента, вчерашнего студента. Это простые люди разных мирных профессий, разных национальностей, разных вероисповеданий совершили Победу. Это народный подвиг!

Многие уральские поэты принимали участие в Великой Отечественной войне. Мы сегодня будем говорить о поэтах, которые ушли на фронт или в тылу своим трудом приближали победу. Ведущей темой их творчества была защита Отечества. Лучшие произведения, созданные уральскими поэтами - фронтовиками вовремя войны и после войны, навсегда останутся в истории не только уральской, но и отечественной литературы.

1.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Массовое производство танков Т-34 в Челябинске было освоено всего за 33 дня! За все время войны он дал фронту 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тысяч танковых дизель моторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов. Челябинским оружием и техникой был оснащен Уральский добровольческий танковый корпус, созданный в 1943 году.

Поэт Михаил Львов был зачислен рядовым автоматчиком, затем офицером связи в 63-й гвардейской Челябинской танковой бригаде. Уральцы называли его поэтом танкистов, а его стихи - «танковыми стихами». Настоящее имя Рафкат Давлетович Габитов, советский поэт, член Союза писателей СССР, ветеран Великой Отечественной войны, лауреат премии «Орлёнок» и литературной премии ЧТЗ. В 1943 году в Челябинске вышел сборник «Урал воюет», в 1944 – «Дорога», в который вошли его стихи: «Поэтам Победы», много других книг.

Михаил Львов Стихотворение «Дождь»

Я должен ежедневно жить,
В грозу, в листве дрожащей жить,
И в ночь арктическую жить,
И в поворотах мира жить.
В пургу не стыть. Под ливнем - бить!
Мы присягали вечно жить.

...Где тонет танк - там ставим шест
(Могила танка под шестом).
И их уже не пять, не шесть,
(мы откопаем их потом).
Завязли мы в грязи болот.
и по железу дождь идёт,
По плащ-палатке хлещет дождь.

Ты, поскользнувшись, упадёшь - 
Поднимешься и вновь идёшь.
По плащ-палатке хлещет дождь, 
Как веткой, по лицу сечёт.
Под орденами пот течёт.
И ни привалов, ни еды.
И хочешь пить - и нет воды
(В болоте только труп воды).

Неделю дождь без берегов,
Болотный дождь в тылу врагов.
И - холод, голод, ливень, грязь,
И так легко упасть, пропасть,
И стать рабом в стране рабов,
И гробом стать среди гробов... 

Но нам приказывали жить,
Мы будем мужеству служить, 
Где под дождём кружить, но - жить,
Идти вперёд! 

Иди, живи,

Пока не дождь в твоей крови!
И мы прошли болота... 

Чтец: Михаил Львов Стихотворение «Чтоб стать мужчиной — мало им родиться»

Чтоб стать мужчиной — мало им родиться, 
Как стать железом — мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле.
Но ты — солдат и все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени...
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.


Воспитатель:

На стихи Михаила Львова написано много песен: «Сидят в обнимку ветераны”, “Поклонимся великим тем годам”, “Песня о ЧТЗ”, «Горячий снег». Поет Ю. Гуляев великий оперный певец - баритон, музыка А. Пахмутовой «Горячий снег».

(Звучит песня)

2.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Поэт Марк Соломонович Гроссман. Это имя хорошо знают на Урале. Строил Магнитогорский комбинат и полюбил наш край навсегда. Прошел финскую войну, затем Великая Отечественная война. Дошел до Берлина. Героями его фронтовых стихов являются разведчики, танкисты, летчики. В сборнике «Вдали от тебя» стихи о мужестве, о поражениях, о потерях, неизбежных на войне, о радости победы над врагом.

Марк Гроссман Стихотворение «Когда-нибудь, когда пройдет война»

Когда-нибудь, когда пройдет война,

И наш народ отпразднует победу,

И вновь посеет пахарь семена, —

Я на могилу к матери приеду.

Там шелестят березки в тишине,

Там чуть дрожит железная ограда.

Враг не топтал твоей могилы. Мне

И это, мама, ратная награда.

…Горит металл. На поле тлеет пень.

— Ты жив, солдат! — кричит сосед соседу.

Придет победы день. И в этот день

Я на могилу к матери приеду.



3.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Поэт Александр Никитович Лозневой ушел на фронт с Магнитогорского металлургического комбината. В своей автобиографии он сообщал: «Главным своим университетом считаю войну». Александр Никитович Лозневой – командир взвода 13-й артиллерийской дивизии прорыва, участник боев на Курской дуге, Днепре, Одере, боёв за Прагу, командовал стрелковым и минометными взводами, был тяжело ранен, контужен, работал в военных газетах. В конце 1960-х годов вернулся в Магнитогорск. Главная тема стихов поэта - война. Многие стихи А.Н. Лозневого были положены на музыку и стали популярными песнями: «Вечной славы огонь», «Песня о Брестской крепости».

Александр Лозневой Стихотворение «Переяславль»

Мы в этот город с автоматами входили.

Так наша месть к врагу была остра

— Что встань гора — мы б гору своротили,

Лишь только б выйти к берегам Днепра.

А город, накануне разбомбленный,

Едва дышал, полуживой и странный.

Седые и простреленные клены

Смертельные показывали раны.

Светлеет день под небом Приднепровья,

И мчится слава птицею крылатой

О том, как мы проклятой вражьей кровью

Здесь окропили камни в час расплаты.


4.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Поэт Василий Дмитриевич Оглоблин ушел на фронт 22 июня 1941 года, был парашютистом-десантником. Слово «поэт», обращенное к нему самому, В. Оглоблин впервые услышал по-немецки. «Dichter» - назвал его гестаповец в Дортмунде, когда у него, бежавшего из плена, при обыске нашли записную книжку со стихами. В. Оглоблин был узником лагерей, в том числе самого страшного - Бухенвальда. Ужасы в немецком концлагере в Бухенвальде, где пробыл 270 дней он описал в книге «Звезда моя», которая вышла в 2018 году в Копейске. Война для него закончилась вооруженным восстанием заключенных концлагеря. Ему было о чем писать, чем поделиться. Память о той страшной войне осталась в его рассказах и стихотворениях. В Челябинске его произведения печатали в сборниках, альманахах, местных газетах. В послевоенные годы В. Оглоблин пишет лирические стихи о любви, природе.

Василий Оглоблин Стихотворение «Память»

Заросли бухенвальдские тропы травой.

Всё прошло. Только память осталась живой.

Нам ещё просыпаться в поту,

Нам в беремя немую хватать пустоту.

Мы поныне ночами зубами хрустим,

Для атаки готовясь пружинами сжаться.

Мы и мёртвые им ничего не простим,

Мы и мёртвые будем

С фашизмом сражаться.

5.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Поэт Басыр Шагинурович Рафиков из Троицка, на фронт его не взяли, а в январе 1942 года мобилизовали в трудармию в рабочую колонну 1279 и направили на Магнитогорский металлургический комбинат. Работал на чугунном складе без выходных, по 12 и более часов в сутки, как и другие труженники тыла в военную пору. Автор более шестнадцати поэтических сборников.

Басыр Рафиков Стихотворение «Испытание».

В печах, где не смолкает клокотанье,

Железо закаляется огнем.

Затем металл проходит испытанье

На твердость, на разрыв и на излом…

В любви и в гневе,

В счастье и страданье

И на чужбине,

И в краю родном —

И человек проходит испытанье.

На твердость,

на разрыв

и на излом…

6.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Писатель и публицист Герман Леонидович Занадворов, живший в Челябинске, во время войны, несмотря на инвалидность, стал фронтовым журналистом 5-й армии. В оккупации, на Украине, возглавлял подпольную организацию «Красная звезда». 5 марта 1944 г. по доносу предателя они был взят полицаями и за селом расстрелян. Его дневник, найденный после войны, был опубликован под названием «Дневник расстрелянного» в 1964 году в Челябинске. Дневник стал документом страшной действительности, погружавшей человека в атмосферу горя, страха, ненависти к врагу, но всеми силами верящего в победу.

Марк Гроссман Стихотворение «На поле боя падают солдаты»

На поле боя падают солдаты

На поле боя падают солдаты,

Дрожит на касках свет далеких звезд.

И синие холодные Карпаты

Заносят снегом братский их погост.

Во имя нашей Родины и чести,

Солдатской дружбой спаяны в одно,

Бойцы победу добывали вместе,

Не всем дойти до цели суждено.

Они погибли, доверяя свято

Победе нашей, что должна прийти.

На поле боя падают солдаты…

Не забывайте павших на пути!

7.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения. Владислав Леонидович Занадворов, (младший брат – Германа Занадворова) поэт и прозаик. Писал стихи, печатался в журналах и газетах. В 1941 г. вышел единственный прижизненный сборник стихов поэта, включавший девятнадцать стихотворений. Молодой человек, подающий надежды в науке, (он окончил с отличием геолого-географический факультет Пермского университета с присвоением ему квалификации научного сотрудника), ушел на фронт в феврале 1942 года. 28 ноября 1942 г. погиб в бою у деревни Русаково Ростовской области.

Владислав Занадворов Стихотворение «Война»

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это — изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это — боль головная, что ломит висок;
Это — юность моя, что в окопах истлела;
Это — грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это — кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это — в жизни короткой последний рассвет
Над изрытой землей. И лишь как завершенье
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат
Беззаветная гибель на поле сраженья

8.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Поэт Головин Анатолий Дмитриевич родился в 1922 году, работал на ЧТЗ. В декабре сорок второго принесли повестку из военкомата. На фронт поэт ушел из Челябинска, его зачислили в школу младших командиров-связистов. Служил в минометной батарее, был связистом, протягивал телефонную связь от одного взвода к другому. А.Д. Головин прошел с боями Украину и Венгрию, был дважды ранен. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалью «За освобождение Будапешта». Перу Анатолия Головина принадлежат публицистические произведения, мемуарная проза, стихи и баллады.

Анатолий Головин Стихотворение «Баллада о танкограде».
Танкоград...
Там мой друг за станком, там и я,
белобрысым еще пареньком...
Где-то школа осталась
                          за гранью войны...
Вот детали его, вот -- мои, шатуны.
А станок день и ночь
                           Не смолкает
Витька снова деталь заправляет,
замеряет, подводит резец к ней,
                           спокоен и зорок.
Закурил, затянулся —
кричу ему: "Сорок!"
Улыбнулся, кивнул —
и все у него моментально и ловко...
Вот детали несет
                 с "козьей ножкой"
ко мне на шлифовку.
Эх, Витька —очкарик!
Родной, удивительный парень!
— Слышал?
Вчера сдали Лугу...
И ушел.
Словно пули,
                 врываются в сердце слова:
Над Уралом — пурга,
над снегами снега
 от накала красны...
Где-то танки идут на врага —
это наши гремят "шатуны".
Витька вновь у станка.
Руки быстры и четки движенья,
и застыла в складках у рта
улыбка ожесточенья.

9.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Писатель и журналист из Кыштыма Михаил Петрович Аношкин прошел войну с первых дней и до последних, был заброшен в тыл врага на Брянщину, где выполнял особые задания: взрывал мосты, вражеские поезда, разминировал дороги и поля. В своей последней книге «Рубежи» (1981) Михаил Петрович писал о самой трудной минуте фронтовой жизни, когда в рукопашном бою он впервые убил врага. Кавалер ордена Отечественной войны и Трудового Красного Знамени, он через много лет после окончания войны вновь обращается к военной теме. Выходят книги, в которых он размышляет о влиянии войны на людей и историю страны, в том числе: «Прорыв» (1964), «Особое задание» (1970), «Трудный переход» (1971) и другие.

Михаил Львов Стихотворение «В госпитале»
На миг в недавнее заглянем.
…Челябинск. Госпиталь. Концерт.
Как будто слушает с вниманьем
В халатах зал и с пониманьем.
Аплодисментов нет в конце… 

Ты этим смутно был встревожен,
Но раненый поднялся вдруг:
- Простите, хлопать мы не можем,
У нас нет рук.

Мгновенье это походило
На замешательство в строю:
Искусство слов не находило
И молча, медленно склонило
Пред жизнью голову свою.



10.Рассказ учащегося о поэте и чтение стихотворения.

Писатель Петр Михайлович Смычагин из Троицка воевал в составе Второго Белорусского фронта, участвовал во взятии Данцига, штурме Зееловских высот, во встрече с союзниками на Эльбе. Тема войны характерна для его творчества. Начало литературной деятельности относится к 1954 г. Первая повесть «Граница за Берлином». Вторая повесть «Горячая купель». Роман «Тихий гром».

А.Н. Лозневой Стихотворение «Старики»
Были молоды — старыми стали,
будто жизнь не прошли, проскакали.
Пронеслись, будто раннею ранью,
как в кино на волшебном экране.
А ведь только мальчишками были.
И голодных годов не забыли.
Были хлопцами, землю пахали,
и о нас незнакомки вздыхали.
Мы не знали на молодость скидки,
наступая в мартенах Магнитки.
И уже в сорок первом, в июле,
дали родине сталь броневую.
Веря в доброе сердце России,
адский пламень войны погасили.
До Берлина дошли. Долетели.
Поседели в боях. Постарели.

Чтец: Стихотворение «9 Мая» Михаила Давыдовича Львова


Стираются даты. Стареют солдаты.
О, молодость наша, помедли, куда ты?
Победные трубы вложи в наши губы,
Пусть гордо и грозно трубят эти трубы,
Пусть снова становится наша отвага
У красного стяга на купол рейхстага.
О, люди России! Танкисты Урала,
Чья ярая ярость врагов покарала,
Проснитесь, проснитесь, — как были, такими, -
И те, кто в могиле, и те, кто в Тагиле,
У скал Таганая, у волн Громотухи,
Придите, придите, как боги, как духи:
Я должен сегодня увидеться с вами,
Обняться в любви, обменяться словами,
За ваше здоровье как следует выпить!
На мраморе ваши фамилии выбить!
Я знаю, что многим не додано должное,
И ваше бессмертье должно быть продолжено!..
Содвинемся в клятве и скажем по праву:
— Никто не отнимет у нас эту славу!
День нашей победы — ты — гордость! Ты - ярость!
Ты — молодость наша! Ты — сердцу как парус!
Когда – нибудь грохнусь, цветы обнимая,
Умру — не забуду Девятое мая!
И, даже в могиле бока проминая,
Я буду причастен к Девятому мая!

Рефлексия.

Воспитатель: просьба высказаться всем по теме нашего литературного вечера

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…









у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…





Наш литературный вечер закончен. Спасибо всем рассказчикам и чтецам за выступление. Спасибо всем за ваши ответы.