ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
К. Н. Батюшков
Картины природы запечатлены во множестве стихотворений.
Звёздное небо, величественные горы и водопады, бескрайние
степи и моря очаровывают поэтов. Они вслушиваются в шум
лесов и журчание ручья, в пение птиц и завывание ветра.
В смене времён года, закатах и рассветах, в вечном течении
жизни природы авторы стихотворений улавливают созвучие
чувствам и настроениям человека, жизни его души. ПОЭЗИЯ
открывает для нас красоту окружающего мира, богатство
переживаний, вызванных этой красотой. Более всего дороги
нам те картины природы, которые живут в памяти с детства.
Стихи, рисующие картины родной природы, находят
отклик в душе каждого человека.
Е. А. Баратынский
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
В 1829 году А. С. Пушкин побывал на Кавказе, где шла война. Об этой поездке он рассказал в путевом очерке «Путешествие в Арзрум»:
«… Кавказ нас принял в своё святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелье. Стеснённый Терек с рёвом бросает свои мутные волны через утёсы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шёл пешком и поминутно останавливался, поражённый мрачною прелестию природы. Погода была пасмурная; облака тяжело тянулись около чёрных вершин...
Я отстал от конвоя, засмотревшись на огромные скалы, между коими хлещет Терек с яростию неизъяснимой…
Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба свалясь засыпала ущелие на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»
ОБВАЛ
Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, и ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал загородил, И Терека могущий вал остановил.
Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев прошиб снега... Ты затопил, освирепев, свои брега.
И долго прорванный обвал неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал. И пылью вод И шумной пеной орошал ледяный свод.
И путь по нем широкий шел: и конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, небес жилец.
Поразмышляй над прочитанным
1. Хотя Пушкин не видел самого обвала, он написал о нём стихотворение Как ты думаешь почему?
2. Что сближает стихотворение и прозаический отрывок Пушкина? Найди эпитеты и олицетворения, которые рисуют «нрав» Терека.
С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?
Составь предложение о Тереке, употребив своё сравнение.
3. Рассмотри репродукции картин
. Какие пушкинские строки
можно подписать под ними?
А. И. Мещерский
« Кавказ »
Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы
Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев
П. Верещагин
На Кавказе
И блещут средь волнистой мглы вершины гор
Художник А. Киселёв
Горный пейзаж (Кавказские вершины )
Федор Иванович
Тютчев
Ф. И. Тютчев родился и вырос в имении отца Овстуг Орловской губернии. С раннего детства он проникся любовью к природе, задумывался о её тайне, чарующей красоте, привык «дышать с природой одной жизнью».
Окончив Московский университет, поэт уехал на службу в русское посольство за границу.
Двадцать два года прожил он в чужих краях, не переставая думать о родине. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», — писал Ф. И. Тютчев в одном из писем.
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное...» написано на юге Франции, в Ницце, на Лазурном берегу Средиземного моря.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Укажите в стихотворении Ф. И. Тютчева
средства языка, определяющие читательские впечатления.
Какой эпитет кажется тебе особенно выразительным?
Найди в стихотворении олицетворение
Художник И. Айвазовский Морской вид
Стихотворение «Есть в
осени первоначальной…»
Написано Ф. И. Тютчевым
по пути из Овстуга в
Mоскву.
Л Н. Толстой отметил это стихотворение буквой «К!» (Красота!)
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
- Как ты думаешь, что могло восхитить Л. Н. Толстого в этом стихотворении?
- Какие картины в твоём воображении вызывают эпитеты: день... хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп гулял,
праздная борозда, отдыхающее поле?
- Какие слова и словосочетания в стихотворении передают лучезарность, сияние осеннего пейзажа и какие рисуют его тишину, «пустоту». (В словаре литературоведческих терминов найди объяснение понятия пейзаж.)
А. Н. Майков происходил из старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в деревне, в подмосковной усадьбе. Оно было вольное, радостное: летом дети ходили с отцом, академиком живописи, на рыбную ловлю, смотрели, как убирают на лугу душистое сено; осенью бегали в лесу по золотым листьям; зимой слушали нянины сказки и ждали весны, когда можно будет снова бежать в лес, в поле.
Любовь к русской природе, зародившаяся в детстве, воплотилась в стихотворениях А. Н. Майкова. Они очаровывают точностью и конкретностью описаний, простотой и поэтичностью картин.
ПЕЙЗАЖ
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь — и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу...
Идёшь, как будто по водам, —
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят...
Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колёса
Уже шумят издалека...
Вот на дорогу выезжает
Тяжёлый воз — то промелькнёт
На солнце вдруг, то в тень уйдёт...
И криком кляче помогает
Старик, а на возу — дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Весёлый лай идёт кругом.
Поразмышляй над прочитанным
ЛАСТОЧКИ
Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст...
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу —
Пустое гнездо над окном;
В нём ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нём...
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!
- Что сближает два стихотворения А. Н. Майкова и чем они отличаются друг от друга? Какое из стихотворений понравилось тебе больше? Почему?
- Перечитай стихотворение «Пейзаж». Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, чтобы передать краски и звуки осеннего леса?
- Какая из запёчатлённых картин представляется тебе особенно ярко? Опиши её подробнее своими словами.
- Как поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать осенний лес?
- Перечитай стихотворение «Ласточки». Чем вызвана грусть поэта? Почему осенняя картина теперь раздражает его?
- Какие другие чувства он выразил в своём стихотворении?
- Найди репродукции картин, которые можно соотнести со стихотворениями А. Н. Майкова? Обоснуй свой выбор.
Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867-1942)
К. Д. Бальмонт за свою жизнь объехал почти весь мир. Поэт подолгу жил в Париже, совершая оттуда поездки в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Испанию. Он посетил Мексику, Египет, американский штат Калифорнию. Одиннадцать месяцев длилось его путешествие по южным странам. За это время он побывал на Канарских островах и островах Новой Гвинеи, в Южной Африке, в Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне и в Индии. Бывал он и в северных странах — Норвегии и Швеции. Его интересовали незнакомые края, культура, история, творчество разных народов. Яркие впечатления поэта отразились в поэтических переводах, переложениях мифов и преданий, очерках о культуре далёких стран. Ностальгическое настроение, которое часто овладевало поэтом во время этих путешествий, он выразил в стихотворении «Где б я ни странствовал... »
Где б я ни странствовал, везде припоминаю
Мои душистые леса.
Болота и поля, в полях — от края к краю —
Родимых кашек полоса.
Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.
И в прошлое открыв таинственную дверцу,
Схожу я к берегу реки.
У старой мельницы привязанная лодка, —
Я льну к прохладе серебра.
И так чарующе и так узывно-чётко
Душа поёт: «Вернись. Пора».
Поразмышляй над прочитанным
1. Найди в стихотворении подтверждение тому, что родной край обладает для поэта притягательной силой.
2. Объясните, о какой таинственной дверце идёт речь в стихотворении.