«Поэты о Великой Отечественной войне»
Цель: познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о русских поэтах, писавших о подвигах неизвестных детей; знакомство с лирическими произведениями о детях на войне.
2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм.
3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению
Тип урока: урок художественного восприятия произведений.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание)
- Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Начинаем урок литературы.
Ольга Киевская
Баллада о матери
Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"
«Нет! – она просила, - пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте, -
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, - расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном, -
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, – убийственно великой, -
Может быть у Матери любовь.
Ребята, о чем это стихотворение? В чем смысл этого стихотворения? (Смысл стихотворения – любовь к детям). Кого из сыновей мать любила больше? (Для матери дороже своих детей никого нет)
В стихотворении Ольги Киевской «Баллада о матери» мы видим пожилую, физически беспомощную и слабую женщину, умоляющую немцев не расстреливать двух её сыновей.
Услышав приговор фашиста, мать, сильная духом женщина, готовая идти на смерть ради жизни сыновей, просит убить её, но оставить в живых детей. Немецкий офицер предлагает ей выбрать только одного сына, которого пощадят. Но разве может понять фашист, что в этой «смертельной круговерти» испытывает материнское сердце? Ведь спасая жизнь одному сыну, мать обрекает на смерть другого. Ужас и страх женщины передаётся приёмом градации: «Замолчала, зарыдала мать, запричитала…» «Кто роднее? Кто дороже?» — задаёт она себе с горечью вопросы, на которые нет ответа. …Взгляд туда-сюда переводила… О, не пожелаешь и врагу Мук таких! Сынов перекрестила. И призналась фрицу: «Не могу! Немец выносит страшный приговор: «Помни, одного — мы убиваем, а другого — убиваешь ты!» На протяжении всего стихотворения звучит страшный мотив выбора: первый — последний, стать- юность, первенец -последыш, расстрелять-оставить в живых, пожил — не начинал жить. Тем более страшно звучит: …А они, обнявшись, как и прежде, Спят свинцовым беспробудным сном,- Две кровинки, две её надежды, Два крыла, пошедшие на слом… Метафорой «безмолвно сердцем каменея» автор передаёт и боль, и безвыходность, и пустоту, которую испытывает мать убитых сыновей. …Вот такой,- убийственной великой,- Может быть у Матери любовь.
Дети на войне –
два несовместимых слова. Во время Великой Отечественной войны в рядах красной армии служило более трех с половиной тысяч фронтовиков младше 16 лет. Их называли сыновьями полка, хотя были среди них и дочери. Долгих четыре года шла эта война. Путь к победе был трудным… ВеликаяОтечественная война, которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой победой. Враг был сломлен.
- Как вы думаете, почему наш урок я начала с разговора о войне?
(Мы сегодня будем говорить о войне и читать о ней произведение).
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и подумать над темой сегодняшнего урока. (просмотр фильма «Дети войны»)
- Итак, какова же тема нашего урока?
Тема урока звучит так: «Поэты о Великой Отечественной войне. Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне».
- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере и в глубоком тылу. Вот некоторые строки из детских воспоминаний тех лет.
«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы» (Т.С. Ивлева, полиграфист.) АЛИНА
«Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен,отправлении на лечение в тыл…» (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник) ЖЕНЯ
« Нам, детям войны, никогда не забыть тот кошмар, который мы пережили. Главныйлозунг того времени был: "Все для фронта, все для победы." И мы, полуголодные подростки, работали на полях и фермах, так как рабочих рук в колхозе не хватало. Всех мужчин забирали на фронт, в деревне оставались старики, женщины и дети. Дети выполняли тяжелейшую работу: косили траву, потом собирали в стога, убирали урожай с полей, молотили и закладывали в закрома. Но нам этот хлеб, можно сказать, не доставался. Все сдавали государству, чтоб кормить воинов, а сами очень сильно голодали. Ели всяческиетравы, корни, запасали из леса грибы и ягоды, но грибы даже нечем было посолить, не былосоли, а о сахаре и думать не приходилось. КРИСТИНА
Когда мне исполнилось 13 лет, послали на лесозаготовки: рубили лес для восстановления
разрушенных городов, работали от зари до зари, не было у нас ни выходных, ни праздников.Жили в бараках по 40 человек. А было это на севере, в Архангельской области. Морозы достигали 40-45 градусов, снег был очень глубокий, за день вся одежда на нас вымокнет,
потом замерзнет и приезжали в барак как в скафандре. Вот такое страшное было у менядетство. Я никому не желаю того, что пережили мы - дети войны.» (Коваль Капиталина Игоревна) ЮЛЯ
- Какими они были, дети войны? Героями?
Герой слово особое. Его не каждому присвоишь. Были самыми обыкновенными мальчишками.
Вот адресованное матери фронтовое письмо:
«Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую маму.
Знаю, что каждый день ты переживаешь обо мне. Я вынес с поля боя немолодого солдата. Он умирал у меня на руках и звал свою маму и с этими словами умер» ДИЛЯРА
2.Подготовка к восприятию:
- Какие ассоциации у вас вызывают эти два ключевых слова: ДЕТИ и ВОЙНА
- Ребята, почему два разных слова «Дети и война» поставлены рядом?
(Детство- самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война- это горе и смерть, надо воевать ради жизни, дети и война несовместимы.)
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях.
3. Новый материал
Наша задача – узнать, почувствовать, как поэты передали эту тему, какие мысли и чувства пробуждают произведения о Великой Отечественной войне, как художники в своих произведениях отразили это время.
Запись темы урока в тетради.
- В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. Трудной теме «Дети и война» посвятил свое стихотворение «Рассказ танкиста» поэт Александр Трифонович Твардовский.
Сообщение о Твардовском.
Твардовский Александр Трифонович родился в 1910 г. в семье кузнеца. Во время войны 1941–1945 гг. был военным корреспондентом, написал стихотворения о войне, поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются примером писательского мастерства.
В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.
Дома вы должны были прочитать стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста»
- О чем это стихотворение?
- О каком событии идет речь? (наступление, бой)
Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.
- Из каких строк это видно? (зачитать)
(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)
- Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)
- Можно ли поступок мальчика считать геройским?
(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)
– Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)
- Как отблагодарил мальчишку танкист? Объясните такое отношение танкиста к ребенку.
(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)
- Чего себе не может простить бывший танкист? Почему?
- Посмотрите на 1 и последнюю строфы. Зачем автор повторяет их? (кольцевая композиция помогает передать чувства, переживания героя. Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)
- Работа с иллюстрацией. Может ли мы сказать, что эта иллюстрация отражает события стихотворения? Почему?
Работа по вопросам учебника.
1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить врага. Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.
Литература и изобразительное искусство
Стр. 158
Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»?
На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.
На картине «Вот солдаты идут...» изображена горящая степь. На переднем плане идет отряд наступающих солдат. Их фигуры освещены заревом пожара, на заднем плане атаку развивают танки. В стихотворении Твардовского есть строки: «Душила гарь и копоть: От дома к дому шел большой пожар». С этими строками можно соотнести эту картину.
Фонохрестоматия
Сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись стихотворения К. Твардовского «Рассказ танкиста». Читает известный певец и музыкант, актер и режиссер Алексей Воробьев. Обратите внимание, как актер голосом пытается передать трагичность ситуации, душевное состояние героя.
1. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?
Для автора важно рассказать об этом подвиге, а наградить своего мальчонку ничем кроме как этим упоминанием он, к сожалению, не может. Так, он мог бы хотя бы назвать его имя, но приходится повторять, что он не спросил, как его зовут.
Совершенствуем свою речь
Стр. 159
1. Как вы понимаете следующие строки, словосочетания?
— Все нынче, как спросонку— спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
— Бедовый, из тех, что главарями у детей — озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
— А он гвоздит — не выглянуть из башен — он, немец (то есть немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
— ...за каким домишкой он примостился — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
— Заходим в тыл и полный газ даем
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее вместе с артиллеристами.
Какие средства выразительности встречаются в этом стихотворении?
Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.
В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).
Итоги урока.
ВОЙНА
Что вы слышите? (плач, взрыв, грохот, залпы орудий, крики, стоны, рев сирены)
Что видите? (слезы, горе, голод, страх, разруха, смерть)
Что чувствуете? (тревога, горечь, печаль, страдание, беспокойство)
- Подберите к слову война эпитеты.
(Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская…)
- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
В далеком 1941 году в обычный летний день 22 июня внезапно, без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. Началась великая война, которая длилась долгих четыре года и не щадила никого: на фронт уходили и старые, и молодые… Женщины провожали сыновей, мужей, братьев, отцов, понимая, что возможно никогда их больше не увидят.
-Какое впечатление произвели на вас стихотворения А.Т. Твардовского и К.М. Симонова? Что вы узнали о войне? (Прослушивание песни «Дороги…»)
Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.
Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.
Домашнее задание. Представьте себе, что вы знаменитый скульптор. Вы прочитали стихи А.Твардовского, К.Симонова и решили создать памятник, который вы поставили бы детям войны. Сделайте эскиз. Объясните, почему именно такой.
-Константин Симонов родился в Петрограде (сейчас- Санкт-Петербург), но все детство провел в далеких военных городках, так как отчим был военным, и семья часто переезжала. Своего родного отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мама научила его любить литературу и поэзию. Симонов закончил школу, получил рабочую специальность токаря, но стал писать стихи, публиковать их в газетах и журналах, затем учился в Литературном институте. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом на фронте, его стихи солдаты переписывали, учили наизусть: «Жди меня, и я вернусь», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие. После войны Симонов писал романы, пьесы, воспоминания. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
Запись в путевой лист: факты из жизни К. Симонова.
- События войны дали обширный материал для стихотворений. Героями их становились юные участники войны. Одно из них посвящено героям Брестской крепости.
2) Послушайте некоторые исторические справки, запишите в путевой лист одно предложение, что это за город Брест.
-Брестская крепость находилась на границе Советского Союза, с первого дня войны гарнизон вместе с жителями оказался в окружении врага, но не сдался, а продолжал воевать, не хватало боеприпасов, еды, люди гибли, но не сдавались. Спастись удалось немногим. Среди солдат были и дети.
- Прослушивание аудиозаписи стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". Читает заслуженный арт. А. Симановский. Обратите внимание, как актёр голосом пытается передать трагичность ситуации, душевное состояние героя.
3) Анализ произведения
- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оставило стихотворение? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)
(откройте учебники стр.148)
- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
- Чем поразила автора увиденная картина?
( многие погибли, как мать мальчишки, трудные военные дороги, раненый отец; поседевший от горя, увидевший смерть мальчик спал, привязанный к станку артиллерийского оружия." Седой мальчишка")
- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"? (Сл.7. презентации)
(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)
Запись в путевой лист: лафет - станок артиллерийского орудия.
- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, "За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?
(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)
- К кому автор обращается: «Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца»?
(Обращается к тем, кто не был на фронте, знает войну со слов других, а тем, кто участвовал в боях, видел отступление, чувство сострадания проникло глубоко в душу, они мечтают вернуть Родину, увидеть, как ребенок возвратится домой.)
- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.)
- Обратите внимание, что лирический герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит.» К кому? Ведь собеседника нет?
(У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах — боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.)
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.), тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
- Но если не вернется??? (ЗАЧИТАЙТЕ) если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.)
Итоги урока.
ВОЙНА
Что вы слышите? (плач, взрыв, грохот, залпы орудий, крики, стоны, рев сирены)
Что видите? (слезы, горе, голод, страх, разруха, смерть)
Что чувствуете? (тревога, горечь, печаль, страдание, беспокойство)
- Подберите к слову война эпитеты.
(Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская…)
- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
В далеком 1941 году в обычный летний день 22 июня внезапно, без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. Началась великая война, которая длилась долгих четыре года и не щадила никого: на фронт уходили и старые, и молодые… Женщины провожали сыновей, мужей, братьев, отцов, понимая, что возможно никогда их больше не увидят.
-Какое впечатление произвели на вас стихотворения А.Т. Твардовского и К.М. Симонова? Что вы узнали о войне? (Прослушивание песни «Дороги…»)
Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.
Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.
Домашнее задание. Представьте себе, что вы знаменитый скульптор. Вы прочитали стихи А.Твардовского, К.Симонова и решили создать памятник, который вы поставили бы детям войны. Сделайте эскиз. Объясните, почему именно такой.