СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена поэзия периода Великой Отечественной войны, сопровождаемая сообщениями учащихся о наиболее знаменательных этапах ВОв.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия периода Великой Отечественной войны»

Тема: Поэзия периода Великой отечественной войны

Цели: Обобщить знания учащихся о Великой отечественной войне; познакомить учащихся с поэзией периода Великой отечественной войны; развивать интерес к истории и литературе; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений; воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, презентация, хрестоматии, тексты стихотворений

Межпредметные связи: история

Пояснение к уроку: учащимся заранее было дано задание выучить стихотворения, иллюстрирующие тему урока, и подготовить сообщения. Созданы группы историков, чтецов и литературоведов, что позволило задействовать большинство учащихся в подготовке урока. По ходу урока составляют конспект.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока ( слайд 1)

Эпиграф

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

( А.Т. Твардовский) (слайд 2)

Вступительное слово учителя.

Литература самым тесным образом связана с историей. Задача истории – изложение и изучение фактов, а литературу всегда интересовал человек, его чувства, его поведение. Ярче всего чувства человека излагает такой литературный жанр, как поэзия. Поэзию можно назвать авангардом литературы. Кроме того, поэзия, как более короткий жанр быстрее реагирует на события, происходящие в стране и мире.(слайд 3)

Обращение к словарю: поэзия, жанр, авангард.

Литературных произведений о Великой отечественной войне написано много, и появляются все новые и новые. Сегодня мы остановимся только на нескольких произведениях военных лет. И печальные и радостные события военных будней вобрала в себя поэзия, став своеобразной литературной летописью войны, ее лирическим дневником.

Мотивы военной лирики: (слайд4)

- Родина;

- война;

- смерть и бессмертье;

- ненависть к врагу;

- боевое братство и товарищество;

- любовь и верность;

- мечта о победе;

- раздумья о судьбе народа.

Авторы произведений, о которых мы расскажем сегодня – все бывшие фронтовики, или люди, своими глазами видевшие все ужасы войны. Эта биографическая особенность написанных ими произведений делает их более ценными.

Какие же чувства вызывала поэзия того времени в сердцах людей, к чему призывала, и почему сегодня мы вновь и вновь обращаемся к теме Великой отечественной войны?

Обращение к эпиграфу. Учитель зачитывает стихотворение А. Т. Твардовского и ставит задачу: по ходу урока составлять конспект и в конце урока, подводя итог всему услышанному, сказать, что подразумевается под многоточием в стихотворении Твардовского.

Историк. Выступление учащегося.

22 июня 1941 года, вероломно нарушив подписанные соглашения, Германия напала на СССР. Первым объектом ее воздушного налета стал Севастополь. Началась самая жестокая и кровопролитная из всех войн прошлого – Великая отечественная война.

(слайд 5)

Захватив 11 государств, правители Германии разработали «План Барбаросса», который был утвержден фюрером еще в 1940 году. В нем намечалось нанести удар по СССР в трех направлениях: Москва, Ленинград, Киев, с целью расчленить, окружить и уничтожить Красную Армию. Намечалось юг Украины и Крым полностью освободить от жителей, переселив сюда немцев. А план "Ост" рекомендовал уничтожить население вплоть до новорожденных.

Наши потери в войне – 27 миллионов человек и 30% национального богатства.

Литературовед. Выступление учащегося.

Буквально в первые же дни войны появились стихи мобилизующего характера, в которых четко выражена вера в победу.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой! –

Призывало стихотворение «Священная война» В. И. Лебедева – Кумача, уже на третий день войны опубликованное в центральных газетах. В первые дни войны создано и стихотворение А.А. Суркова «Песня смелых». А сколько потом он написал сильнейших стихов, которые и сейчас невозможно читать без волнения. Ненавистью к фашистским захватчикам пронизаны стихотворения П. Антропольского, М. Светлова, И. Сельвинского, О. Бергольц, В. Инбер, М. Алигер, А. Ахматовой и многих других. Это известные поэты. А сколько поэтов, по долгу сердца защищавших Отечество, не вернулись с фронта: Муса Джалиль, Иосиф Уткин, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Николай Майоров и другие. (слайды 6, 7, 8)

Чтец. Стихотворение Мусы Джалиля «О героизме»

Литературовед. Выступление учащегося.

А. Т. Твардовский. (слайд 9)

Первое утро войны застало Твардовского в Подмосковье, в отпуске, а уже вечером того же дня он был уже в Москве. Через сутки был направлен в штаб Юго – Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». Он бывал на разных участках фронта.

Вспоминал позже, что в 1941 году под Киевом едва вышел из окружения. Редакция газеты размещалась в Киеве. Было приказано не покидать город до последнего часа. Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала. Спасся чудом. В 1942 году вторично попал в окружение под Киевом, откуда опять – таки выбрался случайно. В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго – Западного на Западный фронт в редакцию «Красноармейской правды», затем – на Белорусский фронт. Вместе с бойцами этого фронта Твардовский встретил Победу.

В творчестве А. Т. Твардовского тема войны занимает значительное место: «Я убит подо Ржевом», «Сыну погибшего воина», «Берлин» и другие. Он первым в своих стихах поднял тему ответственности живых перед мертвыми.

Чтец. Звучит стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Историк. Сообщение учащегося.

Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва играла решающую роль во всей Великой Отечественной войне. И это не просто слова. Сталинград был важным стратегическим пунктом: в нем располагались советские заводы, производившие военное вооружение, через город проходил один из торговых путей страны. Также, завоевав Сталинград, немцы прошли бы дальше вглубь страны и захватили бы крупные источники ископаемых СССР. Немало важным было для народа еще и то, что город был назван в честь их предводителя, Иосифа Сталина. Народ понимал значение этой битвы и отважно отстаивал город.

Еще с сентября 1942 года генеральный штаб занимался разработкой операции «Уран». Ее суть состояла в том, чтобы ударить по флангам немецкой армии, который состоял из плохо вооруженных и не особо воодушевленных венгров, итальянцев и румын.

19 ноября началось осуществление данного плана. Советские войска повергли союзников Германии, а 23 ноября окружили немецкое войско (330 тысяч человек).

Теперь уже немцы были вынуждены обороняться. Гитлер отверг вариант отступления, немецкая армия под командованием Паулюса продолжала бой до 2 февраля.

Учитель. Это был самый напряженный момент войны. Поэты старались поддержать дух бойцов. В этот период появились поэмы.

Словарь: Поэма – повествовательное произведение в стихах на историческую или легендарную тему.

Самые известные поэмы – М. Алигер «Зоя» и поэма П. Антокольского «Сын» В них рассказывается о реально существовавших людях, погибших от рук фашистов. Вымысел – минимальный. Поэмы эти разные. Для Антокольского, у которого погиб сын, поэма была слишком личной, поэтому тон поэмы насыщен неостывшим горем. У поэмы Алигер, несмотря на жуткий трагизм развязки, общий тон оптимистичен. Не случайно эпилог поэмы посвящен будущему Дню Победы.

Чтец. Отрывок из поэмы «Зоя» (слайд 10)

Литературовед. Сообщение учащегося.

Но ни одна поэма, написанная в годы войны, не может по силе оптимизма сравниться с поэмой Твардовского о Василии Теркине.

Замысел поэмы возник у Твардовского еще до завершения вооруженного конфликта с Финляндией, и он уже обдумывал создать поэму о солдате, но этот план был отодвинут войной с фашистами. Работая корреспондентом на фронте, поэт писал статьи, очерки, стихи и внезапно понял, что именно теперь, в самые жуткие годы войны такая поэма необходима, как необходимы были на фронте удачливость, энергия и неунывающая душа Василия Теркина для преодоления суровых будней войны.

Теркин – собирательный образ солдата, который воплотил в себе лучшие качества человека. Многие бойцы узнавали в нем себя. Есть в нем и автобиографические черты самого автора. Нужно ли говорить, какое значение сыграла эта поэма. Продолжения ее ждали с нетерпением, печатали в боевых листках, даже на спичечных коробках.

Чтец. Отрывок из поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Литературовед. Сообщение учащегося. (слайд 11)

К. Симонов. В июне 1941 года корреспондентом был отправлен на фронт от газеты «Красноармейская правда», затем. Сотрудничал в газете «Красная звезда», где служил до осени 1946 года. Закончил войну в звании полковника. Имеет ранения , награжден орденом Боевого Красного Знамени и двумя орденами Великой Отечественной войны 1 степени

. Симонова называют лириком Великой Отечественной войны. Его стихи переписывали и заучивали наизусть, они были близки читателям, затрагивали самые сокровенные струны души. Среди этих стихов: «Родина», «Если дорог тебе твой дом», «Жди меня и я вернусь», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Майор привез мальчишку на лафете» и другие.

Чтец. Звучит стихотворение К. Симонова «Родина»

Чтец. Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня и я вернусь»

Учитель. (слайд 12) Анну Андреевну Ахматову война застала в Ленинграде. Ей довелось испытать все ужасы блокадного города. Вместе с Ольгой Берггольц Ахматова выступила со своими стихами по ленинградскому радио, поддерживая жителей осажденного города. Именно там, в блокадном Ленинграде написано стихотворение «Клятва», в 1941 году.

И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

А в 1942 году появилось стихотворение «Мужество»

Чтец. Звучит стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»

Историк. Сообщение учащегося.

В сентябре 1941 года вокруг Ленинграда было сомкнуто фашистское кольцо. На начало блокады в городе оставалось 2,5 миллионов человек, но с каждым днем становилось все меньше и меньше. Голод, холод, разруха, постоянные бомбежки. В день получали по 125 грамм хлеба. В ноябре 1941 года заработала Ладожская ледовая трасса.- легендарная дорога жизни, по которой в город везли хлеб. Люди выстояли и выдержали голод. Блокада длилась 900 дней. Лишь в январе 1944 года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду.

Литературовед. Сообщение учащегося.

В 1943 году Верой Инбер был завершен своеобразный блокадный поэтический дневник – «Пулковский меридиан» - гимн стойкости советскому человеку, одолевшему два с лишним года нечеловеческих испытаний. При еще не снятой блокаде Инбер заявила: «Светлый праздник близок»

Чтец. Звучит стихотворение О. Берггольц «Ленинград»

Учитель. Для Крыма трагическими страницами Великой Отечественной войны были Севастополь и Керчь.

Литературовед. Сообщение учащегося.

Илья Сельвинский. (слайд 13) Имя крымского поэта Ильи Сельвинского хорошо известно. Ушел на фронт вместе со своими учениками. В день отступления из Керчи (12 мая 1942 года) пишет стихотворение «Россия», которое облетело все фронты, поддерживая дух солдат. В 1942 году пишет стихотворение «Я это видел» - о расстреле фашистами мирных жителей, тут же безжалостно брошенных в ров. Оно произвело сильнейшее впечатление в тылу и на фронте. В выступлении по радио Геббельс пригрозил поэту веревкой. Сельвинский тут же пишет стихотворение «Ответ Геббельсу». На фронте поэт проявил личную храбрость, награжден орденом Боевого Красного Знамени, написал множество других стихотворений о войне. Одним из самых знаменитых является его стихотворение «Аджимушкай», посвященное керченским подпольщикам, погибшим в каменоломнях, но не сдавшимся в плен.

Чтец. Звучит отрывок из стихотворения И. Сельвинского «Аджимушкай»

Историк. Сообщение учащегося.

Страна стояла на пороге победы. Г. К. Жуков, Маршал Советского союза, стратег, признанный гений войны, писал: «Предстоящая битва за Берлин была особой, ни с чем несравнимой операцией» С 16 апреля по 8 мая 1945 года проходили Берлинская операция. 1 мая над рейхстагом реяло Красное знамя. Исторический акт капитуляции германии был подписан в Берлине в полночь 8 мая 1945 года. Праздновали первый день Победы 9 мая 1945 года. Великая Отечественная война завершилась. (слайд 14)

Звучит песня «День Победы»

Итог урока.

Подводя итог урока, мы вновь обращаемся к эпиграфу.

- Когда в предложении ставится многоточие?

- Что всем нам хочет сказать поэт?

- Почему литература вновь и вновь обращается к теме Великой Отечественной войны, хотя со Дня Победы прошло более 70-ти лет?

Отвечают учащиеся: (слайд 15)

- Чтобы помнили, чтобы вновь не допускали войны, чтобы знали, что мы в ответе перед теми, чьи жизни оборвались в те суровые годы войны, чтобы вечный огонь и памятники Великой Отечественной войны не были для нас бессловесными кусками гранита.

Домашнее задание:

Выучить понравившееся стихотворение, подготовить конспекты к проверке
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!