СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия В. Маяковского. Темы, мотивы, новаторство в области поэтической формы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия В. Маяковского. Темы, мотивы, новаторство в области поэтической формы.»

Поэзия В. Маяковского. Темы, мотивы, новаторство в области поэтической формы.

1, 2 слайд В. В. Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. 3 слайд Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). 

4 слайд Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В Манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение «заумного языка»; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово) выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начале своего творческого пути.

5 слайд Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

Просматривая стихи раннего Маяковского, легко убедиться, что изображение города занимает видное место в его творчестве. В целом поэт любит город, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. 6 слайд Так, уже одно название стихотворения «Адище города» шокирует читателя:
    Адище города окна разбили 
    на крохотные, сосущие адки. 
    Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, 
    над самым ухом взрывая гудки.
    7 слайд Но в другом стихотворении, «Ночь», перед нами предстает картина ночного города: яркая, красочная, праздничная от рекламных огней. Поэт описывает ночной город как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски (багровый, белый, зеленый, черный, желтый). Мы даже не сразу понимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы:
    Багровый и белый отброшен и скомкан, 
    В зеленый бросали горстями дукаты, 
    А черным ладоням сбежавшихся окон 
    Раздали горящие желтые карты.
    8 слайд Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении «Шумики, шумы, шумищи», то загадочный и романтичный, как в стихотворении «А вы могли бы?»:

    На чешуе жестяной рыбы 
    прочел я зовы новых губ, 
    А вы ноктюрн сыграть могли бы 
    на флейте водосточных труб?

9 слайд С темой города перекликается тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают (“Скрипка и немножко нервно”, “Я”). В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за «единственное слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. 10 слайд В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим. («Завтра ты забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах». Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:
    Долой вашу любовь! 
    Долой ваше искусство! 
    Долой ваше государство! 
    Долой вашу религию!
    11 слайд Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как «Нате!», «Вам!», является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта:
    Через час отсюда в чистый переулок 
    вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, 
    а я вам открыл столько стихов шкатулок, 
    я - бесценных слов мот и транжир...
    Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая «на бабочку поэтичного сердца» взгромоздится в «калошах и без калош». Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение. (Это стихотворение напоминает лермонтовское «Как часто, пестрою толпою окружен»:

О, как мне хочется смутить веселость их 
    И дерзко бросить им в лицо железный стих, 
    Облитый горечью и злостью.)

12 слайд В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. 13 слайд Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы:
    Пролетарка, пролетарий, 
    Заходите в планетарий.
    14 слайд Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения («а-б-в-г-д-е-ж-з-комы»), появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти. А в стихотворении «О дряни» маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: «головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!» 
   15 слайд  В «Стихах о советском паспорте» автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество:
    Читайте, завидуйте! 
    Я - гражданин Советского Союза!
    К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как «Товарищу Нетте, человеку и пароходу», «Рассказ товарища Хренова...». Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку:
    Я знаю - город будет, 
    Я верю - саду цвесть, 
    Когда такие люди 
    В Стране Советской есть.
  16 слайд   Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как «Поэт-рабочий», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос». Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом («Во весь голос»), пишет, что работа поэта трудна, что «поэзия - та же добыча радия», и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия -это «острое и грозное оружие». Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был «наступать на горло собственной песне», и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве («Неоконченное», «Письмо Татьяне Яковлевой»). 
    Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества («Письмо товарищу Кострову...»), поэтому поэт уверен, что «мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо...».

17 слайд Творческим освоением поэтической традиции и смелым новаторством отмечено все, что относится к особенностям стихотворной речи поэта – ритмике, строфике, рифме. Стих Маяковского отличается исключительным ритмико-интонационным многообразием. Классические силлабо-тонические размеры; ямб, хорей и др. в стиховой системе поэта обретают особое звучание. В стихе Маяковского усилены самостоятельность, весомость, синтаксическая обусловленность слова. Ритмообразующий элемент стиха – внутристиховые паузы, разделяющие слова. Таким образом, единство слова, синтаксиса и интонации выступает в новом качестве. Все это нашло выражение и в графическом оформлении: сначала появился стих-«столбик», а с 1923 года поэт обращается к «лесенке». Еще один новаторский прием: смешение лексических стилей. В рамках одного произведения есть слова и выражения, тесно связанные с реалиями современного поэту мира, а с другой стороны – встречаются устаревшие формы и слова.

18 слайд Анализ стихотворения «Послушайте!»

Впервые вышло в марте 1914 г.

Стихотворение начинается с обращения, которое вынесено в название. Это – отчаянный призыв! Герой-рассказчик наблюдает за действиями другого деятельного героя, которому не все равно. Стремясь облегчить кому-то жизнь, он «врывается» на небеса, к самому Богу и просит, чтобы засветил в небе звезду. Быть может в наказание за то, что люди перестали замечать их, звезды погасли?

Тема стихотворения – желание лирического героя обратить внимание обывателей, живущих суетной, однообразной жизнью на красоту бескрайнего ночного неба. Для раскрытия темы поэт использовал – нерифмованный стих с ритмичным рисунком, звукопись и аллитерацию. Стихотворение напоминает маленькую пьесу, полную драматизма, которую можно разделить на 4 части:

  1. Введение (главный вопрос ).

  2. Развитие сюжета и кульминация («вымоленная звезда»).

  3. Развязка (получение подтверждения от того, для кого старался герой).

  4. Эпилог (повторение вопроса введения, но с утвердительной интонацией).

Таким образом, данное стихотворение - это попытка заставить поднять отягченные проблемами головы и взглянуть наверх, приобщившись к тайнам Вселенной. 19 слайд



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!