Литература
Тема урока : Поэты о ВОв. К. М. Симонов « Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема.
Ход урока.
1.Добрый день! Ребята, откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Прочитайте внимательно.
Война … Сколько горя она принесла нашему народу. Сколько было разрушено и сожжено сел, городов, деревень, сколько погибло людей. Но больней всего то, что смерть не жалела даже детей. Следует отметить, что это горе не оставило равнодушными многих писателей и поэтов Советского Союза, и ими были написаны рассказы и стихотворения о детях войны.
«Мальчик из села Поповки» С. Я. Маршак
Среди сугробов и воронок,
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
«Дети войны» Светлана Сирена.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.
Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!
Война стала проверкой каждого жителя страны на выносливость, твердость характера, мужество и силу воли. Все, от мала до велика, старались своим трудом приблизить Победу. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.
В 1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году были напечатаны его первые стихотворения. Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).
3. Прочитайте в учебнике стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» стр. 160-161.
4. Словарная работа. (запись в тетрадях)
Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
Лафет - станок артиллерийского орудия.
5. Анализ произведения. Работа с текстом. (Ответы на вопросы устно)
- Какое впечатление на вас произвело это произведение?
- Что мы узнаем о судьбе мальчика? (Отец - защитник Бресткой крепости, которая, будучи атакована в первые дни войны, героически защищалась в глубоком тылу врага еще долгие месяцы. Там, в крепости погибла мать мальчика, был уничтожен его дом).
- Найдите описание мальчика, зачитайте.
- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя).
- Почему мальчик стал «седым»? (Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя).
-Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней»? ( Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг).
- Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой…» (Автор вспоминает о женщине, которая ,очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.)
- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома? («Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»).
- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю).
- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»? (Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь).
- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? (Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, так как долг каждого мужчины защищать свою страну)
- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Стихотворение К. М. Симонова производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
Домашнее задание: Выучить 4 куплета стр. 160 из стихотворения « Майор привез мальчишку на лафете» наизусть , видео выслать учителю.