Вся я – иная (поэтическое сознание Марины Цветаевой)
«…с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта …»
М. Цветаева «Мой Пушкин»
Мифы о слепцах-пророках, слепой, лишенный физического зрения, обладает внутренним
Что же мне делать, слепцу и пасынку ,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям —
Страсти! где насморком
Назван — плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей ! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как пó мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Что же мне делать, певцу и первенцу ,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
22 апреля 1923
Певчая птица – соловей – «Роза и Соловей» Оскара Уайльда – связь красоты и песни со страданием
Первенец – первый ребенок, который должен хранить и передавать родовые традиции, наследует лучшее от рода.
Напряжение между значениями
Пасынок – человек без рода, отъединный от общества (семьи, коллектива). Проявление «нездешности»
Стихи для анализа в группах
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, ты не скажешь строго: — «Терпи, ещё не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звёздам в чёрной башне, Вести детей вперёд, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день! Люблю и крест и шёлк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет!
Таруса, 26 сентября 1909
Черты, характеризующие поэтическое сознание Марины Цветаевой
- разделение мира на поэта и всех, отъединенность поэта от толпы, избранность поэта;
- раненность, страдание, благодаря которому поэт воспевает красоту и жизнь;
- приобщенность поэта к истине;
- разделение высшего мира и земного – знание истинной ценности каждого из этих миров;
- защита высшими силами;
- наполненность жизнью, наполненность стихами. Вдохновение, которое хлещет, как кровь из вен;
- жажда абсолюта, желание обладать разнообразным жизненным опытом, принять на себя множество ролей и масок.
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берёт, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.
Коктебель, 13 мая 1913
Какие характерные черты стихотворения подчеркивает чтение Алисы Фрейндлих?
Как бы Вы назвали то, что угадала Цветаева: поэтическим прозрением или осуществившимся желанием?
Почему Цветаева не любила, когда ее называли «поэтесса», а только «поэт»?
На трудных тропах бытия Мой спутник — молодость моя. Бегут как дети по бокам Ум с глупостью, в серёдке — сам. А впереди — крылатый взмах: Любовь на золотых крылах. А этот шелест за спиной — То поступь Вечности за мной.
Урок подготовила студентка 3 курса 1 группы
Норина Екатерина