СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погода и её показатели.Причины изменения погоды.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме " Погодаи её показатели.Причины изменения погоды".

Просмотр содержимого документа
«Погода и её показатели.Причины изменения погоды.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока

Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Практическая работа по теме « Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров»

Класс

6 класс

Тип урока

Комбинированный урок

Технология построения урока

Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности, технология развития критического мышления

Цель урока

Содержательная:  сформировать знания о погоде, причинах ее изменения и прогнозе; познакомить с синоптическими картами; сформировать понятие «климат»; сформировать знания о климате и его влиянии на жизнь человека.

Деятельностная: научить учащихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о погоде и климате, причинах, влияющих на погоду и климат, формировать умения работать с синоптическими картами и информацией.

Воспитательные: достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, любовь к природе, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать; совершенствовать навыки работы с источниками информации; продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в паре, группе.

Информационно-технологические

ресурсы

Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, географический атлас, инструктивные карточки,

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Основные понятия темы

Погода, воздушные массы, метеорология, климат, синоптическая карта

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

ученик научится:

- объяснять значение понятий «погода», «воздушная масса», «синоптическая карта», «климат»;

- называть основные элементы погоды;

- описывать погоду и климат своей местности.

- определять уровень своих знаний о погоде и климате и закрепить их в теме «Атмосфера»;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-применять приобретенные умения и навыки в повседневной жизни;

- получить знания о взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

ученик сможет:

- расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы;

- выявлять причинно-следственные связи: погода- воздушные массы;

- объяснять роль географии в практической деятельности людей.

Познавательные:

- умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;

- уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

- объяснять значения новых слов;

- использовать знания в новой ситуации.

Коммуникативные:

- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам своей работы;

- продолжить овладевать составляющими исследовательской деятельности:

- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы.

Личностные:

- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих.

ученик научится:

- ценить здоровье свое и окружающих, осознавать его значимость, взаимосвязь человека с окружающей средой, ученик получит возможность научиться бережно относиться к окружающей среде, самому влиять на положительные и отрицательные изменения в повседневной жизни своей и окружающих;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

- уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.


Карта урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в учебную деятельность


3 мин








Приветствует учеников, настраивает на работу

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Урок я начну с таких четверостиший:

Мороз и солнце день чудесный ,Ещё ты дремлешь друг прелестный

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром..

Вьюга мглою небо кроет

Вихри снежные крутя..

О чём же у нас сегодня с вами разговор?

Ответ детей : о погоде

Верно, сегодня мы будем вести разговор о погоде

Готовятся к уроку, включаются в деловой ритм

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


2 мин




Каждый человек собираясь утром на учёбу или работу, перед тем как выйти из дома , задумывается….

Как вы думаете над чем, многие интересуются этим вопросом накануне….?

(составление кластера по ответам детей)

Нужный вариант ответа – какую верхнюю одежду надеть или какая будет погода.

Ответы о погоде ( что одеть, взять ли зонтик и т.д.

Все мы слушаем новости или читаем сведения в интернете о погоде.

Что нас интересует в первую очередь?

Интересуют на с метеорологические элементы

Включаются в учебную деятельность, совершенствуют умение формулировать мысль точно и кратко

Познавательные: умение применять ранее полученные знания в новой учебной ситуации.

Личностные: самоконтроль.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

7 мин










Какие мы свами знаем метеорологические элементы?

  1. Температура воздуха;

  2. Осадки;

  3. Давление

3)Облачность;

5)Влажность;

6)Ветер

-Давайте с вами поговорим об этих элементах

Учитель ведёт беседу

- Чем измеряется температура

-Как меняется с высотой понижается на каждый км на 6 градусов

-Какие вы знаете осадки?

-Чем измеряются;

-Где выпадает больше всего осадков;

-Чем измеряется давление;

-Как меняется давление с высотой?

-оно понижается на каждые 10,5 м на 1 мм рт столба

-Что представляет собой облачность,

(какая часть небосвода занята облаками)

-С помощью чего определить направление ветра?

-Какие вы знаете виды ветров?

Покажите мне какая сегодня у нас облачность?

-поднимают карточки

(температура 0-1, ветер с-з, облачно)








Включаются в учебную деятельность, воспроизводят в памяти понятия, заполняют таблички с терминами

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

4. Этап целеполагания

Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока

4 мин





Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы.

- Какие слова у вас появились?.

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Давайте сформулируем тему нашего урока.,

Открываем тетради записываем число и тему урока

(Запись с 1слайда, открываю 2 слайд: проговариваю цели урока)

Тема урока «Погода и её показатели. Причины изменения погоды.

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Какова цель нашего урока?

Цель: изучить погоду

Чтобы достичь цели нужно определить …? (Задачи)

- Кто-нибудь слушал прогноз погоды на сегодняшний день? Совпадает ли ваше описание погоды и прогноз погоды?

(температура 0-1, ветер с-з, облачно)

- Как вы думаете, почему прогнозы погоды не всегда совпадают с реальной погодой? (Версии учащихся).

- А вам интересно об этом узнать?

Тогда нам сегодня предстоит ответить на много вопросов:

- Что такое погода?

- От чего зависит погода?

- Кто и как предсказывает погоду?

Давайте сформулируем задачи нашего урока (версии учащихся).

Задачи:

1. Дать определение понятия «погода»

2. Выяснить причины изменения погоды

3. Выяснить из каких элементов состоит прогноз погоды.

4. Научиться работать по синоптической карте.


Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по географии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.


5. Этап открытия новых знаний и способов действий

Организация работы по поиску и обработке информации


7 мин

Возьмите рабочие карты. Выполните задания.

Задание .

1. Прочитайте текст на стр. 148

2. Найдите понятие «погода», запишите это определение в рабочую тетрадь.

3. Почему же пода изменчива, в чём главная причина? Заполните схему «Воздушные массы и их свойства»,

используя текст на стр.149.выпишите виды воздушных масс в зависимости от характера поверхности и географического положения Эту работу выполните в парах. Затем обменяйтесь рабочими картами и проверьте друг друга.

Воздушные массы




В зависимости от широты





Ответьте на вопрос: Чем отличаются друг от друга воздушные массы?

(просмотр слайдов)

-( Обратить внимание на карту полушарий, с прикреплёнными воздушными массами)



В ходе работы учитель консультирует, контролирует выполнение работы.

Учитель предлагает сверить с шаблоном.


- Откуда мы обычно узнаем о предстоящей погоде? (Версии учащихся).

Из прогноза погоды


4. Сейчас мы поработаем с синоптической картой

Просмотр слайда

-Итак, о каких элементах погоды отмечены на карте шла речь? Перечислите.

-Что мы можем по карте определить?



-Ребята, а мы с вами сейчас можем составить прогноз погоды на завтра? (Версии учащихся).

- Может ли предсказать погоду не специалист?? (Версии учащихся).

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Осуществляют решение учебных задач.

Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в рабочих картах свое «открытие»,

изучают рисунки, схемы, готовят выступление.

Осуществляют самопроверку.




Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять и принимать цели и задачи урока, рефлексия своих действий

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, осознанно строят речевые высказывания


6. Этап первичной проверки понимания изученного

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

3 мин


Задание 1. Какая же наука занимается погодой и её прогнозами?

Метеорология - ….

Синоптики - ….

Подскажите, ребята, каким источником географической информации мы очень часто пользуемся на уроках географии? (картами)



Работают с таблицами.

Самостоятельно работают с синоптической картой. Дают пояснения и комментарии.


Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели, осуществлять самоконтроль

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

7. Физкультминутка


1 мин


Организует проведение физкультминутки

Вы,наверное устали?

Ну.тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем,поморгаем

И работать продолжаем.



Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

8. Этап открытия новых знаний и способов действий

Организация работы по поиску и обработке информации


6 мин


Сейчас мы с вами приступаем к выполнению практической работы «Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы ветров»

Открываем календари погоды

Напоминаю как её построить.

1Делаем таблицу, в которую выписываем количество дней

2 Строим график ветров

с

с-в

в

ю-в

ю

ю-з

з

с-з









Кто построит , показываем, я проверяю и ставлю оценку.



Работают в группе с учебником, отвечают на вопросы.

Докладывают о результатах работы.



Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о географических объектах; приобретение опыта использования методов географической науки

9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций,

построение ориентированной основы нового способа действия.


5 мин


Проверяем розу ветров


Работают в группе с картой. Докладывают о результатах работы.



Коммуникативные: умения работать с картой; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать информацию

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов географической науки в повседневной жизни



10. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Определить уровень усвоения учащимися знаний

5 мин


Есть ли другие способы предсказания погоды? (варианты ответов детей) Приметы!

Кто знает приметы о погоде?


Напомните мне, кто самый известный русский поэт? (А.С.Пушкин) Давайте прочитаем одно из его стихотворений, которое так и называется «Приметы»

Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону




Учащиеся заполняют и сдают карты с результатами работы Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем.

Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

11. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

3 мин

Задает домашнее задание, комментируя его.

Всем: Найти и записать 5 примет погоды , п 46

На выбор: придумать меры, которые нужно соблюдать при штормовом ветре. Оформить в виде памятки.


Учащиеся записывают задание, прослушивают инструктаж

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное реагирование на трудности.

12. Этап рефлексии учебной деятельности

Рефлексия

3 мин

Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Урок наш подходит к концу.

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу!

Кому понятна тема урока,покажите знак облачности –ясно

Кто что-то не понял- частичная облачность, а кто совсем не понял- облачно





Участвуют в беседе с учителем.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


Используемая литература

  1. География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2016. – 159 с.: ил.

  2. География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Громова. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. - М: Дрофа, 2018 – 148 с..


Ф.И._________________________________________

Запиши ответы в нужную строку 1в


1)












2)












3)












4)












5)












6)














Ф.И._________________________________________

Запиши ответы в нужную строку 2в


1)












2)












3)












4)












5)












6)














Ф.И._________________________________________

Запиши ответы в нужную строку 1в


1)












2)












3)












4)












5)












6)














Ф.И._________________________________________

Запиши ответы в нужную строку 2в


1)












2)












3)












4)












5)












6)




















Карта погоды составлена на 18 апреля. Назови 1 город, в котором 19 апреля ожидается похолодание и 1 город, в котором ожидается потепление


 

1) Калининград

2) Курган

3) Мурманск

4) Магадан

Карта погоды составлена на 18 апреля. Назови 1 город, в котором 19 апреля ожидается похолодание и 1 город, в котором ожидается потепление


 

1) Якутск

2) Нижний Новгород

3) Ханты-Мансийск

4) Элиста