Пояснительная записка
Данная программа создана на основе авторской учебной программы, разработанной доктором филологических наук, профессором М.В.Вербицкой в рамках государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования с учётом планируемых результатов начального образования. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.
Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании иностранных языков в «Нашей новой школе».
Как указывается в Примерной программе, иностранный язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Интегративной целью обучения английскому языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
Планируемые результаты начального образования:
- формирование умения общаться на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
- приобщение детей к новому социальному опыту: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами худ. литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
-развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению языка;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п. ) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Английский язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об английском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на английском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в группе»
Поставленные в нормативных документах цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов к обучению ИЯ с учётом психологических особенностей младших школьников.
Принципы обучения, лежащие в основе УМК серии “Forward”: принцип коммуникативной направленности, принцип устного опережения, принцип интегративного развития коммуникативных навыков, принцип развивающего обучения, принцип доступности и посильности, принцип опоры на родной язык, принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры, принцип диалога культур, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется УМК серии “ Forward” (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, звуковое пособие, созданный на основе данной авторской программы, обеспечивает преемственность изучения АЯ в рамках начальной школы со 2 класса по 4 класс (и далее по 11 класс) общеобразовательных учреждений. УМК для 2-4 классов рассчитаны на изучение предмета «Иностранный язык» в кружках,– 1 час в неделю.
Содержание курса
Содержание курса английского языка, представленного данной рабочей программой, находится в соответствии со всеми разделами «Примерной программы по иностранному языку», разработанной в рамках ФГОС НОО (2009 г.), что обеспечивает достижение учащимися планируемых результатов, подлежащих итоговому контролю, определенному требованиями ФГОС НОО.
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников. В данной рабочей программе выделяется инвариантная часть предметного содержания речи (полностью соответствующая Примерной программе по иностранному языку) и его вариативная часть, отражающая особенности УМК серии «Forward». Распределение по годам обучения и детализация предметного содержания речи по данной рабочей программе представлены ниже.
Знакомство: с одноклассниками, учителем, (имя, возраст, национальность/гражданство); представление персонажей детских произведений. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета).
Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Профессия родителей.
Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине. Одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке, парке аттракционов). Каникулы, активный отдых.
Я и мои друзья: имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби.
Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа: классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Школьные кружки. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Обозначение времени. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна: название, столица, достопримечательности. Литературные персонажи популярных детских книг. Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Календарно-тематический план
№ занятия | Ко-во часов | Тема занятия | Формы и методы организации занятий | Виды активности обучающихся |
1 | 1 | Знакомство | Знакомство с одноклассниками, учителем, ребятами из других стран (имя, возраст, национальность/гражданство); представление персонажей детских произведений. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета). | Овладение коммуникативными умениями: 1. В сфере говорения Диалогическая форма Уметь вести: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог-побуждение к действию. Монологическая форма Уметь пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой (персонажей). 2. В сфере аудирования Воспринимать на слух и понимать: речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале; небольшие доступные тексты в аудиозаписи с отдельными новыми словами. 3. В сфере чтения Читать: вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). 4. В сфере письма Владеть: техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией); основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо. Овладение языковыми средствами и навыки пользования ими: 1. Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. 2. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r» (there is/are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления. 3. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксации (суффиксы -er, -or, -tion, -ist, -ful, -ly, -teen, -ty, -th), словосложении (postcard), конверсии (play — to play). 4. Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and, but. Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Некоторые глаголы в Present Progressive (Continuous). Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do. Модальные глаголы can, may, must, should, have to. Глагольные конструкции I’d like to…, to be going…. Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) c неопределенным, определенным и нулевым артиклями. Притяжательный падеж существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилам и исключения. Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those), неопределенные (some, any — некоторые случаи употребления). Наречия времени (today, yesterday, tomorrow, never, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 30. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with. Овладение реалиями социокультурного значения. В процессе обучения английскому языку в начальной школе учащиеся знакомятся: с названиями англоязычных стран, их столицами, флагами, некоторыми достопримечательностями; некоторыми литературными персонажами и сюжетами популярных детских произведений, а также с небольшими произведениям детского фольклора (стихов, песен) на английском языке; элементарными формами речевого поведения англоговорящих странах. |
2 | 1 | Я и моя семья. Одежда, обувь, еда. | Члены моей семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Профессия родителей. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине. Одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Подарки. |
3 | 1 | Мир моих увлечений | Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке, парке аттракционов). Каникулы, активный отдых. |
4 | 1 | Я и мои друзья | Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби мои и моих друзей |
5 | 1 | Моя школа | Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Школьные кружки. Учебные занятия на уроках. |
6 | 1 | Страна/страны изучаемого языка и родная страна Детский фольклор | Название, столица, достопримечательности. Литературные персонажи популярных детских книг. Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, за столом, в магазине, в путешествии, беседа с врачом). |
7 | 1 | Мир вокруг меня. Письмо зарубежному другу | Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Обозначение времени. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. |
8 | 1 | Our country. Наша страна | Аудиотекст-история Our country. Диалог-расспрос о родной стране. Описание фотографии с опорой на текст. Интонация перечисления. Текст What are they famous for? Описание города |
9 | 1 | Shapes. Фигуры | Аудиотекст-история Shapes. Текст-инструкция Tell your friend how to draw these pictures .Утвердительная форма императива. Лексика тематической группы Colours (повторение |
10 | 1 | What can you do? Что ты умеешь делать? | Диалог-расспрос об умениях, возможностях. Модальный глагол can в утвердительных и вопросительных предложениях |
11 | 1 | It’s snowing! Снег идёт | Аудиотекст-история It’s snowing! Диалог-расспрос о погоде, о зимних забавах. Лексика по теме Weather. Глаголы в Present Continuous Tense*. Слова с непроизносимыми согласными |
12 | 1 | А ты умеешь кататься на велосипеде? | Загадка о членах семьи: знакомство с заданиями типа Multiple choice. Лексика тематических групп Family, Hobby. Модальный глагол can. Слова с дифтонгами, долгими и краткими звуками |
13 | 1 | Идём по магазинам! | Исчисляемые/неисчисляемые существительные; числительные. П: Where can you buy it? Названия продуктов, магазинов. Местоимение some, артикли |
14 | 1 | Давайте напечём блинов | Аудиотекст-история Let’s make some pancakes! Диалог-расспрос и побуждение к совместным действиям. Побудительные предложения с конструкцией Let’s…. Текст-инструкция (приготовление блюда). Названия продуктов питания, предметов кухонной утвари |
15 | 1 | What time is it? Который сейчас час? | аудиотекст-история What time is it? Обозначение времени. Формы повелительного наклонения, Present Continuous Tense*. What time is it? Подбор соответствующей иллюстрации к тексту |
16 | 1 | Давай посмотрим телевизор! | Виды телепередач. How many channels are there? Повторение числительных, обозначение. Write the times of the programmes. Узнавание числительных со слуха. |
17 | 1 | В парке аттракционов | Аудиотекст-история At the fair. Игра Who’s it?* Поиск человека на картинке по описаниюОбозначение физического состояния человека. Соотнесение текста с иллюстрацией.. |
18 | 1 | Едем отдыхать | Отъезд. Вызов такси. Telephone numbers. Телефонный номер. Повторение числительных. |
19 | 1 | Спасибо за подарок | Лексика по темам Одежда, Игрушки, Почта. Оборот to have got, краткие и полные формы глагола to be. Благодарственное письмо. |
20 | 1 | Письма | Письма на пути от отправителя до получателя. What happens to the letters at this time? Диалог-расспрос по тексту. |
21 | 1 | Какой у тебя любимый урок? | Специальный вопрос, произношение звуков [w] и [v] Определение названия школьного предмета по диалогу. Расписание уроков. Дни недели. Школьные предметы.. |
22 | 1 | Домашние питомцы | Модальный глагол must. Текст-описание Hamsters. Описание животного. Диалог-расспрос How do you look after your pet? |
23 | 1 | Активный отдых | Виды активного отдыха. Timetable. План отдыха. Названия месяцев, порядковые числительные. |
24 | 1 | | Глагол to be в Present Simple и Past Simple Tense |
25 | 1 | | Описание города и его природных достопримечательностей. Составление ответного письма. Глагол to be вPresent Simple и Past Simple Tense |
26 | 1 | | Предлоги next to, on the side of, in, near. Утвердительная и отрицательная формы повелительного наклонения. |
27 | 1 | | Beefeater, the Crown Lewels, pigeon, square, fountain, guard, turn right, turn left, sign. Обороты there is/there are, to have got. |
28 | 1 | | Предлоги next to, on the side of, in, near. Обороты there is/there are, to have got. |
29 | 1 | | Предлоги on the left/right,in the middle of/opposite. Обороты there is/there are, to have got. |
30 | 1 | | Предлоги in, to, with, on. Конструкция to be going to. Введение вопросительного словаwhy и союза because. |
31 | 1 | | Вопросительное словоwhy и союза because. Союзы and, but, because. |
32 | 1 | | Окончания глаголов в PastSimple Tense. Составление вопросов |
33 | 1 | | Тренировка произношения правильных глаголов вPast Simple Tense. Глаголы в Past Simple Tense. Предлоги at, in,through, to, on. |
34 | 1 | | Прилагательные sunny,rainy, windy . Повторение форм правильных и неправильных глаголов вPast Simple Tense. |
Кадровые условия реализации программы
Реализация программы осуществляется педагогом среднем профессиональным образованием с углубленным знанием английского языка.
Материально-техническое обеспечение программы
Дошкольное учреждение,реализуяПрограмму, обеспечиваетматериально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:─ осуществление всехвидовдеятельности ребенка, как индивидуальной самостоя-тельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуаль-ных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей; ─ организацияучастия родителей воспитанников (законных представителей), педа-гогических работников и представителей общественности в разработке основной образо-вательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей об-разовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятель-ность;─ использованиев образовательном процессе современныхобразовательныхтехно-логии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);─ обновлениесодержанияосновной образовательной программы, методики и техно-логийее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запроса-ми воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей со-циокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализа-ции детей;─ обеспечениеэффективного использованияпрофессионального и творческого по-тенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляю-щей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовойкомпетентности и мастерства мотивирования детей;─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятель-ность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рис-ками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных техноло-гий, современных механизмов финансирования.Программой предусмотрено также использование Учреждением обновляемых обра-зовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов,подписки на актуализацию элек-тронных ресурсов, техническоеи мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного,музыкального,оздоровительного оборудования, ус-луг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.