Тема : Поэтический образ русской крестьянки в отрывке из поэмы « Мороз, Красный нос » . Роль эпитетов , сравнений в создании образа русской женщины .
Цели : Знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасо , обучение выразительному чтению , анализу поэтического текста , нахождению выразительных средств языка и письму сочинению . Знакомство учащихся с творчеством художника А. Пластова .
Методические приемы : эвристическая и аналитическая беседа , дискуссия , словарная работа опережающие задание , работах в группах , технология исследования .
Ход урока.
Слово учителя .
Сегодня на уроке , ребята , мы познакомимся не только с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова « Мороз, Красный нос » , но и узнаем новое имя - художник Аркадий Пластов . Н. А. Некрасов писал : « Я Лиру, посвятил народу своему . А Аркадий Пластов продолжил : « Изображение крестьянского труда отрадно … Этот древний труд : священен, вы познаете радость бытия ». Мы рассмотрим образ русской крестьянки в отрывке из поэмы Некрасова и живописи Аркадия Пластова . Выявим роль художественных средств в создании образа русской женщины .
Прослушаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова и приготовимся отвечать на вопрос :
Выразительное чтение отрывка
1) Какое впечатление у вас оставляет этот отрывок?
Чувство гордости и чувство восхищения, преклонения перед красотой , трудолюбием , выносливостью русской крестьянки .
2) Обратимся к тексту поэмы стр. 167.
Какие эпизоды из жизни русской крестьянки выделяет поэт? Перечитаем .
а ) эпизод с косами
б ) эпизод в игре
в ) эпизод к обедне
3) Ребята , а как вы понимаете смысл эпизода с косами ? Почему рассердилась крестьянка ?
Замужняя женщина на Руси не должна была показывать посторонним свои волосы , паренек решил пошутить и подбросить их кверху . Крестьянка возмущена его поступком . Поэтому « Лицо величаво , как в раме , смущеньем и гневом горит …» У Некрасова было особое отношение к русской женщине. О своей маме, Елене Александровне, он писал : « Во мне спасла живую душу ты ».
Способность воспринимать прекрасное - это дар природы людям, но люди должны этот дар развивать , так как это ведет к познанию мир , поэтому мы сегодня будем с вами работать в группах . 1) лингвисты, 2 ) литературоведы , 3 ) иллюстраторы . Правила вам знакомы . Они разложены на пары . Не забудьте , что вы должны заполнить на себя рабочую карту урока , оцениваю вашу работу я .
Задания группам .
Лингвисты
1.Что хочет сказать автор о русской женщине строками ?
а ) с красивою силой в движеньях .
с походкой со взглядом цариц ….
б ) Пройдет - словно солнце осветит !
Посмотрит - рублем подарит !
в ) Во всякой одежде красива ,
Ко всякой работе ловка .
г ) В игре ее конный не словит ,
В беде - не сробеет , - спасет …
д ) В ней ясно и крепко сознанье ,
что все их спасенье в труде …
Учащиеся отмечают величавость русской женщины , ее взгляд дорог , словно золотой рубль, она на все руки мастерица : и петь и плясать и защитница смелая понимает, что нужно трудиться, потому что труд - залог всего .
Таким образом , в словах поэта отражен характер русской женщины .
2. Как вы понимаете выражения :
а ) «ей некогда лясы точить»
б ) « сидит , как на стуле , двухлетний
ребенок у ней на груди …»
в ) « красивые , ровные зубы , что
крупные перлы на ней »
г ) не жалок ей нищий убогий –
вольно ж без работы гулять
Ученики объясняют выражения : а ) некогда вести пустые разговоры , б ) уверенно , спокойно , в ) сравнивает с жемчугом красоту зубов , г ) не жалок тот, кто не работает.
3. Какие синонимы использует автор в отрывке к слову женщина ? Объясните их роль .
Учащиеся находят синонимы к слову женщина . Это « женщины в русских селеньях», « баба », « матка» . Они отмечают различную стилистическую окраску данных слов .
Такое нарастание подчеркивает связь русской женщины с домом , семьей , землей и ее чувство собственного достоинства – она идет впереди – она мать .
Литературоведы
1. Дайте определение терминов :
а ) эпитет
б ) сравнение
в ) рифма
2. Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует автор ?
Учащиеся называют изобразительные средства , объясняя их роль .Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины . Этими средствами поэт подчеркивает ее трудолюбие , моральную чистоту , душевную ясность, высокое достоинство любящей матери и верной жены , ее величавость и важность .
3. Как рифмуются строки ?
Ученики составляют схему рифмовки и определяют вид : перекрестная рифма .
Иллюстраторы
1. Соотнесите иллюстрации , репродукции картин Аркадия Пластова с рассказами о художнике , которые вы приготовили дома .
а ) « Автопортрет »
б ) « Прислониха »
в ) « Деревенский март »
г ) « Портрет художника Д.И. Архангельского »
д ) « На колхозном току »
е ) иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова « Мороз, Красный нос »
Работая с иллюстрациями , репродукциями картин художника ученики отмечают , что произведения А. Пластова - это гимн красоте крестьянского труда , трудолюбию и красоте русского народа .
2. Какие слова из отрывка поэмы Н.А. Некрасова могли бы служить подписью к данным иллюстрациям на стр. 167 . Докажите правильность подобранных слов . Какими средствами художник подчеркивает человеческое достоинство русской женщины ?
Учащиеся подчеркивают родство разных видов искусства живописи и художественного слова , отмечают различия в изображении героини . Инструментом поэта является слово, а художник работает с красками , светотенью , позой .
3. Соревнование с художником . Проиллюстрируйте этот отрывок сами. Какой вы видите русскую крестьянку .
Подведем итоги .
1. Какие слова считаете главными в отрывке ?
Учащиеся зачитывают слова и делают вывод , что труд - основа жизни русской женщины . Для нее труд - это праздник .
Группы учащихся получают задание написать сочинение - миниатюру « Какой я вижу русскую женщину в отрывке из поэмы Н.А. Некрасова « Мороз, Красный нос »
Представители групп зачитывают сочинения .