Пояснительная записка
Данная программа создана на основе авторской учебной программы, разработанной доктором филологических наук, профессором М.В.Вербицкой в рамках государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования с учётом планируемых результатов начального образования. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.
Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании иностранных языков в «Нашей новой школе».
Как указывается в Примерной программе, иностранный язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Интегративной целью обучения английскому языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
Планируемые результаты начального образования:
- формирование умения общаться на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
- приобщение детей к новому социальному опыту: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами худ. литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
-развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению языка;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п. ) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Английский язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об английском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на английском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в группе»
Поставленные в нормативных документах цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии использования современных подходов к обучению ИЯ с учётом психологических особенностей младших школьников.
Принципы обучения, лежащие в основе УМК серии “Forward”: принцип коммуникативной направленности, принцип устного опережения, принцип интегративного развития коммуникативных навыков, принцип развивающего обучения, принцип доступности и посильности, принцип опоры на родной язык, принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры, принцип диалога культур, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется УМК серии “ Forward” (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, звуковое пособие, созданный на основе данной авторской программы, обеспечивает преемственность изучения АЯ в рамках начальной школы со 2 класса по 4 класс (и далее по 11 класс) общеобразовательных учреждений. УМК для 2-4 классов рассчитаны на изучение предмета «Иностранный язык» в кружках,– 1 час в неделю.
Содержание курса
Содержание курса английского языка, представленного данной рабочей программой, находится в соответствии со всеми разделами «Примерной программы по иностранному языку», разработанной в рамках ФГОС НОО (2009 г.), что обеспечивает достижение учащимися планируемых результатов, подлежащих итоговому контролю, определенному требованиями ФГОС НОО.
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников. В данной рабочей программе выделяется инвариантная часть предметного содержания речи (полностью соответствующая Примерной программе по иностранному языку) и его вариативная часть, отражающая особенности УМК серии «Forward». Распределение по годам обучения и детализация предметного содержания речи по данной рабочей программе представлены ниже.
Знакомство: с одноклассниками, учителем, (имя, возраст, национальность/гражданство); представление персонажей детских произведений. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета).
Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Профессия родителей.
Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине. Одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке, парке аттракционов). Каникулы, активный отдых.
Я и мои друзья: имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби.
Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа: классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Школьные кружки. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Обозначение времени. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна: название, столица, достопримечательности. Литературные персонажи популярных детских книг. Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Календарно-тематический план
№ занятия | Ко-во часов | Тема занятия | Формы и методы организации занятий | Виды активности обучающихся |
1 | 1 | Знакомство | Знакомство с одноклассниками, учителем, ребятами из других стран (имя, возраст, национальность/гражданство); представление персонажей детских произведений. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета). | Овладение коммуникативными умениями: 1. В сфере говорения Диалогическая форма Уметь вести: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог-побуждение к действию. Монологическая форма Уметь пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой (персонажей). 2. В сфере аудирования Воспринимать на слух и понимать: речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале; небольшие доступные тексты в аудиозаписи с отдельными новыми словами. 3. В сфере чтения Читать: вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). 4. В сфере письма Владеть: техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией); основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо. Овладение языковыми средствами и навыки пользования ими: 1. Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. 2. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r» (there is/are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления. 3. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксации (суффиксы -er, -or, -tion, -ist, -ful, -ly, -teen, -ty, -th), словосложении (postcard), конверсии (play — to play). 4. Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and, but. Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Некоторые глаголы в Present Progressive (Continuous). Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do. Модальные глаголы can, may, must, should, have to. Глагольные конструкции I’d like to…, to be going…. Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) c неопределенным, определенным и нулевым артиклями. Притяжательный падеж существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилам и исключения. Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those), неопределенные (some, any — некоторые случаи употребления). Наречия времени (today, yesterday, tomorrow, never, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very). Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 30. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with. Овладение реалиями социокультурного значения. В процессе обучения английскому языку в начальной школе учащиеся знакомятся: с названиями англоязычных стран, их столицами, флагами, некоторыми достопримечательностями; некоторыми литературными персонажами и сюжетами популярных детских произведений, а также с небольшими произведениям детского фольклора (стихов, песен) на английском языке; элементарными формами речевого поведения англоговорящих странах. |
2 | 1 | Я и моя семья. Одежда, обувь, еда. | Члены моей семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Профессия родителей. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине. Одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Подарки. |
3 | 1 | Мир моих увлечений. Проект- этап 1 | Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке, парке аттракционов). Каникулы, активный отдых. |
4 | 1 | Я и мои друзья | Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби мои и моих друзей |
5 | 1 | Моя школа | Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Школьные кружки. Учебные занятия на уроках. |
6 | 1 | Страна/страны изучаемого языка и родная страна Детский фольклор. Проект-этап 2 | Название, столица, достопримечательности. Литературные персонажи популярных детских книг. Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, за столом, в магазине, в путешествии, беседа с врачом). |
7 | 1 | Мир вокруг меня. Письмо зарубежному другу | Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Обозначение времени. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. |
8 | 1 | Our country. Наша страна | Аудиотекст-история Our country. Диалог-расспрос о родной стране. Описание фотографии с опорой на текст. Интонация перечисления. Текст What are they famous for? Описание города |
9 | 1 | Shapes. Фигуры. Проект-этап 3 | Аудиотекст-история Shapes. Текст-инструкция Tell your friend how to draw these pictures .Утвердительная форма императива. Лексика тематической группы Colours (повторение |
10 | 1 | What can you do? Что ты умеешь делать? | Диалог-расспрос об умениях, возможностях. Модальный глагол can в утвердительных и вопросительных предложениях |
11 | 1 | It’s snowing! Снег идёт | Аудиотекст-история It’s snowing! Диалог-расспрос о погоде, о зимних забавах. Лексика по теме Weather. Глаголы в Present Continuous Tense*. Слова с непроизносимыми согласными |
12 | 1 | А ты умеешь кататься на велосипеде? | Загадка о членах семьи: знакомство с заданиями типа Multiple choice. Лексика тематических групп Family, Hobby. Модальный глагол can. Слова с дифтонгами, долгими и краткими звуками |
13 | 1 | Идём по магазинам! Проект-этап 4 | Исчисляемые/неисчисляемые существительные; числительные. П: Where can you buy it? Названия продуктов, магазинов. Местоимение some, артикли |
14 | 1 | Давайте напечём блинов | Аудиотекст-история Let’s make some pancakes! Диалог-расспрос и побуждение к совместным действиям. Побудительные предложения с конструкцией Let’s…. Текст-инструкция (приготовление блюда). Названия продуктов питания, предметов кухонной утвари |
15 | 1 | What time is it? Который сейчас час? | аудиотекст-история What time is it? Обозначение времени. Формы повелительного наклонения, Present Continuous Tense*. What time is it? Подбор соответствующей иллюстрации к тексту |
16 | 1 | Давай посмотрим телевизор! | Виды телепередач. How many channels are there? Повторение числительных, обозначение. Write the times of the programmes. Узнавание числительных со слуха. |
17 | 1 | В парке аттракционов. Проект-этап 4 | Аудиотекст-история At the fair. Игра Who’s it?* Поиск человека на картинке по описаниюОбозначение физического состояния человека. Соотнесение текста с иллюстрацией.. |
18 | 1 | Едем отдыхать | Отъезд. Вызов такси. Telephone numbers. Телефонный номер. Повторение числительных. |
19 | 1 | Спасибо за подарок | Лексика по темам Одежда, Игрушки, Почта. Оборот to have got, краткие и полные формы глагола to be. Благодарственное письмо. |
20 | 1 | Письма | Письма на пути от отправителя до получателя. What happens to the letters at this time? Диалог-расспрос по тексту. |
21 | 1 | Какой у тебя любимый урок? Проект-этап 5 | Специальный вопрос, произношение звуков [w] и [v] Определение названия школьного предмета по диалогу. Расписание уроков. Дни недели. Школьные предметы.. |
22 | 1 | Домашние питомцы | Модальный глагол must. Текст-описание Hamsters. Описание животного. Диалог-расспрос How do you look after your pet? |
23 | 1 | Активный отдых | Виды активного отдыха. Timetable. План отдыха. Названия месяцев, порядковые числительные. |
24 | 1 | Проект-этап 6 | Глагол to be в Present Simple и Past Simple Tense |
25 | 1 | | Описание города и его природных достопримечательностей. Составление ответного письма. Глагол to be вPresent Simple и Past Simple Tense |
26 | 1 | | Предлоги next to, on the side of, in, near. Утвердительная и отрицательная формы повелительного наклонения. |
27 | 1 | Проект-этап 7 | Beefeater, the Crown Lewels, pigeon, square, fountain, guard, turn right, turn left, sign. Обороты there is/there are, to have got. |
28 | 1 | | Предлоги next to, on the side of, in, near. Обороты there is/there are, to have got. |
29 | 1 | | Предлоги on the left/right,in the middle of/opposite. Обороты there is/there are, to have got. |
30 | 1 | | Предлоги in, to, with, on. Конструкция to be going to. Введение вопросительного словаwhy и союза because. |
31 | 1 | Проект- этап 8 | Вопросительное словоwhy и союза because. Союзы and, but, because. |
32 | 1 | | Окончания глаголов в PastSimple Tense. Составление вопросов |
33 | 1 | Проект-этап 9 | Тренировка произношения правильных глаголов вPast Simple Tense. Глаголы в Past Simple Tense. Предлоги at, in,through, to, on. |
34 | 1 | Проект-этап 10 -завершение | Прилагательные sunny,rainy, windy . Повторение форм правильных и неправильных глаголов вPast Simple Tense. |
Кадровые условия реализации программы
Реализация программы осуществляется педагогом среднем профессиональным образованием с углубленным знанием английского языка.
Материально-техническое обеспечение программы
Кружок ,реализуя программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные им цели и выполнить задачи:─ осуществление всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей; используя в образовательном процессе современных образовательных технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);методики и технологий реализации программы в соответствии с динамикой развития системы образования, с учетом особенностей социо-культурной среды развития и специфики информационной социализации детей;обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей доп. образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей.Программой предусмотрено также использование Учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов,подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного,музыкального,оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Текст работы
Содержание и соответствие теме
Текст работы соответствует заявленной теме; тема раскрыта полностью с привлечением интересных фактов по теме
Текст работы соответствует заявленной теме; тема раскрыта не до конца (недостаточное количество интересных фактов, в основном уже известная информация)
Текст работы соответствует заявленной теме; тема раскрыта слабо (мало информации, неинтересно)
Текст работы не соответствует заявленной теме (при 0 за этот критерий ставится 0 за всю работу)
Структура работы
Текст работы выстроен логично, присутствует вступление и заключение, список литературы
Текст работы в целом выстроен логично, но отсутствует вступление / заключение и / или список литературы
Текст работы выстроен нелогично, отсутствует вступление и заключение, список литературы
Презентация
Содержание презентации
Соблюден требуемый объем презентации; используется разнообразный наглядный материал (фото, картинки, карты, таблицы), на слайдах отсутствует избыточная информация
Соблюден требуемый объем презентации, но недостаточно используется наглядный материал или несколько слайдов содержат избыточную информацию
Требуемый объем презентации не соблюден или мало наглядного материала и практически все слайды перегружены информацией
Визуальное оформление
Презентация красиво оформлена, хорошо подобран цвет фона и шрифта, размер используемого шрифта удобен для восприятия
Презентация в целом хорошо оформлена, но имеются некоторые недостатки в подборе цвета фона и шрифта и / или размер шрифта на некоторых слайдах труден для восприятия
Презентация скудно оформлена, плохо подобран цвет фона и шрифта и / или используемый на слайдах шрифт неудобен для восприятия
Лексико-грамматическое оформление, орфография и пунктуация
В презентации допущено не более двух грамматических / лексических и 3 орфографических / пунктуационных ошибок
В презентации допущено не более четырех грамматических / лексических и 4 орфографических / пунктуационных ошибок
В презентации допущены многочисленные грамматические / лексические и орфографические / пунктуационные ошибки
Выступление
Представление работы
Выступающий уложился в отведенное для представления проектной работы время; текст работы рассказывался с опорой на печатный текст
Выступающий уложился в отведенное для представления проектной работы время, однако текст работы по большей части читался с листа, чем рассказывался
Выступающий не уложился в отведенное для представления проектной работы время или текст работы полностью читался с листа
Лексико-грамматическое оформление речи
В речи использована разнообразная лексика, понятная аудитории, допущено не более 2-х языковых ошибок, не затрудняющих понимание
В речи использована разнообразная лексика, в целом понятная аудитории, допущено не более 4-х негрубых языковых ошибок
В речи использована разнообразная лексика, однако присутствует несколько слов, незнакомых для аудитории, которые затрудняют понимание сказанного, допущено не более 6-ти негрубых языковых ошибок или 2-3 грубых ошибок
Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание сказанного
Фонетическое оформление речи
Речь понятна: практически все звуки в потоке речи произносятся правильно: не допускаются фонематические ошибки (меняющие значение высказывания); соблюдается правильный интонационный рисунок и темп речи
В целом, речь понятна, но присутствуют фонетические ошибки (не более 5) или фонематические (не более 2)
Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических ошибок
Ответы на вопросы
Выступающий четко и грамотно ответил на все заданные аудиторией вопросы
Выступающий в целом справился с ответами на вопросы аудитории
Выступающему не удалось ответить на большинство вопросов аудитории
Использование сетевой формы и дистанционных технологий отсутствует