СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты Серебряного века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Назовите поэтов «серебряного века».

•В чем своеобразие символизма, акмеизма, футуризма?

•Чем отличается литература «серебряного  века» от реалистической литературы XIX – «золотого века»?

Просмотр содержимого документа
«Поэты Серебряного века»

Слайдовая презентация к уроку Поэты серебряного века

Слайдовая презентация к уроку

Поэты серебряного века

Словарь Символизм Акмеизм Футуризм  поэты

Словарь

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм

поэты

словарь Символизм Выражение идей посредством символов, в поэзии метафоричность, иносказательность, «поэзия намеков» - по словам Брюсова. Для символистов характерна эмоциональность музыкальность, демонстрация глубоких познаний в различных областях, пророческие ощущения обновления общества на рубеже веков. Прорыв в другой мир – «от реальностей к более реальному», от земных корней к мистической сущности.

словарь

Символизм

  • Выражение идей посредством символов, в поэзии метафоричность, иносказательность, «поэзия намеков» - по словам Брюсова. Для символистов характерна эмоциональность музыкальность, демонстрация глубоких познаний в различных областях, пророческие ощущения обновления общества на рубеже веков. Прорыв в другой мир – «от реальностей к более реальному», от земных корней к мистической сущности.
Акмеизм словарь Производное от «акме» - цвет, цветущая сила, высшая степень. Главной задачей акмеистов было преодоление символизма, уход от многозначности, метафоричности к точному значению слова. Слова на их щите: «Ясность, утверждение реальной жизни». Акмеисты отвергали мистику. Роза, лилия – это не символы, а цветы с запахом и цветом.

Акмеизм

словарь

  • Производное от «акме» - цвет, цветущая сила, высшая степень. Главной задачей акмеистов было преодоление символизма, уход от многозначности, метафоричности к точному значению слова. Слова на их щите: «Ясность, утверждение реальной жизни». Акмеисты отвергали мистику. Роза, лилия – это не символы, а цветы с запахом и цветом.
Футуризм словарь От латинского слова Futurum (будущее). Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить «искусство будущего», отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне всякого смысла. Занимались «словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим началам, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.

Футуризм

словарь

  • От латинского слова Futurum (будущее).
  • Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить «искусство будущего», отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне всякого смысла. Занимались «словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим началам, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.
АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909) Русский поэт. Брат Н. Ф. Анненского. В лирических стихах (сборники «Кипарисовый ларец», 1910; «Посмертные стихи», 1923) — трагедийная напряженность, тонкий психологизм. Критические статьи («Книга отражений», т. 1-2, 1906-09). Переводы, в т. ч. трагедий Еврипида.

АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909)

  • Русский поэт. Брат Н. Ф. Анненского. В лирических стихах (сборники «Кипарисовый ларец», 1910; «Посмертные стихи», 1923) — трагедийная напряженность, тонкий психологизм. Критические статьи («Книга отражений», т. 1-2, 1906-09). Переводы, в т. ч. трагедий Еврипида.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич(1868-1942) Русский поэт-символист В стихах – культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «Железному веку» первозданного, музыкальность. Переводы, статьи по проблемам искусства. Сборники «Горящие здания»(1900), «Будем как солнце» (1903)

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич(1868-1942)

  • Русский поэт-символист
  • В стихах – культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «Железному веку» первозданного, музыкальность. Переводы, статьи по проблемам искусства. Сборники «Горящие здания»(1900), «Будем как солнце» (1903)
Изысканность русской медлительной речи… Прочитайте стихотворения Бальмонта «Я изысканность русской медлительной речи», «У чудищ», «Камыши». Как в них поэт характеризует свое творчество, русскую речь и ее культуру? В чем тайна звукописи в поэзии Бальмонта?

Изысканность русской медлительной речи…

  • Прочитайте стихотворения Бальмонта

«Я изысканность русской медлительной речи», «У чудищ», «Камыши».

Как в них поэт характеризует свое творчество, русскую речь и ее культуру? В чем тайна звукописи в поэзии Бальмонта?

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934 ) Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934 )

  • Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.
Отношение к Родине в стихотворениях А. Белого РОДИНЕ Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия,— Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины, — Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда — в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней ! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слез — Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе — и кольца Сатурна, И млечных путей серебро, — Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия — Мессия грядущего дня! Август 1917 Назовите особенности мироощущения поэта.

Отношение к Родине в стихотворениях А. Белого

РОДИНЕ

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия,—

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины, —

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени

Туда — в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней !

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез —

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро, —

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия —

Мессия грядущего дня!

Август 1917

Назовите особенности мироощущения поэта.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924)  БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт.  Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924)

  • БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт.
  • Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.
В. Брюсов  проанализируйте стихотворение  Творчество И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине 1895 год

В. Брюсов проанализируйте стихотворение

Творчество

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине

  • 1895 год
ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921 ) В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921 )

  • В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
«Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908; отмечен обращением к экзотической тематике)  Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь во влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет .

«Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908; отмечен обращением к экзотической тематике)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь во влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет .

Проанализируйте стихотворение «Жираф» Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Проанализируйте стихотворение «Жираф»

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Гумилев и Ахматова ИЗ ЛОГОВА ЗМИЕВА Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал забавницу, Гадал – своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь – морщится, Обнимешь – топорщится, А выйдет луна – затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то,– и хочет топиться. Амедео Модильяни.  «Анна Ахматова». 1911 год. Отражение чувства Гумилева  к Анне Горенко, будущей А. А. Ахматовой,  с которой он познакомился в 1903 году в Царском Селе (их брак, заключенный в 1910 году, спустя три года, распался).  Определяющим для поэзии  Гумилева стал образ одинокого завоевателя,  противопоставляющего свой мир тусклой действительности.

Гумилев и Ахматова

ИЗ ЛОГОВА ЗМИЕВА

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

А думал забавницу,

Гадал – своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

Покликаешь – морщится,

Обнимешь – топорщится,

А выйдет луна – затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то,– и хочет топиться.

Амедео Модильяни.

«Анна Ахматова».

1911 год.

Отражение чувства Гумилева

к Анне Горенко, будущей А. А. Ахматовой,

с которой он познакомился в 1903 году

в Царском Селе (их брак,

заключенный в 1910 году,

спустя три года, распался).

Определяющим для поэзии

Гумилева стал образ

одинокого завоевателя,

противопоставляющего свой мир

тусклой действительности.

АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966) Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965».

АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966)

  • Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965».
Ахматова и Гумилев Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко. Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

Ахматова и Гумилев

  • Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
  • Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

  • В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Охарактеризуйте лирическую героиню стихотворения «Сероглазый король» Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой! За ночь одну она стала седой». Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля...»

Охарактеризуйте лирическую героиню стихотворения «Сероглазый король»

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля...»

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945)  Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции.

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945)

  • Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга «Литературный дневник», 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции.
Стихотворения З. Гиппиус О вере А. К. Великий грех желать возврата Неясной веры детских дней. Нам не страшна ее утрата, Не жаль пройденных ступеней. Мечтать ли нам о повтореньях? Иной мы жаждем высоты. Для нас – в слияньях и сплетеньях Есть откровенья простоты. Отдайся новым созерцаньям, О том, что было,– не грусти, И к вере истинной – со знаньем – Ищи бесстрашного пути. 1902 год. Какие мотивы отобразила идеолог символизма, русская писательница З. Н. Гиппиус, в своих стихотворных произведениях?

Стихотворения З. Гиппиус

О вере

А. К.

Великий грех желать возврата

Неясной веры детских дней.

Нам не страшна ее утрата,

Не жаль пройденных ступеней.

Мечтать ли нам о повтореньях?

Иной мы жаждем высоты.

Для нас – в слияньях и сплетеньях

Есть откровенья простоты.

Отдайся новым созерцаньям,

О том, что было,– не грусти,

И к вере истинной – со знаньем –

Ищи бесстрашного пути.

1902 год.

  • Какие мотивы отобразила идеолог символизма, русская писательница З. Н. Гиппиус, в своих стихотворных произведениях?
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960 ) Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя — жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956-1959) — постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в т. ч. «Девятьсот пятый год», 1925-1926). Повести.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960 )

  • Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя — жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956-1959) — постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в т. ч. «Девятьсот пятый год», 1925-1926). Повести.
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович  . В судьбе русского интеллигента — героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Пастернака в 1989) — обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович

  • . В судьбе русского интеллигента — героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Пастернака в 1989) — обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П. Верлена, грузинских поэтов.
СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941) Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник «Медальоны» проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.

СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941)

  • Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник «Медальоны» проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.
Романтическая эстетизация Северянина Прочитайте в хрестоматии стихотворение Игоря Северянина «Кензель». Кто эта женщина? Она счастлива? Почему? Каково ее материальное положение? Отношение к ней автора? Ваше отношение к ней? Попробуйте объяснить непонятные слова и выражения. Составьте свой список вопросов по стихотворению.

Романтическая эстетизация Северянина

  • Прочитайте в хрестоматии стихотворение Игоря Северянина «Кензель».
  • Кто эта женщина? Она счастлива? Почему? Каково ее материальное положение? Отношение к ней автора? Ваше отношение к ней? Попробуйте объяснить непонятные слова и выражения.
  • Составьте свой список вопросов по стихотворению.
ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922)  Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве

ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922)

  • Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно). В духе Лобачевского создал учение о «воображаемой филологии», «самовитом слове» и словотворчестве
Самовитое слово Хлебникова  Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, Кузнечик в кузов пузо уложил… Прибрежных много трав и вер. «Пинь! Пинь! Пинь!»- Тарарахнул зензивер. - О, лебедиво! О, озари! Какие признаки самовитого слова видим в этом стихотворении? Каковы его образы?

Самовитое слово Хлебникова

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,

Кузнечик в кузов пузо уложил…

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь! Пинь! Пинь!»-

Тарарахнул зензивер.

- О, лебедиво! О, озари!

  • Какие признаки самовитого слова видим в этом стихотворении? Каковы его образы?
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938)   Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно .

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938)

  • Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно .
Поэзия Мандельштама «Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит. Прозрачный стакан с ледяною водою. И в мир шоколада с румяной зарею, В молочные Альпы, мечтанье летит. Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть – И в тесной беседке, средь пыльных акаций, Принять благосклонно от булочных граций В затейливой чашечке хрупкую снедь... Подруга шарманки, появится вдруг Бродячего ледника пестрая крышка– И с жадным вниманием смотрит мальчишка В чудесного холода полный сундук. И боги не ведают – что он возьмет: Алмазные сливки иль вафлю с начинкой? Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой, Сверкая на солнце, божественный лед. 1914 год. Каковы особенности этого стихотворения?

Поэзия Мандельштама

«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит.

Прозрачный стакан с ледяною водою.

И в мир шоколада с румяной зарею,

В молочные Альпы, мечтанье летит.

Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть –

И в тесной беседке, средь пыльных акаций,

Принять благосклонно от булочных граций

В затейливой чашечке хрупкую снедь...

Подруга шарманки, появится вдруг

Бродячего ледника пестрая крышка–

И с жадным вниманием смотрит мальчишка

В чудесного холода полный сундук.

И боги не ведают – что он возьмет:

Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?

Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,

Сверкая на солнце, божественный лед.

1914 год.

Каковы особенности этого стихотворения?

Вопросы и задания Назовите поэтов «серебряного века». В чем своеобразие символизма, акмеизма, футуризма? Чем отличается литература «серебряного века» от реалистической литературы XIX – «золотого века»?

Вопросы и задания

  • Назовите поэтов «серебряного века».
  • В чем своеобразие символизма, акмеизма, футуризма?
  • Чем отличается литература «серебряного века» от реалистической литературы XIX – «золотого века»?
Определите, к какому течению относятся следующие строки Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск. Ламп-диск. Брось диск. Иск-иск-иск-иск. Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. Радостно и ясно- Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. Пень. Лень. День Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча. Амс. Белые клавиши в сердце моем Робко стонали под грубыми пальцами, Думы скитались в просторе пустом, Память безмолвно раскрыла альбом, Тяжкий альбом, где вседневно страдальцами Пишутся строфы о счастье былом.

Определите, к какому течению относятся следующие строки

Згара-амба.

Згара-амба.

Згара-амба.

Амб.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб.

Шар-шор-шур-шир.

Чин-драх-там-дззз.

Шар-диск.

Ламп-диск.

Брось диск.

Иск-иск-иск-иск.

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко…

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Радостно и ясно-

Завтра будет утро,

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.

Пень. Лень. День Тень.

Перевень. Перемень.

Пок. Лок. Док. Ток.

Перемок. Перескок.

Рча-рча.

Амс.

Белые клавиши в сердце моем

Робко стонали под грубыми пальцами,

Думы скитались в просторе пустом,

Память безмолвно раскрыла альбом,

Тяжкий альбом, где вседневно страдальцами

Пишутся строфы о счастье былом.

Практическая работа Подготовиться к работе в группах: Символисты и символизм Акмеисты и акмеизм Футуристы и футуризм Ознакомиться с манифестами Брюсова «Ключи тайн»1903, Гумилева «Наследие символизма и акмеизма»1913, Крученых и Хлебникова «Слово как таковое»1913.

Практическая работа

Подготовиться к работе в группах:

  • Символисты и символизм
  • Акмеисты и акмеизм
  • Футуристы и футуризм
  • Ознакомиться с манифестами Брюсова «Ключи тайн»1903, Гумилева «Наследие символизма и акмеизма»1913, Крученых и Хлебникова «Слово как таковое»1913.
Опережающее задание -  презентацию к уроку составили: Гусаков Александр Ниякий Андрей Учитель Ниякая Лариса Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Зикеевская средняя школа

Опережающее задание - презентацию к уроку составили:

  • Гусаков Александр
  • Ниякий Андрей

Учитель Ниякая Лариса Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Зикеевская средняя школа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!