СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия 60-х годов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия 60-х годов . «Тихая лирика». Лекция.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия 60-х годов»

Поэзия 60-х годов

«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное — интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

«Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», — пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть там свои стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали люди.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Самиздат — от словосочетания «самостоятельно издавать» — перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати.
Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В 1959-1960 годах молодым поэтом Аликом Гинзбургом был основан первый самиздатовский журнал «Синтаксис», в котором были опубликованы ранее запрещённые стихи Б. Ахмадулиной, А. Ахматовой, Б. Окуджавы, В. Некрасова, В. Шаламова.

Однако особенно был велик интерес к звучащему, живому слову — в Политехническом институте регулярно проводятся поэтические вечера, пусть уже несколько «облагороженные», находящиеся под присмотром власти, но всё же необходимые читателям и слушателям: практически всю аудиторию составляли молодые люди. Они определяли для себя смысл жизни, внимая предельно искренним, полным внутренней энергии строкам Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной. Слово было наделено особой силой, поэзия — особой властью: лирика определяла идеалы, лирика внушала желание переустроить мир, сделать его светлее и лучше.

Тогда как в Москве в Политехническом регулярно проводятся литературные вечера, в Ленинграде открывается «Кафе поэтов», аналог знаменитой «Бродячей собаки» акмеистов. Там впервые со своими стихами выступает юный Иосиф Бродский.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.

Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками».

«Объединяло их одно — время. Империя как-то в одночасье одряхлела, всюду в мире подняла головы молодёжь... Эти поэты собирали полные залы клубов, театров. Целые стадионы. Причём во многих городах... Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной — для миллионов», — вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».

«Эстрадная» лирика

«Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — геройпреобразователь.

А первый День поэзии —

он был

в том перевальном —

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

но едва-едва...

...Кто временем рождён —

рождает время.

Цветы,

летя,

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

«На у-ли-цу!»...

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...

Карандаши ломались о листочки —
студенты,

вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.

Происходило чудо оживанья
доверия,

рождённого строкой.

Поэзию рождает ожиданье
поэзии —

народом

и страной.

Е. Евтушенко.

«Первый День поэзии»

Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». «Эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются косность, мещанство, консерватизм; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день — лишь начало новой замечательной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим.

Ситуация ошарашивает.

И уже

невозможно молчать!

Надо нам научиться

спрашивать.

А тем более —

отвечать!

Научиться —

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

Отвечать,

на любое мгновенье

Ставя

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!

Р. Рождественский.

«Отвечать!»

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Б. Ахмадулина.

«День поэзии»

«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого отдельного человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроения, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя.

Да разве святость — влезть при жизни в святцы?

В себя не верить — всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость — самоуваженье...

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

Е. Евтушенко.

«Неверие в себя необходимо»

«Тихая лирика»

Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступает место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».

Постоянный новаторский поиск сменился обращением к традициям русской лирической поэзии. Первыми почувствовали сами это «эстрадники».

Как-то стыдно сплошной заслезнённости,
сострадательства с видом бойца.

Как-то стыдно одной заземлённости,
если всё-таки есть небеса.

Как-то хочется слова нескушного,
чтоб лилось оно звонко, легко,

И всё к Пушкину тянет, всё к Пушкину,
ну, а он — высоко-высоко...

Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»


Всего-то — чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чище, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.


Б. Ахмадулина. «Свеча»

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов, Глеб Горбовский — поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их тихого, проникновенного голоса.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Н. Рубцов. «В минуты музыки»

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

Лирика второй половины XX века не ограничивалась «эстрадной» поэзией и «тихой лирикой». Продолжая традиции классической поэзии, создавали свои стихи Ю. Кузнецов, Ю. Левитанский, А. Кушнер. Необыкновенный отклик в обществе нашла и бардовская поэзия (творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Время действительно требовало новой поэзии, разнообразной в своих проявлениях, — и 60-70-е годы XX столетия по праву можно считать новой эпохой в развитии русской поэзии.

ВЛЭ

«Лианозовская школа» — неофициальная литературно-художественная группа 60-х годов XX века. Названа по месту встреч художников (В. Кропивницкая, Л. Кропивницкий, О. Рабин, Н. Вечтомов, В. Немухин, Л. Мастеркова) и поэтов (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, Я. Сатуновский) в барачном посёлке Лианозово (ныне район Москвы). Сперва на квартире художника и поэта Е. Кропивницкого в посёлке Долгопрудный, а позднее — у его дочери В. Кропивницкой и её мужа О. Рабина проходили неофициальные выставки живописи, на которых также читались стихи. Термин «лианозовская группа» впервые прозвучал в 1963 году в официальном обвинении Е. Кропивницкому при исключении его из Союза художников СССР.

Повторяем пройденное

Вспомните, что такое модернизм. Что вам известно о литературных направлениях Серебряного века и поэзии 1960-1970-х годов? Творчество каких поэтов и почему вам особенно близко?

Вспомните традицию литературных кафе Серебряного века. В чём, по-вашему, достоинство подобных поэтических собраний? Считаете ли вы, что чтение стихов возможно только в небольшой аудитории, среди избранной публики?

Советуем прочитать

С. Чупринин. Крупным планом (Поэзия наших дней).

Выскажите своё отношение к прочитанному

  1. Читали ли вы какой-нибудь из литературных журналов? Что вы можете о нём сказать?

  2. Как вы думаете, что послужило причиной «литературной свободы» в 60-е годы? Что вы знаете об эпохе «оттепели»?

  3. Существует ли в наши дни самиздат?

  4. Чем вызвано разделение поэзии 1960-х на «тихую» и «эстрадную» лирику? Связано ли это, на ваш взгляд, только с манерой исполнения произведений?

  5. Каково ваше отношение к «эстрадной поэзии»? Близка ли вам лирика поэтов-«эстрадников»? Какие стихотворения и почему привлекли ваше внимание?

  6. Как вы понимаете определение «тихая лирика»? Чего вы ожидали от этой поэзии и оправдались ли ваши ожидания? Познакомьтесь с «тихой лирикой» по поэтическим сборникам и ресурсам электронных библиотек. Какие стихотворения произвели на вас наибольшее впечатление и почему?

  7. Как проявляется в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки» мотив лирического раздумья? Как бы вы определили основную интонацию стихотворения? С помощью каких художественных приёмов создаётся его напевность, музыкальность?

  8. Какая поэзия вам ближе — «эстрадная» или «тихая» лирика? Почему? Прочитайте выразительно ваше любимое стихотворение, прокомментируйте его.

Решаем читательские задачи

  1. Каково, по-вашему, основное настроение стихотворения Е. Евтушенко «Первый день поэзии»? С помощью каких художественных приёмов оно создаётся? Какие фразы напоминают лозунги, девизы? К чему, по-вашему, призывает читателей автор? Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать ораторское начало «эстрадной» лирики.

  2. За что, как вы считаете, чувствует себя в ответе лирический герой стихотворения Р. Рождественского «Отвечать!»? Только ли о работе идёт речь в этом стихотворении? Какова его тема?

  3. Как характеризуется читательская и зрительская аудитория в стихотворении Б. Ахмадулиной «День поэзии»? Можем ли мы говорить о традиционном конфликте «поэт и толпа»? Как он трансформируется в поэзии «шестидесятников»?

  4. Каким перед нами предстаёт поэт в стихотворении Ахмадулиной? В чём его отличие от обыкновенного молодого человека своего времени? С помощью каких художественных приёмов это подчёркивается?

  5. Как вы думаете, какое значение обретают слова «неверие» и «вера в себя» в контексте стихотворения Е. Евтушенко «Неверие в себя необходимо»?

  6. Проанализируйте самостоятельно стихотворение А. Вознесенского «Пожар в Архитектурном». В чём заключается новаторство образной системы и необычность метафор? Как вы понимаете смысл последней строки?

  7. Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Вознесенского «Я — Гойя!». Какова, на ваш взгляд, тема этого произведения? С помощью каких художественных средств создаётся интонационная инструментовка стихотворения? Каким представляется вам лирический герой? Объясните своё понимание его признания, вынесенного в заглавие.

  8. Опираясь на приведённые в учебнике стихотворные фрагменты и самостоятельно прочитанные стихотворения, ответьте на вопрос: как относятся молодые поэты-«шестидесятники» к классическим традициям русской поэзии?

  9. В чём простота и сложность образной системы стихотворения Г. Горбовского?

Давайте поспорим

«Молодым поэтам той поры, конечно же, неслыханно повезло.

Повезло со временем — людям, как никогда, пожалуй, хотелось новых „песен”...

Повезло с литературой, в которую они вступили, — поэтам в России привыкли верить...

Повезло с возрастом, — двадцатилетние, они могли отвечать лишь за будущее...

Повезло с талантом...» (С. Чупричин. Крупным планом (Поэзия наших дней)).

Как вы понимаете слова литературоведа? Что, на ваш взгляд, определило успех «эстрадной» поэзии — новые темы, новаторская образная и ритмическая система, «обыкновенный» лирический герой? Предложите своё объяснение этого феномена.

«„Тихая лирика" вернула современной русской поэзии то сосредоточенное тепло, ту трогающую душу интимность, которой так недоставало блестящей, но холодноватой и несколько рассудочной поэзии эстрады» (С. Чупринин). Подтвердите или опровергните мнение литературоведа, обратившись к стихотворениям Н. Рубцова, В. Соколова, Г. Горбовского, А. Жигулина.

«Молодость — вот что было паролем времени, вот что питомцами Политехнического воспринималось как единственный реальный капитал и как первейшая добродетель» (С. Чупринин). Подберите синонимы к слову «молодой». Можно ли, по-вашему, утверждать, что ведущий конфликт «эстрадной» поэзии, «века нынешнего и века минувшего» определён прежде всего молодостью и юношеским максимализмом «шестидесятников»?

Сравните прочитанные вами стихи «эстрадников» и поэтов «тихой лирики». Как проявилась разница в тематике, образе лирического героя, языке и стиле, интонации произведений? Согласны ли вы с мнением критика, что, «ориентируясь на классические образцы, „тихая лирика" противостояла чрезмерной „прозаизации" и чрезмерному „разбалтыванию" российского лирического стиха, активизировала интерес к традициям отечественной поэзии XIX века, щедро ввела в современный литературный обиход дары национального фольклора» (С. Чупринин)? При ответе можете использовать самостоятельно подобранные поэтические тексты.

Обсудим вместе

  1. Вспомните, какое литературное направление начала XX века утверждало отказ от традиций и принцип преображения действительности с помощью поэзии. Каковы его основные черты? Что роднит это направление с «эстрадной» поэзией? Подтвердите свою точку зрения, используя фрагменты поэтических произведений.

  2. На примере стихотворения Е. Евтушенко «Первый День поэзии» покажите, как изменяется ритмическая система новой лирики. Сравните её со знаменитой «лесенкой» В. Маяковского. Какой эффект достигается при переносе слов на другую строку? Укажите неточные и составные рифмы.

  3. В чём парадоксальность заявлений Е. Евтушенко в стихотворении «Неверие в себя необходимо»? Как она реализуется на уровне лексики, метафор? Попробуйте дать своё толкование данного стихотворения.

  4. Какая антитеза лежит в основе фрагмента стихотворения Евтушенко «Как-то стыдно изящной словесности...»? Прочитайте стихотворение полностью. К какому выводу приходит поэт?

  5. С помощью каких микрообразов и эпитетов создаётся образ «старинной поэзии» в стихотворении Б. Ахмадулиной «Свеча»? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Свой ответ аргументируйте.

  6. Вспомните, что такое элегия. Можно ли сказать, что «тихая лирика» элегична? В чём это проявляется? Подтвердите свою точку зрения, обращаясь к поэтическим текстам.

  7. Что является предметом изображения в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки»? С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ русской природы?

  8. Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения Рубцова? Какую роль играет пейзаж в передаче его чувств и мыслей? Сравните его с лирическим героем «эстрадной» лирики. Как вы понимаете слова Л. Аннинского об откровенном и сокровенном человеке в лирике 60-х годов?

  9. Каково, на ваш взгляд, поэтическое кредо «тихой лирики»? Каким предстаёт перед нами поэт и процесс рождения стихотворения?

  10. Сопоставьте стихотворения Ахмадулиной и Евтушенко о Дне поэзии? Какие черты, общие для «эстрадной» поэзии, вы можете отметить? В чём различие авторских поэтических индивидуальностей?

  11. Прочитайте самостоятельно стихотворение Е. Евтушенко «Идут белые снега». Чем необычно это стихотворение для «эстрадной» лирики? Какая тема в стихотворении является центральной, с помощью каких образов она раскрывается? Как вы думаете, почему поэт выбирает устаревшую и очень редкую грамматическую форму слова — «снега»? Какова, на ваш взгляд, роль рефрена?

  12. Прочитайте самостоятельно стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей», «В горнице». Вспомните также знакомое вам стихотворение «Тихая моя родина». Какая тема, на ваш взгляд, является ведущей в его лирике? Традиции какого поэта начала XX века продолжает Н. Рубцов? Докажите свою точку зрения, обратившись к другим стихотворениям поэта-«шестидесятника»: обратите внимание на тематику, образ лирического героя, образную систему и язык стихотворений.

Творческое задание (на выбор)

Предложите свою интерпретацию любого стихотворения поэта«шестидесятника». Можете проанализировать самостоятельно прочитанное вами стихотворение.

Создайте литературный портрет поэта-«шестидесятника», используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета. Можете оформить свой проект в виде презентации или веб-странички. Включите в свою работу фотоматериалы и видеофрагменты и представьте её одноклассникам на читательской конференции. Выберите автора, творчество которого вас особенно заинтересовало: это может быть «эстрадник», представитель «тихой лирики», поэт-реалист или бард; ваша задача — рассказать о жизни и творчестве этого поэта, подчеркнуть его творческую индивидуальность. При защите проекта прочитайте наизусть наиболее понравившиеся вам строки.

Напишите исследовательскую работу «Традиции поэзии С. Есенина в творчестве Н. Рубцова». Разместите свою работу в Интернете.

Напишите исследовательскую работу «Поэзия футуристов и „эстрадная” лирика». Представьте свою работу одноклассникам и разместите её в Интернете вместе с отзывами на неё.

Составьте электронный сборник наиболее понравившихся вам стихотворений поэтов-«шестидесятников» с аннотацией к нему.

Темы сочинений

Тема Родины в поэзии И. Рубцова.

Образ поэта в «эстрадной» лирике.

Тема поэта и поэзии в лирике поэтов-«шестидесятников».

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!