Поэтическое чаепитие «Любимое варенье»
Подготовил педагог-психолог
Маслова-Осташевская Л.Л.
Цель:
- Познакомить детей с историей и целебными свойствами чая и варенья, народной традицией чаепития.
Задачи:
1 Воспитывающая:
прививать потребность здорового образа жизни, правильного питания, употребления чая, учитывая его целебные свойства.
Воспитывать и прививать навыки чайного этикета и культурного отдыха за чаем с песнями и стихами.
2 Развивающая:
развивать познавательные и творческие способности детей, закрепить умение работать над проектной задачей.
3 Формирующая:
формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития на Руси.
4 Познавательная:
вовлекать воспитанников в активный процесс поиска информации, разработки заданий при подготовке к мероприятию.
Ребята! Сегодня у нас с вами будет замечательное вкусное и очень сладкое занятие! А чтобы узнать какой, я загадаю вам загадку, а вы ее отгадаете!
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье —
Ароматное…
(ВАРЕНЬЕ)
Но это мероприятие не просто про варенье, а поэтическое чаепитие с конкурсами и упражнениями. Скажите мне вы любите ходить в гости? (Отвечают) А сами гостей приглашаете? (Отвечают) А знаете, как гостей встречать, развлекать нужно? Вот сейчас и проверим. Я буду читать вам стихотворение, а вы, если делаете так, должны кричать: «Это я! Это я! Это все мои друзья». Только будьте внимательны, чтоб не попасть впросак.
Если гости постучались,
Их с улыбкой мы встречаем. («Это я! Это я!»)
Говорим гостям: «Войдите
И пальто свои снимите». («Это я! Это я!»)
Всех гостей мы угощаем
Ароматным сладким чаем. («Это я! Это я!»)
Если яблоко одно,
Поделюсь я все равно. («Это я! Это я!»)
Посуду грязной не оставлю,
Гостей ее помыть заставлю. («Это я! Это я!»)
Предложу гостям игру,
После сам все приберу. («Это я! Это я!»)
А любимую игрушку
Тихо спрячу под подушку. («Это я! Это я!»)
Продолжаем мы игру.
Вот карандаши беру,
Нарисую лес, и дом,
И друзей всех в доме том. («Это я! Это я!»)
Нарисую я Сережке
Длинные усы и рожки. («Это я! Это я!»)
Гости собрались домой,
Я им помашу рукой, («Это я! Это я!»)
«До свидания» скажу
И снова в гости приглашу. («Это я! Это я!»)
ЗАДАНИЕ 1 (устно) Игра «Продолжалки».
Педагог читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму, чтобы получилось смешное четверостишье. Главное чтобы добавляли слова связанные с вареньем.
- В баночке стеклянной
Чудо наслажденье.
Душистое и сладкое
Клубничное варенье.
- Шла собака по роялю, говоря примерно так...(Кот учуял вдруг варенье и забрался на чердак)
- Вы слыхали, на базаре Чудо-птицу продавали...(С баночкой варенья и куском печенья)
- В зоопарке плачет слон, Увидал мышонка он...(Дайте слонику варенья, для чумового настроенья)
- Мы сегодня в лес пойдём.
И малины наберём.
Сварим вкусное варенье.
И намажем на печенье.
- Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час...» (Привезти варенье, всем на угощенье!)
ЗАДАНИЕ 2 «Слова, слова, слова»
Вписать пропущенные слова в стихотворение.
Кто придумал объеденья?-
Всевозможные варенья?
Из малины и клубники,
Из черешни и черники...
Все, увы, не перечесть!
Я готов всё время есть:
И вишнёвое из плошки,
Из крапивы и морошки...
Говорят: "К столу, Серёжка"!
- Где моя большая ложка?
ЗАДАНИЕ 3 «Стихи – загадки»
Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела. (ЗЕМЛЯНИКА) Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (МАЛИНОЙ) Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины… (ЧЕРНИКА) Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (СМОРОДИНА) Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… (КЛЮКОВКА) Плод на ветках тут и там Сине-фиолетовый. На варенье хватит нам Урожая этого. (СЛИВА) | В красных платьицах сестрички Прицепились за косички. Летом в сад зайдите здешний — Созревают там. (ЧЕРЕШНИ) Он тяжелый и пузатый, Толстокожий, полосатый, Сладкий, словно мед, на вкус. Как зовут его? (АРБУЗ) Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (КЛУБНИКА) На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовется он? (КРЫЖОВНИК) Не на шутку, а всерьез Куст колючками оброс. Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (ЕЖЕВИКА) |
ЗАДАНИЕ 4. «Какое варенье?»
Предлагаю помочь маме приготовить варенье, сок из имеющихся ягод и фруктов. Ребёнок «кладёт» (вставляет в карман банки) фрукты и ягоды. Ребёнок должен назвать, какой сок или какое варенье получилось.
Сок из яблок-яблочный, варенье-яблочное
Сок из груш-грушевый, варенье-грушевое
Сок из слив-сливовый, варенье-сливовое
Сок из вишни-вишневый, варенье-вишнёвое
Сок из клубники-клубничный, варенье-клубничное
Сок из винограда-виноградный, варенье-виноградное
Сок из груши-грушёвый, варенье-грушёвое
- Молодцы, справились с заданием.
Летом очень много ароматных ягод:
Жимолость, крыжовник, сладкая ирга…
Наварить варенья можно сразу на год,
Или же отведать с чаем пирога!
Вкусные компоты из садовой вишни,
Будут ярким вкусом радовать зимой,
Джем клубничный тоже станет здесь нелишним,
Он в мороз согреет сердце теплотой!
Есть повсюду летом множество малины,
Спелой костяники дополна в лесу,
Запасать с успехом можно витамины,
В холода варенья радость принесут!
ЗАДАНИЕ 4. Игра «Потопаем-похлопаем»
Если вы согласны с тем, что я говорю - то хлопаете в ладоши и говорите «Да», а если не согласны – то топаете ножгами и говорите «Нет».
• Ягоду ты рви и в рот ее сразу клади! (ДА)
• С банкой варенья справляюсь я сам, а своим друзьям никому не дам! (НЕТ)
• День варенья отмечаю и всех чаем с вареньем угощаю (ДА)
• Ягоды малины собираю и кусты ломаю! (НЕТ)
• Варю из кабачков варенье – всем на удивленье! (ДА)
• Смородина прекрасная, есть черная, есть красная! (ДА)
• Летом зреет ягодка спелая, душистая, в лес по ягоды пойдем земляники наберем! (ДА)
• Я подумал, что варенье может портить настроенье (НЕТ)
• Сварит бабушка варенье, пригласим на угощение! (ДА)
• Разговоры про варенье улучшают настроение! (ДА)
• Так много сладостей на свете, но их совсем не любят дети! (НЕТ)
ЗАДАНИЕ 4. Игра «Моё любимое варенье»
Все люди в своей жизни пробовали варенье. Кто-то его любит, а кто-то не очень. Определите, пожалуйста, какое варенье у нас на блюдцах (На блюдцах разлито несколько видов варенья. Дети подходят и с закрытыми глазами пробуют каждый вид варенья)
Малиновое 2. Вишневое 3. Абрикосовое 4. Сливовое 5. Грушёвое 6. Клубничное 7. Ежевичное
Самовар-то греется,
Вот-вот закипит.
Надо, чтобы вовремя
Стол наш был накрыт.
Несколько детей (выносят угощения к чаю).
Ароматное варенье
Очень вкусное варенье
Вмиг поднимет настроенье
И, пленяя ароматом,
В детство унесёт куда-то.
Есть в варенье запах лета,
Все плоды теплом согреты,
Сварены с большой любовью
И полезны для здоровья!
Есть в варенье запах счастья,
Ведь и в стужу и в ненастье
Чай с вареньем отогреет,
Станет сразу веселее!
- Ну, а какой же чай без частушек. Кто смелый запевай и бублик получай! Частушки (исполняют дети)
Подавай мне чашку чая. Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю, Наливай горячий чай! Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку! Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар! | Ела ложкой я варенье, Рифмовала, как могла. Только для стихотворенья Слишком баночка мала. Варит бабушка варенье, И ворчит: «Имей терпенье!» Я, насупившись у стенки, Жду малиновые пенки. Свежих ягод не хочу! Молча, ложку я верчу. А на кухне — аромат, Слышно — ягоды кипят. Мне бабуля свитер вяжет, Ну, когда же она скажет: «Сладкоежка, хватит дуться, Где твое большое блюдце? |
Вот уже струится пар,
Закипает самовар,
Наливайте чаю нам!
- Пейте чай с вареньем, это очень полезно!
- Вспомните пословицы о чае.
Чай пить - не дрова рубить.
С чая лиха не бывает.
Чай не пьешь, откуда силы берешь?
Чай пить – долго жить.
Кушай варенье да слушай говоренье.
В банке варенья кусочек летнего настроенья.
- Напились сегодня чая мы, ребята, от души,
Насмеялись, наигрались взрослые и малыши.
Сейчас пришла пора прощаться,
Но перед тем как расставаться,
Пожелать хочу вам я,
Растите крепкими, друзья,
Чаек пейте, да здоровейте!
Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.
И говорю Вам: “До свиданья!”
Кто придумал объеденья?
Всевозможные ________?
Из ________ и _________,
Из ________ и ________...
Все, увы, не перечесть!
Я готов всё время ____:
И _________из плошки,
Из ______ и ________...
Говорят: «К столу, __________»!
- Где моя __________
__________?
варенья малины клубники
черешни черники есть
вишнёвое крапивы морошки Серёжка
большая ложка
Подавай мне чашку чая. Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю, Наливай горячий чай! Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку! Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар! | Ела ложкой я варенье, Рифмовала, как могла. Только для стихотворенья Слишком баночка мала. Варит бабушка варенье, И ворчит: «Имей терпенье!» Я, насупившись у стенки, Жду малиновые пенки. Свежих ягод не хочу! Молча, ложку я верчу. А на кухне — аромат, Слышно — ягоды кипят. Мне бабуля свитер вяжет, Ну, когда же она скажет: «Сладкоежка, хватит дуться, Где твое большое блюдце? |