СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты серебряного века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку о поэтах серебряного века

Просмотр содержимого документа
«Поэты серебряного века»

«Потомкам»  Уважаемые  товарищи потомки!  Роясь  в сегодняшнем  окаменевшем дерьме,  наших дней, изучая потемки,  вы,  возможно,  спросите и обо мне.

«Потомкам» Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме, наших дней, изучая потемки, вы, возможно, спросите и обо мне.

символизм акмеизм МОДЕРНИЗМ футуризм имажинизм

символизм

акмеизм

МОДЕРНИЗМ

футуризм

имажинизм

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: Стремительная динамика Драматизм Быстрая смена эстетических ориентиров Кардинальное обновление литературных приёмов

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА:

  • Стремительная динамика
  • Драматизм
  • Быстрая смена эстетических ориентиров
  • Кардинальное обновление литературных приёмов
Писатели-реалисты Куприн Александр Иванович 1870-1938 Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Вересаев Викентий Викентьевич 1867-1945 Зайцев Борис Константинович 1881-1972

Писатели-реалисты

Куприн

Александр

Иванович

1870-1938

Бунин

Иван

Алексеевич

1870-1953

Вересаев

Викентий

Викентьевич

1867-1945

Зайцев

Борис

Константинович

1881-1972

Писатели-реалисты Короленко Владимир Галактионович 1853-1921 Максим Горький 1868-1936 Андреев Леонид Николаевич 1871-1919 Замятин Евгений Иванович 1884-1937

Писатели-реалисты

Короленко

Владимир

Галактионович

1853-1921

Максим

Горький

1868-1936

Андреев

Леонид

Николаевич

1871-1919

Замятин

Евгений

Иванович

1884-1937

 Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке,  философии, архитектуре. Оно появилось позже. Изначально оно называлось МОДЕРНИЗМ.

Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке,

философии, архитектуре.

Оно появилось позже. Изначально оно называлось МОДЕРНИЗМ.

Модернизм Имажинизм Символизм Акмеизм  Футуризм

Модернизм

Имажинизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Фёдор Сологуб

Фёдор Сологуб

Константин Бальмонт

Константин Бальмонт

Андрей Белый

Андрей Белый

Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус

Дмитрий Мережковский

Дмитрий Мережковский

Николай Гумилев

Николай Гумилев

Анна Ахматова  В ЦАРСКОМ СЕЛЕ Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 1911

Анна Ахматова

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

1911

Осип Мандельштам  Ни о чём не надо говорить, Ничему не следует учить, И печальна так, и хороша Тёмная звериная душа.  Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить И плывёт дельфином молодым По седым пучинам мировым.

Осип Мандельштам

Ни о чём не надо говорить,

Ничему не следует учить,

И печальна так, и хороша

Тёмная звериная душа.

Ничему не хочет научить,

Не умеет вовсе говорить

И плывёт дельфином молодым

По седым пучинам мировым.

Максимилиан Волошин

Максимилиан Волошин

Игорь Северянин

Игорь Северянин

Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 1912 г.

Александр Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

1912 г.

Владимир  Маяковский А ВЫ МОГЛИ БЫ?  Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?  1913

Владимир Маяковский

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1913

 Сергей Есенин

Сергей Есенин

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок  Лучит глаза на галочью игру. 1916г.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

1916г.

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пuээо пелись брови, Лuэээй - пелся облик, гзu-гзu-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пuээо пелись брови,

Лuэээй - пелся облик,

гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

вне протяжения жило лицо.

Крылышкуя золотописьмом  тончайших жил,  кузнечик в кузов пуза уложил  миллионы всяких трав и вер.  Пинь-пинь-пинь - тарарахнул зинзивер.  О лебедиво! О озари!   «Кузнечик», В.Хлебников Велимир Хлебников

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил миллионы всяких трав и вер. Пинь-пинь-пинь - тарарахнул зинзивер. О лебедиво! О озари! «Кузнечик», В.Хлебников

Велимир Хлебников

О, рассмейтесь, смехачи!  О, засмейтесь, смехачи!  Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,  О, засмейтесь усмеяльно!  О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!  О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!  Смейево, смейево,  Усмей, осмей, смешики, смешики,  Смеюнчики, смеюнчики.  О, рассмейтесь, смехачи!  О, засмейтесь, смехачи!  В.Хлебников «Заклятье смехом»

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! В.Хлебников «Заклятье смехом»

Дыр бул щил  убещур  скум  вы со бу  р л эз   А.Крученых

Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз А.Крученых

 Проанализируйте стихотворение и определите:  К какому направлению модернизма относится? Кто его автор? Какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение?     Подтвердите свой ответ доказательствами.

Проанализируйте стихотворение и определите:

  • К какому направлению модернизма относится?
  • Кто его автор?
  • Какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение?

Подтвердите свой ответ доказательствами.

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Вхожу я в темныe храмы,  Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи,  Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

Вхожу я в темныe храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902

Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». 1911

Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

1911

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук. В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­ К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

ПОСЛУШАЙТЕ!   Ведь, если звезды зажигают­ значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь, в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит ­ чтоб обязательно была звезда!­ клянется ­ не перенесет эту беззвездную муку!   А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают ­ значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914

ПОСЛУШАЙТЕ!

Ведь, если звезды зажигают­

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит ­

чтоб обязательно была звезда!­

клянется ­

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают ­

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914

 Домашнее задание .  Напишите письмо запомнившемуся поэту и выразите свое мнение о его творчестве, задайте интересующие вас вопросы, поделитесь своими поэтическими открытиями, чувствами.

Домашнее задание .

Напишите письмо запомнившемуся поэту и выразите свое мнение о его творчестве, задайте интересующие вас вопросы, поделитесь своими поэтическими открытиями, чувствами.

Особенности русского символизма: Музыкальность Поиск новых стихотворных размеров Возвышенные темы (Бог, смерть, жизнь) Многозначность, расплывчатость образов Недосказанность Мистика

Особенности русского символизма:

  • Музыкальность
  • Поиск новых стихотворных размеров
  • Возвышенные темы (Бог, смерть, жизнь)
  • Многозначность, расплывчатость образов
  • Недосказанность
  • Мистика
Особенности акмеизма: «Тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам). Отрицание мистики «Прекрасная ясность» вместо намёков, расплывчатости образов, недосказанности Интерес к различным историческим эпохам, культурам Умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали Поэтизация природно-биологических начал в человеке Чёткость, острота и динамизм лирического сюжета Живописность образа вместо музыкальности.

Особенности акмеизма:

  • «Тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам).
  • Отрицание мистики
  • «Прекрасная ясность» вместо намёков, расплывчатости образов, недосказанности
  • Интерес к различным историческим эпохам, культурам
  • Умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали
  • Поэтизация природно-биологических начал в человеке
  • Чёткость, острота и динамизм лирического сюжета
  • Живописность образа вместо музыкальности.
Особенности футуризма: Отказ от традиционной культуры Анархическое бунтарство Абсолютная свобода творчества Отказ от литературных и языковых норм Устремлённость в будущее Неприятие буржуазной морали Эпатаж как средство воздействия на публику Языковая заумь как воспроизведение народных заклинаний

Особенности футуризма:

  • Отказ от традиционной культуры
  • Анархическое бунтарство
  • Абсолютная свобода творчества
  • Отказ от литературных и языковых норм
  • Устремлённость в будущее
  • Неприятие буржуазной морали
  • Эпатаж как средство воздействия на публику
  • Языковая заумь как воспроизведение народных заклинаний
Группировки футуристов Кубофутуристы  «Центрифуга» Петербургские эгофутуристы «Мезонин поэзии»

Группировки

футуристов

Кубофутуристы

«Центрифуга»

Петербургские

эгофутуристы

«Мезонин

поэзии»

Поэты-кубофутуристы Владимир Маяковский Велимир Хлебников Алексей Крученых Давид Бурлюк

Поэты-кубофутуристы

  • Владимир Маяковский
  • Велимир Хлебников
  • Алексей Крученых
  • Давид Бурлюк
Петербургские эгофутуристы   Игорь Северянин Константин Олимпов Василиск Гнедов

Петербургские эгофутуристы

  • Игорь Северянин
  • Константин Олимпов
  • Василиск Гнедов
«Мезонин поэзии» Вадим Шершеневич Борис Лавренёв Рюрик Ивнев

«Мезонин поэзии»

  • Вадим Шершеневич
  • Борис Лавренёв
  • Рюрик Ивнев
Поэты, не принадлежавшие ни к одному из направлений Иннокентий Фёдорович Анненский Марина Ивановна Цветаева Максимилиан Александрович Волошин Борис Леонидович Пастернак Владислав Фелицианович Ходасевич

Поэты, не принадлежавшие ни к одному из направлений

  • Иннокентий Фёдорович Анненский
  • Марина Ивановна Цветаева
  • Максимилиан Александрович Волошин
  • Борис Леонидович Пастернак
  • Владислав Фелицианович Ходасевич


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!