РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВО» В 10 КЛАССАХ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ (34 ЧАСА)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по праву соответствует следующим нормативным правовым документам:
ФГОС СОО от 6 октября 2009 года № 413 (с изменениями от 29декабря 2014 года)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основной образовательной программе среднего общего образования школы;
Учебному плану школы на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Калуцкая, Е. К.
Право. Рабочая программа. 10—11 классы: учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. — М.: Дрофа,2017.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
«Право» — учебный предмет, изучаемый в средней школе в 10—11 классах. Его место и роль обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном обществе. Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер.
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются:
— формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
— развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
— формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как субъекте правоотношений;
— выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
история государства и права, вопросы теории государства и права
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
конституционное право, Конституция РФ;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права;
имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Место предмета в базисном учебном плане
Место предмета «Право» в учебном плане определяется разделом 18.3.1 ФГОС. В соответствии с ним учебный предмет «Право» является предметом по выбору и входит в обязательную предметную область «Общественные науки».
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на уровне среднего общего образования, а именно в 10 или 11 классах, из расчета 2 час в неделю. Общий резерв свободного учебного времени - 5 часов (3 часа из резервного времени отведено на повторительно-обобщающие уроки и итоговое повторение). Продолжительность учебного года в 10 классе – 38 учебных недель, включая государственную итоговую аттестацию, из них 34 учебные недели отводятся на реализацию основной образовательной программы среднего общего образования. Согласно учебному плану школы на 2021-2022 учебный год, данная рабочая программа составлена на 34 учебных часа за курс 10 и 11 класса.
При реализации данной рабочей программы используются следующие технологии обучения:
- личностно-ориентированное (дифференцированное) обучение,
- проблемное обучение,
- элементы активного обучения (дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры)
- информационно-коммуникационные технологии,
- технологии тестового контроля знаний,
- технология контекстного обучения (групповой работы),
- здоровьесберегающие технологии.
Программа предусматривает следующие виды и формы контроля: виды контроля - текущий, тематический, промежуточная аттестация. Формы контроля - 1) устные (различные виды публичных выступлений, индивидуальный опрос, решение задач), письменные (словарная работа, терминологический диктант, эссе, тесты, анкетирование); 2) фронтальные, групповые, индивидуальные; 3) подготовка презентаций и социальных проектов; 4) письменная контрольная работа по предмету
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультур-
ном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты (базовый уровень)
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Содержание изучаемого курса «Право» за 10-11 класс (34 часа)
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративных государства. Конфедерация. Политический режим: демократический,
антидемократический. Государственный механизм: структура и принципы.
Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт.
Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов.
Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система
российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и
способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право. Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники
конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации.Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации:
структура, полномочия и функции. Правительство РоссийскойФедерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократическиепринципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации.Верховный Суд Российской Федерации. Система и функцииправоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательнойинициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательногопроцесса. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органовместного самоуправления.
Международное право. Основные принципы и источники международного права. Субъектымеждународного права. Международно-правовое признание. Мирное
разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры озащите прав человека. Международная система защиты прав человека врамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защитыправ человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени.Источники и принципы международного гуманитарного права.Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защитагражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства иметоды ведения военных действий.
Основные отрасли российского права. Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Видыгражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- идееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательскойдеятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формысобственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условиянедействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание.
Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежныеправа, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципысемейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношенийсупругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядокрегистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитаниюдетей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источникитрудового права. Участники трудовых правоотношений: работник иработодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административногорегулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания.Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Видынаказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулированиебанковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права иобязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объектыналоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные
правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства. Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципыгражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовногосудопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием
несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебногопроизводства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы,следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
- выделять содержание различных теорий происхождения государства;
сравнивать различные формы государства;
- приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в
общей структуре;
- соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
- применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
- оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
- сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
- проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
- выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
- характеризовать особенности системы российского права;
- различать формы реализации права;
- выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
- оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
- различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
- целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти исистему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализациии защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями КонституцииРоссийской Федерации;
- сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
- оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
- характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в ихединстве и системном взаимодействии;
- характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
- характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве;
- раскрывать порядок формирования и структуруПравительства Российской Федерации;
- характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов РоссийскойФедерации;
- характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
- выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
- характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
- определять место международного права в отраслевой системе права; характеризоватьсубъектов международного права;
- различать способы мирного разрешения споров;
- оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
- сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
- дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
- различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
выделять структурные элементы системы российского законодательства;
- анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
- проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
- целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
- различать формы наследования;
- различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
- выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты
прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
- различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
выделять права и обязанности членов семьи;
- характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
- проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
- различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
- дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за
них;
- проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовнойи административной ответственности несовершеннолетних;
- целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
- в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации;
- выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
- соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
- применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего правана жилище;
- дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
- проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовыенормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
- давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
- применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
- выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
- дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
- сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
- оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
- классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, попорядку принятия и изменения;
- толковать государственно-правовые явления и процессы;
- проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
- различать принципы и виды правотворчества;
- описывать этапы становления парламентаризма в России;
- сравнивать различные виды избирательных систем;
- анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
- анализировать институт международно-правового признания;
- выявлять особенности международно-правовой ответственности;
- выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
- оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
- формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
- различать опеку и попечительство;
- находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающихв процессе трудовой деятельности;
- определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
- характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
- определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Никитин А.Ф. Право. Базовый и углублённый уровни. 10-11 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина . –2-е изд. – М.:Дрофа, 2015. – 447 с.
Сборник нормативных документов. Право. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аракадьев. – М: Дрофа, 2007.
Никитин А.Ф.: Правоведение. 10-11 классы: Базовый уровень – М.: Просвещение, 2011.
Электронные ресурсы:
http://www.lawdir.ru – законы, законодательства, право
2 http://www.rusetskiy.ru – правовой ресурс Александра Русецкого: статьи по различным отраслям права, ежедневные новости законодательства, большой юридический словарь, тексты законов, обзоры судебной практики
http://www.e-pravo.ru – каталог лучших юридических ресурсов; законодательство России, зарубежные правовые ресурсы, информация об известных адвокатах, юристах
http://www.e-allpravo.ru – электронная библиотека, юридические словари, рекомендации, обзоры судебной практики
http://www.echr-base.ru – информационная система по правам человека и Европейскому суду
http://www.consultant.ru – Консультант-плюс (правовая поддержка).