Слайдовая презентация к уроку
Поэты серебряного века
Словарь
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм
поэты
словарь
Символизм
- Выражение идей посредством символов, в поэзии метафоричность, иносказательность, «поэзия намеков» - по словам Брюсова. Для символистов характерна эмоциональность музыкальность, демонстрация глубоких познаний в различных областях, пророческие ощущения обновления общества на рубеже веков. Прорыв в другой мир – «от реальностей к более реальному», от земных корней к мистической сущности.
Акмеизм
словарь
- Производное от «акме» - цвет, цветущая сила, высшая степень. Главной задачей акмеистов было преодоление символизма, уход от многозначности, метафоричности к точному значению слова. Слова на их щите: «Ясность, утверждение реальной жизни». Акмеисты отвергали мистику. Роза, лилия – это не символы, а цветы с запахом и цветом.
Футуризм
словарь
- От латинского слова Futurum (будущее).
- Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить «искусство будущего», отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне всякого смысла. Занимались «словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим началам, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.
АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909)
- Русский поэт. Брат Н. Ф. Анненского. В лирических стихах (сборники «Кипарисовый ларец», 1910; «Посмертные стихи», 1923) — трагедийная напряженность, тонкий психологизм. Критические статьи («Книга отражений», т. 1-2, 1906-09). Переводы, в т. ч. трагедий Еврипида.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич(1868-1942)
- Русский поэт-символист
- В стихах – культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «Железному веку» первозданного, музыкальность. Переводы, статьи по проблемам искусства. Сборники «Горящие здания»(1900), «Будем как солнце» (1903)
Изысканность русской медлительной речи…
- Прочитайте стихотворения Бальмонта
«Я изысканность русской медлительной речи», «У чудищ», «Камыши».
Как в них поэт характеризует свое творчество, русскую речь и ее культуру? В чем тайна звукописи в поэзии Бальмонта?
БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934 )
- Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.
Отношение к Родине в стихотворениях А. Белого
РОДИНЕ
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,—
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины, —
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней !
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, —
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия —
Мессия грядущего дня!
Август 1917
Назовите особенности мироощущения поэта.
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924)
- БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт.
- Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.
В. Брюсов проанализируйте стихотворение
Творчество
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине
ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921 )
- В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
«Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908; отмечен обращением к экзотической тематике)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь во влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет .
Проанализируйте стихотворение «Жираф»
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Гумилев и Ахматова
ИЗ ЛОГОВА ЗМИЕВА
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,– и хочет топиться.
Амедео Модильяни.
«Анна Ахматова».
1911 год.
Отражение чувства Гумилева
к Анне Горенко, будущей А. А. Ахматовой,
с которой он познакомился в 1903 году
в Царском Селе (их брак,
заключенный в 1910 году,
спустя три года, распался).
Определяющим для поэзии
Гумилева стал образ
одинокого завоевателя,
противопоставляющего свой мир
тусклой действительности.
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966)
- Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965».
Ахматова и Гумилев
- Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
- Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года
- В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Охарактеризуйте лирическую героиню стихотворения «Сероглазый король»
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля...»
ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945)
- Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции.
Стихотворения З. Гиппиус
О вере
А. К.
Великий грех желать возврата
Неясной веры детских дней.
Нам не страшна ее утрата,
Не жаль пройденных ступеней.
Мечтать ли нам о повтореньях?
Иной мы жаждем высоты.
Для нас – в слияньях и сплетеньях
Есть откровенья простоты.
Отдайся новым созерцаньям,
О том, что было,– не грусти,
И к вере истинной – со знаньем –
Ищи бесстрашного пути.
1902 год.
- Какие мотивы отобразила идеолог символизма, русская писательница З. Н. Гиппиус, в своих стихотворных произведениях?
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960 )
- Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя — жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956-1959) — постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в т. ч. «Девятьсот пятый год», 1925-1926). Повести.
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
- . В судьбе русского интеллигента — героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Пастернака в 1989) — обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.
СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941)
- Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник «Медальоны» проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.
Романтическая эстетизация Северянина
- Прочитайте в хрестоматии стихотворение Игоря Северянина «Кензель».
- Кто эта женщина? Она счастлива? Почему? Каково ее материальное положение? Отношение к ней автора? Ваше отношение к ней? Попробуйте объяснить непонятные слова и выражения.
- Составьте свой список вопросов по стихотворению.
ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922)
- Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве
Самовитое слово Хлебникова
Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,
Кузнечик в кузов пузо уложил…
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь! Пинь! Пинь!»-
Тарарахнул зензивер.
- О, лебедиво! О, озари!
- Какие признаки самовитого слова видим в этом стихотворении? Каковы его образы?
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938)
- Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно .
Поэзия Мандельштама
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы, мечтанье летит.
Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть –
И в тесной беседке, средь пыльных акаций,
Принять благосклонно от булочных граций
В затейливой чашечке хрупкую снедь...
Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка–
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.
И боги не ведают – что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.
1914 год.
Каковы особенности этого стихотворения?
Вопросы и задания
- Назовите поэтов «серебряного века».
- В чем своеобразие символизма, акмеизма, футуризма?
- Чем отличается литература «серебряного века» от реалистической литературы XIX – «золотого века»?
Определите, к какому течению относятся следующие строки
Згара-амба.
Згара-амба.
Згара-амба.
Амб.
Амб-згара-амба.
Амб-згара-амба.
Амб-згара-амба.
Амб.
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск.
Ламп-диск.
Брось диск.
Иск-иск-иск-иск.
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Радостно и ясно-
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Пень. Лень. День Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча.
Амс.
Белые клавиши в сердце моем
Робко стонали под грубыми пальцами,
Думы скитались в просторе пустом,
Память безмолвно раскрыла альбом,
Тяжкий альбом, где вседневно страдальцами
Пишутся строфы о счастье былом.
Практическая работа
Подготовиться к работе в группах:
- Символисты и символизм
- Акмеисты и акмеизм
- Футуристы и футуризм
- Ознакомиться с манифестами Брюсова «Ключи тайн»1903, Гумилева «Наследие символизма и акмеизма»1913, Крученых и Хлебникова «Слово как таковое»1913.
Опережающее задание - презентацию к уроку составили:
- Гусаков Александр
- Ниякий Андрей
Учитель Ниякая Лариса Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение Зикеевская средняя школа