Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Таганрогская санаторная школа-интернат»
Разработка открытого урока
по ОБЖ
5 класс
тема: «Погодные явления и безопасность человека»
Учитель ОБЖ: Пирожкова И.В.
г. Таганрог
2016
Ход урока:
I. Организационный момент:
(психологический настрой на урок)
- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и присутствующих гостей. Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодня на уроке вас ожидают новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Проверка домашнего задания:
- На предыдущем уроке, вы познакомились с правилами безопасного поведения на водоемах. Я предлагаю вам оценить безопасность своего поведения на воде.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
III. Мотивация и целеполагание.
- Чтобы определить ключевое слово темы сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать куплет красивой песни из известного фильма советского кинорежиссёра Эльдара Рязанова. (Звучит песня «У природы нет плохой погоды»)
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Дождь ли снег, любое время года,
Надо благодарно принимать…
- Какое же это слово, ребята ?…
- Молодцы! Тема сегодняшнего урока связана с погодой, а точнее с погодными явлениями.
- Ребята, а вы согласны со словами песни, что «у природы нет плохой погоды» ?...
- …Действительно, в определённых условиях многие погодные явления несут в себе серьёзную опасность для здоровья и жизни человека, поэтому каждый из нас должен владеть навыками безопасного поведения в различных погодных условиях.
- Итак, вы уже догадались, что тема сегодняшнего урока посвящена… (погодным явлениям и безопасности).
- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите число и тему урока: «Погодные явления и безопасность человека». (Обучающиеся записывают тему урока.)
- Давайте вместе, исходя из сегодняшней темы, сформулируем цель урока: «что хотим изучить?», «чему хотим научиться?».
- Цель урока: изучить погодные явления характерные для данного места проживания и научиться безопасно вести себя в различных погодных условиях.
IV. Изучение нового материала.
- Изучение новой темы я предлагаю начать с определения понятия «погода».
Нашу планету окружает воздушная оболочка. Ребята, а как ещё называют воздушную оболочку Земли?… (атмосфера)
- Посмотрите, пожалуйста, на слова, выписанные на доску. Какие из них можно применить к понятию «атмосфера»?
(Подвижная, непостоянная, изменчивая.)
- Так как именно изменения воздушной оболочки Земли и определяют погоду, то можно сказать: погода это…(ответы учащихся). Хорошо.
- А теперь найдите определение в учебнике.
Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время.( запишите определение в тетрадь)
- Ребята, а кто занимается предсказанием погоды, как мы узнаём о погоде на завтрашней день?
(Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции, на которых работают синоптики.)
- Скажите, пожалуйста, какие основные показатели синоптики используют для описания погоды?
(1 показатель: температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года и времени суток.
2 показатель: атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха. Воздух начинает движение в ту сторону, где атмосферное давление ниже.
3 показатель: ветер. Ветер характеризуется направлением и скоростью перемещения.
4 показатель: облачность и осадки (дождь, снег).)
- На метеостанциях, а их около 20 000 тысяч, синоптики собирают данные о температуре воздуха, давлении, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создаётся прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению.
Физминутка
- Предлагаю каждому из вас взять себе карточку с загадкой.
- У нас получилось 3 группы.
- Я предлагаю вам сегодня роль юных синоптиков. Каждая группа – это маленькая метеостанция, но задачи, которые вам предстоит решить, не совсем обычные для синоптиков:
1. По словесному описанию предсказать (определить) природное явление.
2. Перечислить последствия этого явления для человека.
3. Дать рекомендации одноклассникам по безопасному поведению по время того природного явления, которое вы определили.
- Время на выполнение задания – 10 минут.§3.1, стр. 64-70.
(Группы получают задание для определения природного явления и приступают к работе по плану.)
• Самостоятельная работа в группах.
I группа:
1. О каком природном явлении идёт речь: Бурное ненастье с дождём, громом и молниями. |
II группа:
1. О каком природном явлении идёт речь: Слой плотного льда, который образуется на земной поверхности (тротуарах, проезжей части дороги) и на предметах (деревьях, проводах, домах и т.д.) при намерзании капель переохлаждённого дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 оС. |
III группа:
1. О каком природном явлении идёт речь: Это природное явление связано с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 часов. |
Зарядка для глаз
• Проверка результатов самостоятельной работы групп.
- Итак, время истекло, давайте познакомимся с результатами работы первой станции (…второй, третьей).
I группа.
1. Природное явление: гроза.
2. Последствия:
Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3000 человек.
Сильный ветер ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
Серьёзную опасность для человека таит в себе сильный ливень с градом.
3. Рекомендации:
Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать её.
Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.
Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.
Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
Если гроза застала вас в водоёме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
II группа.
1. Природное явление: гололёд.
2. Последствия:
Гололёд и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.
3. Рекомендации:
Если в прогнозе погоды указывается вероятность появления на улицах и дорогах гололёда и гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить.
Советуем вам соблюдать правилапередвижения по улице в гололёд:
- подобрать малоскользящую обувь с подошвой на микропористой основе;
- приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;
- наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделайте крест накрест или лесенкой), а перед выходом наступить в песок;
- можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.
Передвигаться в гололёд надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.
III группа.
1. Природное явление: снежный занос, метель, пурга.
2. Последствия:
под снегом оказываются здания;
останавливается движение на автомобильных и железных дорогах;
нарушается нормальная жизнь населённых пунктов;
возможно частичное разрушение зданий и крыш;
возможен обрыв воздушных линий электропередачи.
3. Рекомендации:
При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нём до её окончания. В данном случае риск общения с незнакомыми людьми оправдан.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
V. Первичное закрепление.
- В заключение для закрепления знаний выполните небольшой тест. Подпишите полученную карточку и выполните в ней предложенное задание. Время выполнения – 2 минуты. (Индивидуальная работа. Исправления не допускаются.)
• Тест по теме «Погодные явления и безопасность человека»:
1. Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие основные показатели определяют состояние погоды?»
а) Прогноз синоптиков;
б) перепад атмосферного давления;
в) температура окружающего воздуха;
г) ветер;
д) осадки;
е) облачность;
ж) народные приметы.
2. Выберите правильный ответ на вопрос: «Что такое погода?»
а) Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время.
б) Погода – это движение потоков воздуха в определённом направлении.
в) Погода – это единица измерения атмосферного давления.
г) Погода – это среднегодовое количество осадков.
3. Укрываться во время грозы нужно:
а) в лесу, среди невысоких деревьев;
б) в лесу, под большим деревом;
в) в овраге, яме, канаве;
г) в воде.
• Взаимопроверка.(Ответы размещаются на слайде. Ответы: 1-б,в,г,д,е; 2-а; 3-в. Максимальное количество баллов за тест – 7, один балл за каждый правильный ответ.)
- Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, карточками, оцените работу друг друга по критериям, которые видите на слайде.
VI. Рефлексия.
- Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Ответы детей)
- Как вы считаете, мы достигли этой цели?
Откроите дневники и давайте запишем домашнее задание.
VII. Домашнее задание.
- записать народные приметы, указывающие на перемену погоды.
VIII. Оценивание работы на уроке.
• Выставление оценок за урок.
- Спасибо за урок! Все свободны.