СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия периода Великой Отечественной войны.(презентация к уроку литературы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является сопровождением к уроку литературы на одноимённую тему.Тема изучается обзорно.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия периода Великой Отечественной войны.(презентация к уроку литературы)»

Презентация к уроку по теме: Поэзия периода  Великой Отечественной войны Автор презентации- Карелина Елена Григорьевна, преподаватель Вельского экономического колледжа Архангельской области 2017 г.

Презентация к уроку по теме:

Поэзия периода

Великой Отечественной войны

Автор презентации-

Карелина Елена Григорьевна, преподаватель Вельского экономического колледжа Архангельской области

2017 г.

Цель урока:   Сформировать представление об особенностях развития литературы периода Великой Отечественной войны; показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; познакомить студентов с творчеством поэтов - фронтовиков, с многообразием тем поэзии.

Цель урока:

  Сформировать представление об особенностях развития литературы периода Великой Отечественной войны; показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; познакомить студентов с творчеством поэтов - фронтовиков, с многообразием тем поэзии.

Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет…   А. Т. Твардовский 22 июня 1941г. поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Ho от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

  А. Т. Твардовский

22 июня 1941г. поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Ho от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

«Священная война»- песня на стихи В. Лебедева-Кумача была опубликована 24 июня 1941 г. в газете «Известия», композитор А. В. Александров написал к ней музыку . Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты войны. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его пути к победе. А. В. Александров писал:«... Эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители – нередко плакали». Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны.

«Священная война»-

песня на стихи В. Лебедева-Кумача была опубликована 24 июня 1941 г. в газете «Известия», композитор А. В. Александров написал к ней музыку . Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты войны. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его пути к победе.

А. В. Александров писал:«... Эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители – нередко плакали». Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны.

Дадим отпор душителям   Всех пламенных идей,   Насильникам, грабителям,   Мучителям людей!   Не смеют крылья черные   Над Родиной летать,   Поля ее просторные   Не смеет враг топтать!    Гнилой фашистской нечисти   Загоним пулю в лоб,   Отребью человечества   Сколотим крепкий гроб!    1941 г. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА Музыка: А.Александров   Слова: В.Лебедев-Кумач   Вставай, страна огромная,   Вставай на смертный бой   С фашистской силой темною,   С проклятою ордой.   Пусть ярость благородная   Вскипает, как волна, —   Идет война народная,   Священная война! 

Дадим отпор душителям  Всех пламенных идей,  Насильникам, грабителям,  Мучителям людей!  Не смеют крылья черные  Над Родиной летать,  Поля ее просторные  Не смеет враг топтать!  Гнилой фашистской нечисти  Загоним пулю в лоб,  Отребью человечества  Сколотим крепкий гроб!  1941 г.

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Музыка: А.Александров  Слова: В.Лебедев-Кумач  

Вставай, страна огромная,  Вставай на смертный бой  С фашистской силой темною,  С проклятою ордой. Пусть ярость благородная  Вскипает, как волна, —  Идет война народная,  Священная война! 

  Многие стихотворения уже в первые дни войны стали песнями. «Священная война» - так называлась песня В. Лебедева – Кумача – самая популярная в период Великой Отечественной войны. Ее пели торжественно, мужественно, как гимн.

  Многие стихотворения уже в первые дни войны стали песнями. «Священная война» - так называлась песня В. Лебедева – Кумача – самая популярная в период Великой Отечественной войны. Ее пели торжественно, мужественно, как гимн.

Строки, опалённые войной «В землянке»- история песни. «Возникло стихотворение, из которого родилась песня, — случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать

Строки, опалённые войной

«В землянке»- история песни.

«Возникло стихотворение, из которого родилась песня, — случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать "домашних" строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось после тяжелого боя пробиваться из окружения с одним из полков» — вспоминал Алексей Сурков.

А.А.Сурков

«Жди меня…» «Я считал, что эти стихи — мое личное дело... — рассказывал Симонов. — Ho потом, несколько месяцев спустя, на далеком Севере ,когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки переписывали на клочке бумаги стихотворение „Жди меня“, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, заставил меня через полгода напечатать его в газете».   К.М.Симонов

«Жди меня…»

«Я считал, что эти стихи — мое личное дело... — рассказывал Симонов. — Ho потом, несколько месяцев спустя, на далеком Севере ,когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки переписывали на клочке бумаги стихотворение „Жди меня“, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, заставил меня через полгода напечатать его в газете».

К.М.Симонов

Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны» Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической, и счастливой. Трагической - потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Книги Ю. Друниной - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях .

Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»

Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической, и счастливой. Трагической - потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Книги Ю. Друниной - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях .

Запас прочности.  До сих пор не совсем понимаю: Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла?  И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас? Что гадать?-Был и есть у России Вечной прочности вечный запас! Ю.В.Друнина

Запас прочности.

До сих пор не совсем понимаю:

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла?

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?

Что гадать?-Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас!

Ю.В.Друнина

Целовались.   Плакали и пели.   Шли в штыки.   И прямо на бегу   Девочка в заштопанной шинели   Разбросала руки на снегу.   Мама! Мама!   Я дошла до цели...   Но в степи, на волжском берегу,   Девочка в заштопанной шинели   Разбросала руки на снегу.   Стихи Ю. Друниной Я столько раз видала рукопашный,   Раз наяву. И тысячу — во сне.   Кто говорит, что на войне не страшно,   Тот ничего не знает о войне.    1943г. 

Целовались.  Плакали и пели.  Шли в штыки.  И прямо на бегу  Девочка в заштопанной шинели  Разбросала руки на снегу.  Мама! Мама!  Я дошла до цели...  Но в степи, на волжском берегу,  Девочка в заштопанной шинели  Разбросала руки на снегу.  

Стихи Ю. Друниной

Я столько раз видала рукопашный,  Раз наяву. И тысячу — во сне.  Кто говорит, что на войне не страшно,  Тот ничего не знает о войне.  1943г. 

Клятва И та, что сегодня прощается с милым, -  Пусть боль свою в силу она переплавит.  Мы детям клянемся, клянемся могилам,  Что нас покориться никто не заставит!   *** Мы знаем, что ныне лежит на весах  И что совершается ныне.  Час мужества пробил на наших часах,  И мужество нас не покинет.  ( А.А.Ахматова -«Мужество» )   А.А.Ахматова

Клятва

И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!

***

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. ( А.А.Ахматова -«Мужество» )

А.А.Ахматова

Ольга Бергольц – «блокадная поэтесса». Во время войны жила в Ленинграде. Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдаётся и пишет свои лучшие стихи. Она показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком. Но тот, кто не жил с нами, - не поверит, Что в сотни раз почетней и трудней В блокаде, в окруженье палачей Не превратиться в оборотня, зверя… Я никогда героем не была. Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем Ленинградом, Я не геройствовала, я жила. О.Бергольц

Ольга Бергольц«блокадная поэтесса». Во время войны жила в Ленинграде. Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдаётся и пишет свои лучшие стихи. Она показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком.

Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, зверя…

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем Ленинградом,

Я не геройствовала, я жила.

О.Бергольц

«Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле»  (А. Твардовский). Большое место в творчестве А.Т.Твардовского занимают стихи, созданные «на войне, в пыли походной», его книга про бойца «Василий Теркин»-самое известное произведение, которое стало популярным сразу после создания. «Баллада о товарище», «Я убит подо Ржевом», «Дом у дороги». А.Т.Твардовский

«Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле»

(А. Твардовский).

Большое место в творчестве А.Т.Твардовского занимают стихи, созданные «на войне, в пыли походной», его книга про бойца «Василий Теркин»-самое известное произведение, которое стало популярным сразу после создания. «Баллада о товарище», «Я убит подо Ржевом», «Дом у дороги».

А.Т.Твардовский

М.В.Исаковский Множество стихотворений о войне создал поэт Исаковский. Биография его интересна тем, что целый ряд его произведений стали текстами к песням. Огромную известность получили следующие песни на стихи Исаковского: «Катюша»,

М.В.Исаковский

Множество стихотворений о войне создал поэт Исаковский. Биография его интересна тем, что целый ряд его произведений стали текстами к песням. Огромную известность получили следующие песни на стихи Исаковского: «Катюша», "Провожание", «Враги сожгли родную хату»,"Прощание", "Ой, туманы мои…", "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Одинокая гармонь». Эти песни в годы войны звучали в солдатских окопах, в блиндажах, в землянках, на боевых кораблях.

С.П.Гудзенко (1922-1953) Эту историю рассказывал И.Эренбург. Во время войны к нему пришел 20-летний солдат, недавно выписавшийся из госпиталя после тяжелого ранения, и прочитал написанные в госпитале и в отпуске по ранению стихи. Стихи Семена Гудзенко произвели огромное впечатление на И. Эренбурга: он организовал творческий вечер молодого поэта, способствовал выходу в 1944 г. его первой тоненькой книжечки стихов. Эренбург дал проницательную, провидческую характеристику стихам Гудзенко: «Это поэзия — изнутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с фронта... Его поэзия мне кажется поэзией-провозвестником» .

С.П.Гудзенко (1922-1953)

Эту историю рассказывал И.Эренбург. Во время войны к нему пришел 20-летний солдат, недавно выписавшийся из госпиталя после тяжелого ранения, и прочитал написанные в госпитале и в отпуске по ранению стихи. Стихи Семена Гудзенко произвели огромное впечатление на И. Эренбурга: он организовал творческий вечер молодого поэта, способствовал выходу в 1944 г. его первой тоненькой книжечки стихов. Эренбург дал проницательную, провидческую характеристику стихам Гудзенко: «Это поэзия — изнутри войны. Это поэзия участника войны. Это поэзия не о войне, а с фронта... Его поэзия мне кажется поэзией-провозвестником» .

Вот одно из стихотворений С.Гудзенко, так поразивших Эренбурга:   И смерть опять проходит мимо.  Ho мы уже не в силах ждать.  И нас ведет через траншеи  окоченевшая вражда,  штыком дырявящая шеи.  Бой был коротким.  А потом глушили водку ледяную,  и выковыривал ножом из-под ногтей  я кровь чужую. Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать.  Ведь самый страшный час в бою —  час ожидания атаки.  Снег минами изрыт вокруг  и почернел от пыли минной.  Разрыв. И умирает друг  И, значит, смерть проходит мимо.  Сейчас настанет мой черед.  За мной одним идет охота.  Будь проклят сорок первый год  и вмерзшая в снега пехота.  Мне кажется, что я магнит,  что я притягиваю мины.  Разрыв.И лейтенант хрипит.

Вот одно из стихотворений С.Гудзенко, так поразивших Эренбурга:

И смерть опять проходит мимо. Ho мы уже не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был коротким. А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв. И умирает друг И, значит, смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед. За мной одним идет охота. Будь проклят сорок первый год и вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв.И лейтенант хрипит.

Все написанное Гудзенко в ту пору, в сущности, представляет собой лирический дневник — это исповедь «сына трудного века», молодого солдата Великой Отечественной. Поэт, как и многие тысячи юношей, почти мальчиков, что «начинали в июне на заре», «был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне». Гудзенко пишет о том, что видели они все и что пережил он сам: о первом бое и смерти друга, о горьких дорогах отступления и о том, как «подомно и даже поквартирно» штурмуют город, о ледяной стуже и пламени пожаров, об «окопном терпении» и «слепой ярости» атак.

Все написанное Гудзенко в ту пору, в сущности, представляет собой лирический дневник — это исповедь «сына трудного века», молодого солдата Великой Отечественной. Поэт, как и многие тысячи юношей, почти мальчиков, что «начинали в июне на заре», «был пехотой в поле чистом, в грязи окопной и в огне». Гудзенко пишет о том, что видели они все и что пережил он сам: о первом бое и смерти друга, о горьких дорогах отступления и о том, как «подомно и даже поквартирно» штурмуют город, о ледяной стуже и пламени пожаров, об «окопном терпении» и «слепой ярости» атак.

 Мусса Мустафович Джалиль Будучи тяжело раненым , попал в плен. В концлагере вел подпольную работу. Был брошен в тюрьму Маобит и в 1944г. казнён. В апреле 1945 года советские солдаты, освобождая Маобит, нашли обрывок бумаги, на котором было написано: «Я татарский поэт Муса Джалиль. Заключён в Маобитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза . М.Джалиль (  1906 – 1944)

Мусса Мустафович Джалиль

Будучи тяжело раненым , попал в плен. В концлагере вел подпольную работу. Был брошен в тюрьму Маобит и в 1944г. казнён. В апреле 1945 года советские солдаты, освобождая Маобит, нашли обрывок бумаги, на котором было написано: «Я татарский поэт Муса Джалиль. Заключён в Маобитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза .

М.Джалиль

(  1906 – 1944)

Иосиф Павлович Уткин Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г. Я вам жить завещаю, - Что я  больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливым быть И родимой Отчизне С честью дальше служить. Горевать –горделиво, Не склоняясь головой, Ликовать – нехвастливо   В час победы самой. И беречь её свято, Братья, счастье своё – В память воина-брата, Что погиб за неё.   И.П.Уткин 1903 – 1944 г.

Иосиф Павлович Уткин

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г.

Я вам жить завещаю, -

Что я  больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливым быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

Горевать –горделиво,

Не склоняясь головой,

Ликовать – нехвастливо

  В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина-брата,

Что погиб за неё.

  И.П.Уткин

1903 – 1944 г.

Поэмы: Больше всего поэм было написано в 1942 г. - «Сын артиллериста» К. Симонова в конце 1941 г. «Зоя» М. Алигер, «Лиза Чайкина» и «Двадцать восемь» М. Светлова, «Слово о 28 гвардейцах» Н. Тихонова, «Москва за нами» С. Васильева, «Февральский дневник» О. Берггольц. В 1943 г. В. Инбер закончила «Пулковский меридиан», начатый еще в 1941 г., П. Антокольский — поэму «Сын».

Поэмы:

Больше всего поэм было написано в 1942 г.

- «Сын артиллериста» К. Симонова в конце 1941 г. «Зоя» М. Алигер, «Лиза Чайкина» и «Двадцать восемь» М. Светлова, «Слово о 28 гвардейцах»

Н. Тихонова, «Москва за нами» С. Васильева, «Февральский дневник» О. Берггольц. В 1943 г. В. Инбер закончила «Пулковский меридиан», начатый еще в 1941 г., П. Антокольский — поэму «Сын».

Тема любви в поэзии периода войны Любовная лирика неожиданно заняла в поэзии большое место, пользовалась необычайной популярностью. Это циклы стихов «С тобой и без тебя» Константина Симонова и «Долгая история» Александра Гитовича, стихи «Огонек» и «В лесу прифронтовом» Михаила Исаковского, «Темная ночь» Владимира Агатова, «Моя любимая» и «Случайный вальс» Евгения Долматовского, «Ты пишешь письмо мне» Иосифа Уткина, «На солнечной поляночке» Алексея Фатьянова, «В госпитале» Александра Яшина, «Маленькие руки» Павла Шубина и др. Любовь для поэтов — высшее проявление жизни, она является тем, «за что мужчины примут смерть повсюду», — «сияньем женским, девочкой, женой, невестой — всем, что уступить не в силах, мы умираем, заслонив собой» (К. Симонов).

Тема любви в поэзии периода войны

Любовная лирика неожиданно заняла в поэзии большое место, пользовалась необычайной популярностью. Это циклы стихов «С тобой и без тебя» Константина Симонова и «Долгая история» Александра Гитовича, стихи «Огонек» и «В лесу прифронтовом» Михаила Исаковского, «Темная ночь» Владимира Агатова, «Моя любимая» и «Случайный вальс» Евгения Долматовского, «Ты пишешь письмо мне» Иосифа Уткина, «На солнечной поляночке» Алексея Фатьянова, «В госпитале» Александра Яшина, «Маленькие руки» Павла Шубина и др. Любовь для поэтов — высшее проявление жизни, она является тем, «за что мужчины примут смерть повсюду», — «сияньем женским, девочкой, женой, невестой — всем, что уступить не в силах, мы умираем, заслонив собой» (К. Симонов).

Я знаю, никакой моей вины  В том, что другие не пришли с войны,  В том, что они – кто старше, кто моложе –  Остались там, и не о том же речь,  Что я их мог, но не сумел сберечь, -  Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…  А.Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А.Твардовский

Подведём итоги . Основные темы стихов:  Родина, война, ненависть к врагу, любовь и верность, мечта о победе.  Идут годы, сменяются десятилетия,. но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Мы должны помнить , какой ценой завоевано наше счастье. Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.  А.Т.Твардовский

Подведём итоги .

Основные темы стихов:

Родина, война, ненависть к врагу, любовь и верность, мечта о победе.

Идут годы, сменяются десятилетия,. но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Мы должны помнить , какой ценой завоевано наше счастье.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

А.Т.Твардовский

Люди!  Покуда сердца стучатся,—  помните!  Какою  ценой  завоевано счастье,—  пожалуйста, помните! Детям своим расскажите о них,  чтоб  запомнили!  Детям детей  расскажите о них,  чтобы тоже  запомнили!  Во все времена бессмертной Земли  помните!   К мерцающим звездам ведя корабли,—  о погибших  помните! Встречайте трепетную весну,  люди Земли.  Убейте войну,  прокляните  войну,  люди Земли! Мечту пронесите через года  и жизнью  наполните!..  Но о тех,  кто уже не придет никогда,—  заклинаю,—  помните!  Р.Рождественский

Люди! Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!

Р.Рождественский