СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погода. 6 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Погода. Урок географии в 6 классе на тему "Погода".

Просмотр содержимого документа
«Погода. 6 класс.»

Тема урока: «Погода»

Цель: формирование представления о погоде и климате, выявление причин влияющих на погоду и климат;

Задачи:

а) Образовательная: способствовать получению и углублению знаний учащихся о атмосфере, погоде;

б) Развивающая: развивать, память, логическое мышление, интерес к климотологии;

в) Воспитывающая: осознать понимание необходимости изучения темы для дальнейшего изучения географии и общего уровня развития.

Тип урока: изучение новых знаний, беседа.

Оборудование: климатическая карта, календари наблюдений за погодой, учебник, атлас, дополнительный материал по теме.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Давайте отметим, кого сегодня нет в классе.

2. Изучение нового материала.

Перед тем, как получать новые знания, напомните, что вы уже знаете об атмосфере.

Тема нашего урока: «Погода». Как выдумаете, что такое погода?

Возможные варианты определений понятий учащихся:

Погода  - это то, что мы ощущаем на себе каждый день, выходя на улицу.

Погода – это изменения температуры, облачности, ветра, осадков.

Погода – это то, что относится к атмосфере.

Погода – это состояние тропосферы на определенной территории, в определенное время.

- Вы сформулировали свои предложения.  Молодцы. Какое из определений показалось Вам наиболее точным. Почему?

В случае, если учащиеся не предложили этих определений, в подводящем диалоге помогаю ученикам сформулировать варианты ответов.

Погода – это состояние тропосферы в данном месте за определеныый промежуток времени.

-Молодцы.

-Итак, попробуйте объяснить, почему и как меняется погода? Где наиболее отчетливо проявляются сезонные изменения погоды?

-Как вы считаете можно ли сказать, что сегодня в России пасмурная холодная погода?

-Почему? (Погода в России разная: где-то пасмурно и холодно , где-то теплая и ясная погода)

Из каких элементов состоит погода? Давайте запишем в тетрадь

1.Температура воздуха (термометр).

2.Атмосферное давление (барометр)

3.Ветер: направление, сила , скорость (флюгер, анемометр)

4.Облачность (нефоскоп)

5.Осадки: виды, количество (осадкомер)

6.Относительная влажность воздуха (гигрометр).

Ученые выделяют 2 типа погоды (наглядный материал).

-Посмотрите на форзац учебника. Какой элемент лежит в основе выделения типов погоды? (Температура воздуха)

-На какие 2 группы разделены типы погоды? (Погода теплого и холодного времени года)

-Какой тип погоды преобладает в нашей местности зимой, летом?

Главное свойство погоды – ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно. Утром может быть солнечно ,днем собираются облака и идет дождь ,а к вечеру снова ясная погода ,но более прохладная .

Как вы считаете, необходимо ли наблюдать за погодой? Существует ли связь между показателями погоды и ее прогнозом?

Элементы погоды взаимосвязаны : температура воздуха повышается ,воздух поднимается вверх, охлаждается ,атмосферное давление у поверхности Земли падает ,происходит образование облаков .При понижении атмосферного давления мы ждем облачную ,дождливую погоду.

-В жаркую погоду усиливается испарение ,и из водяного пара на высоте образуются облака.

-Если меняется направление ветра ,то жди смены погоды .Ветры приносят разные воздушные массы

- .А что такое воздушные массы ? (наглядный материал).

Воздушные массы , которые дли тельное время находились над океаном , приносят дожди , снег, т.к. они вбирают в себя влагу испаряющуюся с поверхности океана. Их называют морскими воздушными массами. Воздух, который некоторое время находится над сушей, становится сухим. Воздушные массы, которые формируются над Северным Ледовитым океаном, покрытым льдом, охлаждаются. А холодный воздух не может вобрать в себя много влаги, поэтому он еще и сухой.

Южный ветер приносит к нам теплый воздух.

Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того, над какой поверхностью они находятся .Над пустынями становится воздух не только сухим и теплым, но и запыленным.

-Какую погоду принесет северный ветер? ( Холодную и ясную)

-Есть ли на Земле районы, где погода одинаковая в течение всего года ?

(Есть, Экватор, полярные широты)

-Сделайте прогноз погоды, зная, что в вашей местности южный ветер сменился северным. ( Будет похолодание)

Люди всегда наблюдали за сменой погоды т.к. погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или во время сенокоса. В июне могут быть утренние заморозки. Град может побить урожай.

Прогноз погоды имеет большое значение для сельского хозяйства транспорта, человека.

В настоящие время прогнозы погоды дают синоптики , опираясь на данные , поступившие с метеостанции. Наблюдения ведутся с бортов космических кораблей и искусственных спутников Земли. Всю собранную информацию метеорологи передают в гидрометеорологические службы, а дальше – во всемирные метеорологические центры. Гидрометеоцентров на Земле всего три : в Москве , Вашингтоне ( С.Ш.А.) и Мельбурне (Австралия).

По этим данным составляют синоптические карты , или карты погоды. На карты погоды с помощью специальных условных знаков наносят информацию о погоде в разных районах (Условные знаки на форзаце учебника) По рис. 82 на стр.129, расшифруйте информацию о состоянии погоды в районе Крюково (t+20C, давление 756 мм. рт. Ст., переменная облачность) .

Предсказывать погоду могут не только синоптики. Человек заметил, что у многих растений перед изменением погоды изменяться положение отдельных частей. Они могут улавливать то, что не подвластно нашим органом чувств. Такая способность объясняется зависимости их жизни от условий среды: температуры , влажности и давления воздуха , а также от солнечного света .

Давайте вспомним народные приметы, предсказывающие погоду.

Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Легкие белые парашутики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеены семена. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик как зонтик.

Замечательные метеорологи — пауки. Известно, что они не переносят влажности, потому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы — один из признаков близкого ненастья. Жары пауки также боятся, поэтому, когда паук выходит на охоту в знойный полдень, это значит, что он чувствует сильный ветер или грозу, которая, порвав паутину, может лишить его еды. Вечером пауки охотно оставляют свое жилье, если не чувствуют приближение дождя. Увидев паука вечером, можно смело ожидать хорошей погоды на следующий день.

Давно известна способность пчел предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.

Блестящий «прогнозист» - лягушка. Она тонко реагирует на самые малые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озерные лягушки взлезают на берег - к дождю.

В народе существует точная примета: ласточки летают высоко — к хорошей погоде, низко — к дождю.

По народным приметам давали прогноз на сезон. По весне судили о погоде, которая будет летом, по погоде летом делали прогноз на зиму.

Народные приметы в разное время года



1.Летом на деревьях желтеют листья - к ранней осени.

2. Лето сухое и жаркое-зима многоснежная и морозная.

3.Появились опята – лето кончилось.

4. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету .

5. Весной летит много паутины – лето будет жаркое.

6. Из березы течет много сока – к дождливому лету.

7 . Синицы долго остаются у человеческого жилья - весна будет холодная.

8. Прилетел полевой жаворонок – пришла весна.

9. Жаворонок летит – к теплу , зяблик – к стуже .

10. Длинная сосулька – долгая весна.

11 . Грачи прямо летят на гнезда - весна будет дружной .

12. Первый гром при северном ветре – холодная весна, при восточном –

сухая и теплая, при южном - теплая, при западном - мокрая

13. Гром в сентябре – теплая осень.

14. От первого снега до санного пути шесть недель сроку.

15 . Птицы на землю садятся- к ведру.(ясной погоде), на крышу -

к непогоде .

16 .Куры начинают ощипываться - быть дождю или снегу .

17 . Послеобеденный дождь - долгий.

18 . Осенний иней – к ведру.

19 . Осенью листопад пройдет скоро - ожидай лютую зиму .

20. Поздний листопад – суровая и продолжительная зима .

21. Муравьи строят большие кучи – на суровую зиму.

22. Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

23. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы .

24. Кошки лежат, свернувшись клубком, к стуже .

25. Корова сопит и фыркает – к морозу.

26. Дым из трубы идет столбом – к морозу.

27. Лес гудит зимой – к снегу.

28. Ворона клюв под крыло прячет – к холоду.

29. Кошка крепко спит к теплу.

30 .Деревья покрылись инеем – к теплу.

23 марта - отмечается Всемирный день метеоролога.

Метеорология — наука о строении и свойствах земной атмосферы и

совершающихся в ней физических процессах.



4. Закрепление. Подведение итогов

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали?

1. Что такое погода?

2. Какие два типа погоды вы знаете.?

3. Назовите основные показатели погоды.

4. Кто наблюдает за состояние тропосферы?( специалисты-метеорологи

5. Сколько Всемирных метеорологических центров , и где они находятся.

6. Кто, кроме синоптиков может предсказывать погоду?



5. Домашнее задание.

Домашнее задание: параграф 42 , ответить на вопросы в конце параграфа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!