СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о важном. Как сделать своих учеников успешными и мотивированными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надпредметный курс "Мир деятельности" Л.Г. Петерсон - это уникальный инструмент, который учит детей учиться, мотивирует на успех и результат учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о важном. Как сделать своих учеников успешными и мотивированными.»


Поговорим о важном.

Как сделать своих учеников успешными и мотивированными.


Добрый день, уважаемые коллеги! Наконец-то, зима пришла и в наш город Астрахань. За окном холодно, а у нас такая тёплая дружеская обстановка, которая поможет нам больше узнать друг друга, обсудить важные вопросы, поделиться своим педагогическим опытом, рассказать о трудностях, с которыми столкнулись и, конечно же, продемонстрировать свои успехи.

Годы жизни педагогического коллектива в условиях освоения инновации, трудности, с которыми столкнулись на пути – всё это закалило в нас желание идти вперёд. Уже чувствуется сладкий вкус побед, пусть маленьких, но своих. Участие в вебинарах, семинарах разного уровня, мастер-классы, открытые уроки. Мы понимаем, насколько сложно выполнить задуманное, но ясно точно, что это нам по силам.

В нашей гимназии создана команда единомышленников и помощников на пути освоения и реализации дидактической системы деятельностного метода средствами надпредметного курса «Мир деятельности».

Что же это за удивительный курс такой? Какова основная цель этого курса? Никто лучше нам не расскажет об этом курсе, как сами дети, которые шагают вместе со Смайликом по неизведанным дорожкам и открывают для себя новые знания.

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать: сколько радости в глазах моих учеников, они позитивны, открыты и готовы постигать новые вершины в учебной и творческой деятельности. Дать детям радость в учении – это первая заповедь воспитания (В. А. Сухомлинский)

Современный подход к образованию требует, чтобы ребёнок получил в школе не только знания, но сформировал у каждого «умение учиться» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО.

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе ДСДМ, состоит в том, что универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Например, чтобы научиться пользоваться интерактивной доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как, в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – всё ли правильно он делает. В образовательной среде только добавляется ещё этап контроля. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы.

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе некоторые этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они могли бы познакомится с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий.

Зачастую «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «мотивация», «цель» учебной деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем, чему». Возникает разрыв при формирования УУД. В результате научно- исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики был сделан вывод о том, что для успешного и надёжного формирования «умения учиться» ученики должны осваивать знания об общих способах УУД, систематически и осознанно применять их в учебной деятельности, осуществлять контроль и коррекцию по согласованному эталону – критерию.

Дидактическая система деятельностного метода была дополнена новым содержательным компонентом: надпредметным курсом «Мир деятельности», в рамках изучения которого как раз и получают «пропущенные» знания о способах выполнения универсальных учебных действий. позволяет нам надежно достигать поставленных целей их формирования и «умения учиться» в целом, объективно измерять полученные метапредметные результаты. Эти результаты, «…формируются только самим учащимся в результате его учебной деятельности». Восполняя ключевое звено формирования УУД, курс «Мир деятельности» прокладывает принципиально новый путь построения непрерывной системы образования.

Образовательный процесс, строится в технологии деятельностного метода -новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Занятия по курсу – это творческая лаборатория учителя и ученика. Роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта, не навязывая свою точку зрения, знания, убеждения. Как утверждал Жан –Жак Руссо «Пусть ребёнок узнаёт не потому, что вы ему сказали, а потому, что он сам понял. Пусть он не выучивает науку, а выдумывает её».

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Курс «Мир деятельности» стал для нас тем педагогическим инструментом, который позволяет надежно достигать поставленных целей формирования универсальных учебных действий и «умения учиться» Этапы занятия, построенные в деятельностном методе, - это дорога, по который ходит ребенок каждый день, формируя весь комплекс УУД, а значит и «умение учиться». Формируется, причем осознанно, вся группа познавательных УУД, что позволяет учащимся результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. На всех этапах занятия у ребенка формируется мотивация к познанию. И тогда он осознает связь между результатами учения и мотивами («Зачем мне это надо?»), ради которых эти результаты достигаются. Достижения цели становится личностно-значимым для него. Ребёнок овладевает навыками культурного общения, согласования своих действий с одноклассниками, он может четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль собеседника, обосновать выбранную позицию.

Опыт выполнения универсальных действий, полученный детьми на предметных уроках в ТДМ, ими обобщаются в ходе занятий по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения изучаемых УУД. Знания о способах действия, проверки по алгоритму – всё это закрепляется и отрабатывается на уроках по разным учебным предметам − математике и русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надежность формирования «умения учиться».

Курс «Мир деятельности» даёт каждому ребёнку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя независимым, свободным, талантливым.

Курс «Мир деятельности» даёт возможность учителю творить, искать, становиться, в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, эффективно формировать у учеников универсальные учебные действия.

Смольникова Ю. В.,

учитель начальных классов

МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1»