МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН»
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждено
Директор МУ
ДО «Тереньгульский ЦДТ»
__________ А.А.Падерова
Приказ от «____»_____2020 г. №_____/о
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ПЕСНЯ ЛЕТА»
36 часов
(срок реализации программы)
8 – 14ЛЕТ
(возраст обучающихся)
Мельников Денис Александрович
Педагог дополнительного образования
2020
I. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Песня лета» является модифицированной и разработана на основании:
- статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Министерством образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных 04.07.14г. № 41.
- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»;
- Устава МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ».
Лето – время действий, проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком, это возможность для разрядки от накопившейся в процессе учебной деятельности напряженности, пополнения утраченных сил, развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к культурным и образовательным ценностям и вхождения в систему новых социальных связей.
Актуальность и общая характеристика программы.
Актуальность программы заключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга — традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Данная программа позволяет развить индивидуальные творческие способности учащихся, исполнительность, артистизм.
Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формы и методы обучения (занятия).
- методы контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т. п.)
Возрастные особенности учащихся 8-9 лет.
Учащиеся данного возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Учащиеся весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать, что у них есть определенные обязанности, ответственность и доверие. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте учащиеся очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко.
Возрастные особенности учащихся 9-10 лет.
В этом возрасте у учащихся резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творчеству, где можно проверить волевые качества: усидчивость, настойчивость, выдержку. Поэтому в работе с этим возрастом педагогу так важно иметь авторитет среди детей, быть для них примером во всём.
Адресат - учащиеся в возрасте от 8 до 14 лет.
Объем программы: 36 часов.
Срок освоения программы: 36 часов
Наполняемость групп:
Состав учебной группы постоянный, от 5 до 10 человек.
Формы обучения: дистанционная.
Формы занятий: практические, теоретические.
Режим занятий: 2 академических часа, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения, остальное время отводится на индивидуальные консультации с учащимися.
1.2 Цель и задачи программы.
Цели.
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.
Задачи.
развивать интерес к музыке;
обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
обогатить знания учащихся в области бардовских, туристских и авторских песен;
формировать навыки игры в ансамбле;
формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности.
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№ раздела и темы | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
|
|
всего | теория | практика |
1 | Вводные занятия. | 10 | | 10 | |
1.1 | Правила техники безопасности | 2 | 0 | 2 | |
1.2 | Краткая история гитары и её современное состояние. | 2 | 0 | 2 | |
1.3 | Характеристика гитары. | 2 | 0 | 2 | |
1.4 | Уход за инструментом. | 2 | 0 | 2 | |
1.5 | Струны для гитары. | 2 | 0 | 2 | |
2 | Работа над техникой игры на гитаре | 24 | 6 | 18 | |
2.1 | Посадка и постановка руки при игре. | 4 | | 4 | |
2.2 | Строй гитары. | 4 | 2 | 2 | |
2.3 | Приём игры «бой». | 2 | 0 | 2 | |
2.4 | Приём игры «перебор». | 2 | 0 | 2 | |
2.5 | Аппликатура первой позиции. | 6 | 2 | 4 | |
2.6 | Натуральные звуки первой позиции. | 6 | 2 | 4 | |
3 | Знакомство с песнями 70-х, 80-х годов. | 2 | 2 | 0 | |
| Итого: | 36 | 8 | 28 | |
Содержание учебного плана
1. Вводные занятия- 10 часов.
Правила техники безопасности – 2 часа.
Теория. Набор группы детей, выявление их интересов и творческих способностей. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструкция по технике безопасности и правилам противопожарной безопасности.
1.2. Краткая история гитары и её современное состояние- 2 часа
Теория. Происхождение инструмента. Родственники инструмента. Мастера изобретавшие и усовершенствовавшие гитару. Композиторы и исполнители на гитаре. Гитара в наше время.
1.3. Характеристика гитары-2 часа.
Теория. Сольный и аккомпанирующий инструмент. По характеру своему гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий и приятный фон.
1.4. Уход за инструментом-2 часа
Теория. Гитару следует хранить в футляре, при определённых температурах. Протирать гитару сухой тряпкой.
1.5. Струны для гитары-2 часа.
Теория. На гитаре обычно применяют струны двух видов: жильные и шелковые. Толщина каждой отдельной струны должна быть строго равномерной по всей её длине.
Работа над техникой игры на гитаре-24 часов
2.1. Посадка и постановка руки при игре – 4 часа
Теория. Объяснение и показ педагогом посадки и постановки руки при игре на гитаре.
Практика. В процессе обучения играть на гитаре следует однозначно сидя, так, как только так навыки сформируются правильно. Существует несколько видов посадки, и для каждый выбирает посадку сугубо для себя. Одна из самых распространённых посадок это классическая.
2.2. Строй гитары- 4 часа
Теория. Прежде чем говорить о настройке гитары, необходимо сказать несколько слов о звуке. Звуки имеющие определённую высоту, составляют основной элемент музыки и называются музыкальными.
Практика. Для того чтобы настроить гитару, необходимо знать, что при натяжении струны, звук делается выше, а при ослаблении струны звук понижается, причём высота звука во время подстройки всё время должна проверятся на слух при помощи удара одним из пальцев правой руки. Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми.
2.3. Приём игры «бой» - 2 часа
Теория. Объяснить приёмы игры левой и правой руки. Расстановку палец, их последовательность. Буквенное обозначение каждого пальца.
Практика. Правая рука. Извлечение звука на гитаре производится ударами-щипками правой руки. Левая рука. Пальцы левой руки прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым.
2.4. Приём игры «перебор» - 2 часа
Теория. Объяснить приёмы игры левой и правой руки. Расстановку палец, их последовательность. Буквенное обозначение каждого пальца.
Практика. Правая рука. Извлечение звука на гитаре производится перебором правой руки. Левая рука. Пальцы левой руки прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым.
2.5. Аппликатура первой позиции- 6 часов
Теория. Высота звука зависит не только от толщины и степени натяжения струны, но также от её длины, а потому, укорачивая струну путём прижатия её на разные ладах, мы получаем более высокий по отношению к открытый струне звук, причём, чем выше лад, тем выше звук.
Практика. На гитаре струны прижимаются лишь четырьмя пальцами левой руки (кроме большого). При игре на одной струне естественным положением для левой руки будет такое, когда четыре её пальца прижимают струну на четырёх соседних лада.
2.6. Натуральные звуки первой позиции – 6 часов
Теория. Чтобы уметь ориентироваться на грифе, т.е. находить тот или иной звук, необходимо твёрдо усвоить интервальные соотношения между натуральными простыми звуками.
Практика. Отношение по высоте двух звуков, взятых вместе или порознь, называется ИНТЕРВАЛОМ. Самый маленький интервалом является- Полутон. Звук на открытой струне и звук на той же струне, получаемый на первом ладу. Такой интервал называется ПОЛУТОНОМ.
3. Знакомство с песнями 70-х, 80-х годов- 2 часа.
Теория. 70—80-е годы — качественно новый период в развитии программного творчества в советской музыке. По сравнению с предшествующим десятилетием он отмечен не только притоком новых программных сочинений, изменением их внутренних качеств — программность обретает статус метода мышления многих композиторов, характеризуя одну из важнейших примет современного музыкального искусства.
1.4 Планируемые результаты.
По окончанию курса учащиеся
Должны знать:
Правила техники безопасности;
Характеристику гитары;
Строй гитары;
Нотную запись;
Аккорды.
Должны уметь:
Настраивать гитару;
Играть перебором;
Играть аккорды;
Петь под гитару;
К навыкам, полученным каждым учащимся по окончанию первого года обучения можно отнести навык работы в коллективе.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-тематическое планирование
1 группа
Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Дата проведения занятия | Дата проведения занятия по факту |
Правила техники безопасности | практическое занятие | 2 | 15.07 | |
Краткая история гитары и её современное состояние. | практическое занятие | 2 | 17.07 | |
Характеристика гитары. | практическое занятие | 2 | 20.07 | |
Уход за инструментом. | практическое занятие | 2 | 22.07 | |
Струны для гитары. | практическое занятие | 2 | 24.07 | |
Посадка и постановка руки при игре. | практическое занятие | 2 | 27.07 | |
Посадка и постановка руки при игре. | практическое занятие | 2 | 29.07 | |
Строй гитары. | теоретическое занятие | 2 | 31.07 | |
Строй гитары. | практическое занятие | 2 | 03.08 | |
Приём игры «бой». | практическое занятие | 2 | 05.08 | |
Приём игры «перебор». | практическое занятие | 2 | 07.08 | |
Аппликатура первой позиции. | теоретеское занятие | 2 | 10.08 | |
Аппликатура первой позиции. | практическое занятие | 2 | 12.08 | |
Аппликатура первой позиции. | практическое занятие | 2 | 14.08 | |
Натуральные звуки первой позиции. | теоретическое занятие | 2 | 17.08 | |
Натуральные звуки первой позиции. | практическое занятие | 2 | 19.08 | |
Натуральные звуки первой позиции. | практическое занятие | 2 | 21.08 | |
Знакомство с песнями 70-х, 80-х годов. | теоретическое занятие | 2 | 24.08 | |
2.2. Условия реализации программы
Удобный, хорошо проветриваемый класс.
Музыкальные инструменты
Пюпитры.
Сценическая площадка.
Аудио- и видеоаппаратура:
компьютер, видеокамера.
2.3. Форма контроля
Для отслеживания результативности прохождения программного материала используется педагогический мониторинг. Мониторинг проводится на основании разработанных педагогом контрольных заданий, тестов, анкет.
2.4. Оценочный материал
Для осуществления контроля используется оценивание уровня самостоятельности исполнительства и проявление креативности.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен, в том числе созданные автором программы;
Тезаурус;
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски, флэшки);
Интернет-ресурсы:
III. Список литературы.
1. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2016.
2. Гусева Е. Отдыхая обучаемся или обучение с увлечением.- Внешкольник.-2014.
3. Куженова О.А. формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни// Дополнительное образование и воспитанте.-2014.
4.Летний лагерь: вчера и сегодня.- М.: ООО « ДОД», 2008.
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 2014.
6. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2012.
7. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2014.
8.Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2017. - 62 с.
9.Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 222 с.
10.Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 64 с.