Просмотр содержимого документа
«Поэзия - волшебная страна»
Поэзия -
волшебная страна
Учитель русского языка и литературы БАБУШИС Р.В.
МАОУ «Лицей № 6» г. Тамбов
Урок обучения творчеству стихосложения
План урока
Как определить стихотворный размер?
Размеры стиха
Ямб - / - / - /
Люблю ´ грозу ´ в нача ´ ле ма ´ я
Хорей / - / - / - /
Бу ´ ря мгло ´ ю не ´ бо кро ´ ет
Дактиль / - - / - -
Ту ´ чки небе ´ сные, ве ´ чные стра ´ нники
Амфибрахий - / - - / - -
Одна ´ жды в студё ную зи ´ мнюю по ´ ру
Анапест - - / - - / - - /
Что ´ ты жа ´ дно гляди ´ шь на доро ´ гу
СТОПЫ
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ БЫВАЮТ 2-СЛОЖНЫЕ И
3-СЛОЖНЫЕ
СТОПА – ЭТО ЧЕРЕДОВАНИЕ УДАРНОГО И БУЗУДАРНОГО СЛОГОВ
ЯМБ И ХОРЕЙ
– 2-СЛОЖНЫЕ СТОПЫ
ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ И АНАПЕСТ
– 3-СЛОЖНЫЕ
Сравни прозу и стихи
Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
ВИДЫ РИФМ
ПАРНАЯ
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна
перекрёстная
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
кольцевая
Как хочется писать стихи,
Закрывшись от людей, от быта,
Когда душа душе открыта,
Минуты медленно - тихи.
Придумай рифму
- С утра - …
- Чудо –
- Ел –
- Апрель –
- Стрекоза –
- Задача –
- С утра – детвора, ура, вчера…
- Чудо – не буду, повсюду, посуду..
- Ел – заболел, смел, не велел..
- Апрель – капель, свирель, трель..
- Стрекоза – егоза, гроза, роса..
- Задача – удача, иначе, дача…
Виды рифм
Точная рифма
Д о чка , б очка , т очка
Простая рифма
Сталь - жаль, осень – восемь
Сложная рифма
Не разглядела – не раз глядела;
С тополей – сто полей
Замещённая рифма
Почка – точка, лесть – честь, ветер - вечер
Определите размер стиха
Домашнее задание
Закончите четверостишие:
- Как хорошо мне с друзьями!
С ними беда – не беда
………………………… ..
И не предаст никогда.
…………………… .
Придумайте продолжение
Идея № 1