СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поэтическое сознание Марины Цветаевой» Презентация к уроку

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать понимание двойственности положения поэта, в котором соединяются человек и творец.

Задачи: 

сформировать представление о поэтическом сознании Марины Цветаевой,

сформировать интерес к творчеству Марины Цветаевой глубже,

сформировать интерес к поэзии и творческим судьбам поэтов,

сформировать навык анализа поэтического текста.

Урок для 11 класса, 2-ой урок по творчеству Марины Цветаевой

Просмотр содержимого документа
««Поэтическое сознание Марины Цветаевой» Презентация к уроку»

Вся я – иная  (поэтическое сознание Марины Цветаевой) «…с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта …»  М. Цветаева «Мой Пушкин»

Вся я – иная (поэтическое сознание Марины Цветаевой)

«…с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта …»

М. Цветаева «Мой Пушкин»

Мифы о слепцах-пророках, слепой, лишенный физического зрения, обладает внутренним Что же мне делать, слепцу и пасынку , В мире, где каждый и отч и зряч, Где по анафемам, как по насыпям — Страсти! где насморком Назван — плач!   Что же мне делать, ребром и промыслом Певчей ! — как провод! загар! Сибирь! По наважденьям своим — как пó мосту! С их невесомостью В мире гирь.   Что же мне делать, певцу и первенцу , В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?! 22 апреля 1923  Певчая птица – соловей – «Роза и Соловей» Оскара Уайльда – связь красоты и песни со страданием Первенец – первый ребенок, который должен хранить и передавать родовые традиции, наследует лучшее от рода. Напряжение между значениями Пасынок – человек без рода, отъединный от общества (семьи, коллектива). Проявление «нездешности»

Мифы о слепцах-пророках, слепой, лишенный физического зрения, обладает внутренним

Что же мне делать, слепцу и пасынку ,

В мире, где каждый и отч и зряч,

Где по анафемам, как по насыпям —

Страсти! где насморком

Назван — плач!

Что же мне делать, ребром и промыслом

Певчей ! — как провод! загар! Сибирь!

По наважденьям своим — как пó мосту!

С их невесомостью

В мире гирь.

Что же мне делать, певцу и первенцу ,

В мире, где наичернейший — сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?!

22 апреля 1923

Певчая птица – соловей – «Роза и Соловей» Оскара Уайльда – связь красоты и песни со страданием

Первенец – первый ребенок, который должен хранить и передавать родовые традиции, наследует лучшее от рода.

Напряжение между значениями

Пасынок – человек без рода, отъединный от общества (семьи, коллектива). Проявление «нездешности»

Стихи для анализа в группах

Стихи для анализа в группах

  Молитва  Христос и Бог! Я жажду чуда  Теперь, сейчас, в начале дня!  О, дай мне умереть, покуда  Вся жизнь как книга для меня.   Ты мудрый, ты не скажешь строго:  — «Терпи, ещё не кончен срок».  Ты сам мне подал — слишком много!  Я жажду сразу — всех дорог!   Всего хочу: с душой цыгана  Идти под песни на разбой,  За всех страдать под звук органа  И амазонкой мчаться в бой;   Гадать по звёздам в чёрной башне,  Вести детей вперёд, сквозь тень…  Чтоб был легендой — день вчерашний,  Чтоб был безумьем — каждый день!   Люблю и крест и шёлк, и каски,  Моя душа мгновений след…  Ты дал мне детство — лучше сказки  И дай мне смерть — в семнадцать лет!     Таруса, 26 сентября 1909

Молитва

Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. Ты мудрый, ты не скажешь строго: — «Терпи, ещё не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой; Гадать по звёздам в чёрной башне, Вести детей вперёд, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день! Люблю и крест и шёлк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет!

Таруса, 26 сентября 1909

Черты, характеризующие поэтическое сознание Марины Цветаевой разделение мира на поэта и всех, отъединенность поэта от толпы, избранность поэта; раненность, страдание, благодаря которому поэт воспевает красоту и жизнь;   приобщенность поэта к истине; разделение высшего мира и земного – знание истинной ценности каждого из этих миров;   защита высшими силами; наполненность жизнью, наполненность стихами. Вдохновение, которое хлещет, как кровь из вен; жажда абсолюта, желание обладать разнообразным жизненным опытом, принять на себя множество ролей и масок.

Черты, характеризующие поэтическое сознание Марины Цветаевой

  • разделение мира на поэта и всех, отъединенность поэта от толпы, избранность поэта;
  • раненность, страдание, благодаря которому поэт воспевает красоту и жизнь;
  •   приобщенность поэта к истине;
  • разделение высшего мира и земного – знание истинной ценности каждого из этих миров;
  •   защита высшими силами;
  • наполненность жизнью, наполненность стихами. Вдохновение, которое хлещет, как кровь из вен;
  • жажда абсолюта, желание обладать разнообразным жизненным опытом, принять на себя множество ролей и масок.
Моим стихам, написанным так рано,  Что и не знала я, что я — поэт,  Сорвавшимся, как брызги из фонтана,  Как искры из ракет,   Ворвавшимся, как маленькие черти,  В святилище, где сон и фимиам,  Моим стихам о юности и смерти,  — Нечитанным стихам!   Разбросанным в пыли по магазинам,  Где их никто не брал и не берёт,  Моим стихам, как драгоценным винам,  Настанет свой черёд.  Коктебель, 13 мая 1913    Какие характерные черты стихотворения подчеркивает чтение Алисы Фрейндлих? Как бы Вы назвали то, что угадала Цветаева: поэтическим прозрением или осуществившимся желанием? Почему Цветаева не любила, когда ее называли «поэтесса», а только «поэт»?

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берёт, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.

Коктебель, 13 мая 1913

Какие характерные черты стихотворения подчеркивает чтение Алисы Фрейндлих?

Как бы Вы назвали то, что угадала Цветаева: поэтическим прозрением или осуществившимся желанием?

Почему Цветаева не любила, когда ее называли «поэтесса», а только «поэт»?

 На трудных тропах бытия  Мой спутник — молодость моя.   Бегут как дети по бокам  Ум с глупостью, в серёдке — сам.   А впереди — крылатый взмах:  Любовь на золотых крылах.   А этот шелест за спиной —  То поступь Вечности за мной. Урок подготовила студентка 3 курса 1 группы Норина Екатерина

На трудных тропах бытия Мой спутник — молодость моя. Бегут как дети по бокам Ум с глупостью, в серёдке — сам. А впереди — крылатый взмах: Любовь на золотых крылах. А этот шелест за спиной — То поступь Вечности за мной.

Урок подготовила студентка 3 курса 1 группы

Норина Екатерина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!