Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850; - АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СОШ № 11.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Общая характеристика курса
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира; понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
4) начальные навыки чтения и письма, понимание смысла узнаваемого слова; узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема (раздел) программы | Количество часов |
1. | Коммуникация с использованием вербальных средств | 14ч |
2. | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 26 ч |
3. | Чтение и письмо | 31ч |
4. | Повторение | 28ч |
| Итого | 99ч |
Содержание программы
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета обучающихся являются:
- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- способность понимать обращенную речь;
- умение определять интонацию;
- умение вступать в контакт;
- понимать смысл доступных жестов и графических изображений.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка |
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. -Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. | Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. |
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными |
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. -Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. -Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями. | Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями. Уметь различать интонацию. |
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации на практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач |
Умение вступать в контакт, пользование индивидуальными коммуникативными карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом | Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей. |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
Активное участие - действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с |
Сформированность представлений |
Представление отсутствует | - |
Не выявить наличие представлений | ? |
Представление на уровне: Использования по прямой подсказке Использования с косвенной подсказкой (изображение) Самостоятельного использования | пп п + |
Материально-техническое обеспечение
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- технические средства: ноутбук, колонка;
- аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с
использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /
Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт
образования, 2008.
4. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекцион-но-
развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие/ М.
Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е.
Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009.
5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.