СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэзия природы" (материал для урока литературы по пейзажной лирике в 5 классе по программе Беленького)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для урока литературы по пейзажной лирике в 5 классе по программе Беленького

Просмотр содержимого документа
«"Поэзия природы" (материал для урока литературы по пейзажной лирике в 5 классе по программе Беленького)»

  ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ  Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,  Для сердца ты всего дороже!  К. Н. Батюшков  Картины природы запечатлены во множестве стихотворений.  Звёздное небо, величественные горы и водопады, бескрайние степи и моря очаровывают поэтов. Они вслушиваются в шум лесов и журчание ручья, в пение птиц и завывание ветра. В смене времён года, закатах и рассветах, в вечном течении жизни природы авторы стихотворений улавливают созвучие чувствам и настроениям человека, жизни его души. ПОЭЗИЯ открывает для нас красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Более всего дороги нам те картины природы, которые живут в памяти с детства. Стихи, рисующие картины родной природы, находят отклик в душе каждого человека.  Е. А. Баратынский

ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже!

К. Н. Батюшков

Картины природы запечатлены во множестве стихотворений.

Звёздное небо, величественные горы и водопады, бескрайние

степи и моря очаровывают поэтов. Они вслушиваются в шум

лесов и журчание ручья, в пение птиц и завывание ветра.

В смене времён года, закатах и рассветах, в вечном течении

жизни природы авторы стихотворений улавливают созвучие

чувствам и настроениям человека, жизни его души. ПОЭЗИЯ

открывает для нас красоту окружающего мира, богатство

переживаний, вызванных этой красотой. Более всего дороги

нам те картины природы, которые живут в памяти с детства.

Стихи, рисующие картины родной природы, находят

отклик в душе каждого человека.

Е. А. Баратынский

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

В 1829 году А. С. Пушкин побывал на Кавказе, где шла война. Об этой поездке он рассказал в путевом очерке «Путешествие в Арзрум»:

«… Кавказ нас принял в своё святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным на­правлениям. Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелье. Стеснённый Терек с рёвом бросает свои мутные волны через утёсы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шёл пешком и поминутно останавливался, поражённый мрачною прелестию природы. Погода была пасмурная; облака тяжело тянулись около чёрных вершин...

Я отстал от конвоя, засмотревшись на огромные скалы, между коими хлещет Терек с яростию неизъяснимой…

Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковые случаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба свалясь засыпала ущелие на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»

ОБВАЛ Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы,  И надо мной кричат орлы, и ропщет бор,  И блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал,  И всю теснину между скал загородил,  И Терека могущий вал остановил. Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев;  Но задних волн упорный гнев прошиб снега...  Ты затопил, освирепев, свои брега. И долго прорванный обвал неталой грудою лежал,  И Терек злой под ним бежал. И пылью вод  И шумной пеной орошал ледяный свод. И путь по нем широкий шел: и конь скакал, и влекся вол,  И своего верблюда вел степной купец,  Где ныне мчится лишь Эол, небес жилец.

ОБВАЛ

Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, и ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал загородил, И Терека могущий вал остановил.

Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев прошиб снега... Ты затопил, освирепев, свои брега.

И долго прорванный обвал неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал. И пылью вод И шумной пеной орошал ледяный свод.

И путь по нем широкий шел: и конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, небес жилец.

Поразмышляй над прочитанным 1.  Хотя Пушкин не видел самого обвала, он написал о нём стихотворение  Как ты думаешь почему? 2.  Что сближает стихотворение и прозаический отрывок Пушкина?  Найди эпитеты и олицетворения, которые рисуют «нрав» Терека. С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом? Составь предложение о Тереке, употребив своё сравнение.

Поразмышляй над прочитанным

1. Хотя Пушкин не видел самого обвала, он написал о нём стихотворение Как ты думаешь почему?

2. Что сближает стихотворение и прозаический отрывок Пушкина? Найди эпитеты и олицетворения, которые рисуют «нрав» Терека.

С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?

Составь предложение о Тереке, употребив своё сравнение.

3. Рассмотри репродукции картин  .  Какие пушкинские строки  можно подписать под ними? А. И. Мещерский « Кавказ »  Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев П. Верещагин На Кавказе И блещут средь волнистой мглы вершины гор Художник А. Киселёв Горный пейзаж (Кавказские вершины )

3. Рассмотри репродукции картин

. Какие пушкинские строки

можно подписать под ними?

А. И. Мещерский

« Кавказ »

Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы

Вдруг, истощась и присмирев, о Терек, ты прервал свой рев

П. Верещагин

На Кавказе

И блещут средь волнистой мглы вершины гор

Художник А. Киселёв

Горный пейзаж (Кавказские вершины )

Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович

Тютчев

Ф. И. Тютчев родился и вырос в имении отца Овстуг Орловской губернии. С раннего детства он проникся любовью к при­роде, задумывался о её тайне, чарующей красоте, привык «дышать с природой одной жизнью». Окончив Московский университет, поэт уехал на службу в русское посольство за границу. Двадцать два года прожил он в чужих краях, не переставая думать о родине. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», — писал Ф. И. Тютчев в одном из писем.

Ф. И. Тютчев родился и вырос в имении отца Овстуг Орловской губернии. С раннего детства он проникся любовью к при­роде, задумывался о её тайне, чарующей красоте, привык «дышать с природой одной жизнью».

Окончив Московский университет, поэт уехал на службу в русское посольство за границу.

Двадцать два года прожил он в чужих краях, не переставая думать о родине. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», — писал Ф. И. Тютчев в одном из писем.

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное...» написано на юге Франции, в Ницце, на Лазурном берегу Средиземного моря.

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное...» написано на юге Франции, в Ницце, на Лазурном берегу Средиземного моря.

Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою...

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движенье, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Укажите в стихотворении Ф. И. Тютчева средства языка, определяющие читательские впечатления. Какой эпитет кажется тебе особенно выразительным? Найди в стихотворении олицетворение Художник И. Айвазовский Морской вид

Укажите в стихотворении Ф. И. Тютчева

средства языка, определяющие читательские впечатления.

Какой эпитет кажется тебе особенно выразительным?

Найди в стихотворении олицетворение

Художник И. Айвазовский Морской вид

 Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Написано  Ф. И. Тютчевым  по пути из Овстуга в Mоскву.  Л Н. Толстой отметил это стихотворение буквой «К!»  (Красота!)

Стихотворение «Есть в

осени первоначальной…»

Написано Ф. И. Тютчевым

по пути из Овстуга в

Mоскву.

Л Н. Толстой отметил это стихотворение буквой «К!» (Красота!)

* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный  И лучезарны вечера...  Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.  Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Как ты думаешь, что могло восхитить Л. Н. Толстого в этом стихотворении? Какие картины в твоём воображении вызывают эпитеты: день... хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп гулял, праздная борозда, отдыхающее поле? Какие слова и словосочетания в стихотворении передают лучезарность, сияние осеннего пейзажа и какие рисуют его тишину, «пустоту». (В словаре литературоведческих терминов найди объяснение понятия пейзаж.)
  • Как ты думаешь, что могло восхитить Л. Н. Толстого в этом стихотворении?
  • Какие картины в твоём воображении вызывают эпитеты: день... хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп гулял,

праздная борозда, отдыхающее поле?

  • Какие слова и словосочетания в стихотворении передают лучезарность, сияние осеннего пейзажа и какие рисуют его тишину, «пустоту». (В словаре литературоведческих терминов найди объяснение понятия пейзаж.)

 А. Н. Майков происходил из старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в деревне, в подмосковной усадьбе. Оно было вольное, радостное: летом дети ходили с отцом, академиком живописи, на рыбную ловлю, смотрели, как убирают на лугу душистое сено; осенью бегали в лесу по золотым листьям; зимой слушали нянины сказки и ждали весны, когда можно будет снова бежать в лес, в поле.  Любовь к русской природе, зародившаяся в детстве, воплотилась в стихотворениях А. Н. Майкова. Они очаровывают точностью и конкретностью описаний, простотой и поэтичностью картин.

А. Н. Майков происходил из старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в деревне, в подмосковной усадьбе. Оно было вольное, радостное: летом дети ходили с отцом, академиком живописи, на рыбную ловлю, смотрели, как убирают на лугу душистое сено; осенью бегали в лесу по золотым листьям; зимой слушали нянины сказки и ждали весны, когда можно будет снова бежать в лес, в поле.

Любовь к русской природе, зародившаяся в детстве, воплотилась в стихотворениях А. Н. Майкова. Они очаровывают точностью и конкретностью описаний, простотой и поэтичностью картин.

ПЕЙЗАЖ  Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеёю Идёшь — и нет конца пути... Кругом пестреет лес зелёный; Уже румянит осень клёны, А ельник зелен и тенист; Осинник жёлтый бьёт тревогу; Осыпался с берёзы лист И, как ковёр, устлал дорогу... Идёшь, как будто по водам, — Нога шумит... а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные спят... Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колёса Уже шумят издалека... Вот на дорогу выезжает Тяжёлый воз — то промелькнёт На солнце вдруг, то в тень уйдёт... И криком кляче помогает Старик, а на возу — дитя, И деда страхом тешит внучка; А, хвост пушистый опустя, Вкруг с лаем суетится жучка, И звонко в сумраке лесном Весёлый лай идёт кругом. Поразмышляй над прочитанным

ПЕЙЗАЖ

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеёю

Идёшь — и нет конца пути...

Кругом пестреет лес зелёный;

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист;

Осинник жёлтый бьёт тревогу;

Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр, устлал дорогу...

Идёшь, как будто по водам, —

Нога шумит... а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят...

Уж солнца луч ложится косо...

Вдали проглянула река...

На тряской мельнице колёса

Уже шумят издалека...

Вот на дорогу выезжает

Тяжёлый воз — то промелькнёт

На солнце вдруг, то в тень уйдёт...

И криком кляче помогает

Старик, а на возу — дитя,

И деда страхом тешит внучка;

А, хвост пушистый опустя,

Вкруг с лаем суетится жучка,

И звонко в сумраке лесном

Весёлый лай идёт кругом.

Поразмышляй над прочитанным

ЛАСТОЧКИ  Мой сад с каждым днём увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно ещё доцветает Настурций в нём огненный куст... Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с берёзы спадает, И поздних кузнечиков треск. Взгляну ль по привычке под крышу — Пустое гнездо над окном; В нём ласточек речи не слышу; Солома обветрилась в нём... А помню я, как хлопотали Две ласточки, строя его! Как прутики глиной скрепляли И пуху таскали в него! Как весел был труд их, как ловок! Как любо им было, когда Пять маленьких, быстрых головок Выглядывать стали с гнезда! И целый-то день говоруньи, Как дети, вели разговор… Потом полетели, летуньи! Я мало их видел с тех пор! И вот — их гнездо одиноко! Они уж в иной стороне — Далёко, далёко, далёко... О, если бы крылья и мне!

ЛАСТОЧКИ

Мой сад с каждым днём увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно ещё доцветает

Настурций в нём огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с берёзы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу —

Пустое гнездо над окном;

В нём ласточек речи не слышу;

Солома обветрилась в нём...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор…

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне!

  Что сближает два стихотворения А. Н. Майкова и чем они отличаются друг от друга? Какое из стихотворений понравилось тебе больше? Почему? Перечитай стихотворение «Пейзаж».  Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, чтобы передать краски и звуки осеннего леса? Какая из запёчатлённых картин представляется тебе особенно ярко? Опиши её подробнее своими словами. Как поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать осенний лес? Перечитай стихотворение «Ласточки». Чем вызвана грусть поэта? Почему осенняя картина теперь раздражает его? Какие другие чувства он выразил в своём стихотворении? Найди репродукции картин, которые можно соотнести со стихотворениями А. Н. Майкова? Обоснуй свой выбор.

  • Что сближает два стихотворения А. Н. Майкова и чем они отличаются друг от друга? Какое из стихотворений понравилось тебе больше? Почему?
  • Перечитай стихотворение «Пейзаж». Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт, чтобы передать краски и звуки осеннего леса?
  • Какая из запёчатлённых картин представляется тебе особенно ярко? Опиши её подробнее своими словами.
  • Как поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать осенний лес?
  • Перечитай стихотворение «Ласточки». Чем вызвана грусть поэта? Почему осенняя картина теперь раздражает его?
  • Какие другие чувства он выразил в своём стихотворении?
  • Найди репродукции картин, которые можно соотнести со стихотворениями А. Н. Майкова? Обоснуй свой выбор.
            Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт

(1867-1942)

К. Д. Бальмонт за свою жизнь объехал почти весь мир. Поэт подолгу жил в Париже, совершая оттуда поездки в Анг­лию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Испанию. Он посетил Мексику, Египет, американский штат Калифорнию. Одиннадцать месяцев длилось его путешествие по южным странам. За это время он побывал на Канарских островах и островах Новой Гвинеи, в Южной Африке, в Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне и в Индии. Бывал он и в северных странах — Норве­гии и Швеции. Его интересовали незнакомые края, культура, история, творчество разных народов. Яркие впечатления поэта отразились в поэтических переводах, переложениях мифов и преданий, очерках о культуре далёких стран. Ностальгическое  настроение, которое часто овладевало поэтом во время этих пу­тешествий, он выразил в стихотворении «Где б я ни странствовал... »

К. Д. Бальмонт за свою жизнь объехал почти весь мир. Поэт подолгу жил в Париже, совершая оттуда поездки в Анг­лию, Бельгию, Германию, Швейцарию, Испанию. Он посетил Мексику, Египет, американский штат Калифорнию. Одиннадцать месяцев длилось его путешествие по южным странам. За это время он побывал на Канарских островах и островах Новой Гвинеи, в Южной Африке, в Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне и в Индии. Бывал он и в северных странах — Норве­гии и Швеции. Его интересовали незнакомые края, культура, история, творчество разных народов. Яркие впечатления поэта отразились в поэтических переводах, переложениях мифов и преданий, очерках о культуре далёких стран. Ностальгическое настроение, которое часто овладевало поэтом во время этих пу­тешествий, он выразил в стихотворении «Где б я ни странствовал... »

Где б я ни странствовал, везде припоминаю Мои душистые леса. Болота и поля, в полях — от края к краю — Родимых кашек полоса.  Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу Мои родные васильки. И в прошлое открыв таинственную дверцу, Схожу я к берегу реки.  У старой мельницы привязанная лодка, — Я льну к прохладе серебра. И так чарующе и так узывно-чётко Душа поёт: «Вернись. Пора».  Поразмышляй над прочитанным 1. Найди в стихотворении подтверждение тому, что родной край обладает для поэта притягательной силой. 2. Объясните, о какой таинственной дверце идёт речь в стихотворении.

Где б я ни странствовал, везде припоминаю

Мои душистые леса.

Болота и поля, в полях — от края к краю —

Родимых кашек полоса.

Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу

Мои родные васильки.

И в прошлое открыв таинственную дверцу,

Схожу я к берегу реки.

У старой мельницы привязанная лодка, —

Я льну к прохладе серебра.

И так чарующе и так узывно-чётко

Душа поёт: «Вернись. Пора».

Поразмышляй над прочитанным

1. Найди в стихотворении подтверждение тому, что родной край обладает для поэта притягательной силой.

2. Объясните, о какой таинственной дверце идёт речь в стихотворении.