СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка. География. 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка. география. 6 класс. Начальный курс

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка. География. 6 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);


- Приказом Министра образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;


- Учебным планом МБОУ «Средняя школа № 57» на 2017-2018 учебный год;


- Примерной федеральной программой основного общего образования по географии для 5- 9 классов; М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения)


- Авторская рабочая программа «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Курчина С.В. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. Авторы – Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И.

Место предмета географии в учебном плане

- Образовательная область - обществознание.

Курс - география. Всего 35 часов; в неделю – 1 час.

Практических работ -10 (5 – обучающих, 5 – итоговых).

Цели и задачи обучения.

Основной целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-­ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности, протекающих в ней процессов;

  • развитие представлений о размещении природных и соци­ально-экономических объектов;

  • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, гло­бусом, планом местности для получения необходимой гео­графической информации;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, развитие понимания разнообразия и своеобразия духов­ных традиций народов, формирование и развитие личност­ного отношения к своему населенному пункту как части России;

  • развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Общая характеристика предмета.

В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышле­ния, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют ви­деть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явле­ний;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

- определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- объяснять, для чего изучают географию;

- использовать различные источники геогра­фической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, ком­пьютерные базы данных) для поиска и извле­чения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе ин­струментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- составлять описание географических объек­тов, процессов и явлений с использованием разных источников географической инфор­мации;

- строить простые планы местности;

- моделировать географические объекты и яв­ления при помощи компьютерных программ;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географиче­ские объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- создавать письменные тексты и устные сооб­щения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопро­вождать выступление презентацией;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли с помо­щью географии по сравнению с другими на­уками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических от­крытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

называть и показывать по карте основные гео­графические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности;

- объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- сохранения здоровья и соблюдения норм эко­логического поведения;

- сохранения окружающей среды и социально­ответственного поведения в ней;

- адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории;

- самостоятельному оцениванию уровня безо­пасности окружающей среды как сферы жиз­недеятельности.

Педаго­гические технологии в преподавании предмета:

  • здо­ровьесберегающие,

  • проблемного обучения,

  • игровые,

  • информационно-коммуникационные,

  • развиваю­щего обучения,

  • проектные,

  • дифференцированного обучения,

  • составления алгоритма выполнения зада­ния,

  • развития навыков самопроверки и самоконтро­ля,

  • конструирования (моделирования).

Формы контроля.

Стартовый,

промежуточный (2 раза в год),

ито­говый контроль в формате тестов, контрольных ра­бот,

текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с кон­турными картами.


Учебно-тематический план

Разделы и темы уроков

Количество часов

§


1.

Введение

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы

1

1


1, 2




2.

3.

4.


5.



6.


7.

8.


9.


10.

Виды изображений поверхности Земли


План местности

Понятие о плане местности. Масштаб

Стороны горизонта. Ориентирование

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности.


Географическая карта

Форма и размеры Земли. Географическая карта

Градусная сеть на глобусе и картах

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

9


4

1

1

1


1


5

1


1

1


1


1




3, 4

5

6


7



8, 9


10

11,12


13




11.

12.

13.

14.

15.



16.


17.

18.

19.

20.

21.



22.

23.

24.

25.


26.

27.

28.



29.


30.


31.

32.

Строение Земли. Земные оболочки.


Литосфера

Земля и ее внутреннее строение

Движение земной коры. Вулканизм

Рельеф суши. Горы

Равнины суши

Рельеф дна Мирового океана


Гидросфера

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Движение воды в океане

Подземные воды

Реки

Озёра

Ледники


Атмосфера

Атмосфера: строение, значение, изучение

Температура воздуха

Атмосферное давление. Ветер

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

Погода

Климат

Причины, влияющие на климат


Биосфера. Географическая оболочка

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Распространение организмов в Мировом океане

Природный комплекс

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

22


5

1

1

1

1

1


6

1


1

1

1

1

1


7

1

1

1

1


1

1

1


4

1


1


1

1




14

15

16

17

18



19,20


21

22

23

24

25



26

27

28

29


30

30

31



32


32


33



33.

34.

35.

Население Земли


Население Земли

Человек и природа

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

3


1

1

1



34

34

Итого:

35


Содержание учебного предмета

География. Начальный курс. 6 класс

Введение (1 ч.)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Сов­ременная география.

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть методы изучения Земли;

  • называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «пла­нета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «мери­дианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли.


Виды изображений поверхности Земли (9 ч.)

План местности (4 ч.)

Понятие о плане местности. Что такое план местнос­ти? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и имено­ванный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизон­та. Способы ориентирования на местности. Азимут. Опреде­ление направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Гори­зонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местнос­ти. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.


Географическая карта (5 ч.)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изобра­жение Земли на плоскости. Виды географических карт. Зна­чение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и па­раллели.

Географическая широта. Опре­деление географической широты.

Географическая долгота. Определение географической дол­готы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдель­ных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

  • называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

  • приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • читать план местности и карту;

  • определять (измерять) направления, расстояния на пла­не, карте и на местности;

  • производить простейшую съемку местности;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, кар­ты и местных предметов;

  • определять (измерять) географические координаты точ­ки, расстояния, направления, местоположение географиче­ских объектов на глобусе;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, гео­графические полюса, объяснять их особенности.


Строение Земли. Земные оболочки (22 ч.)

Литосфера (5 ч.)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из че­го состоит земная кора? Магматические горные порода. Оса­дочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания гор­ных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высо­те. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина матери­ков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.


Гидросфера (6 ч.)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой кру­говорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Пита­ние й режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водо­пады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.


Атмосфера (7 ч.)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфе­ра — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Зна­чение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измере­ние температуры воздуха. Суточный ход температуры возду­ха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месяч­ная температура. Средние многолетние температуры возду­ха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосфер­ном давлении. Измерение атмосферного давления. Измене­ние атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды вет­ров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Воздух, насыщенный и не насы­щенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды.

Климат. Что такое климат? Характеристи­ка климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов, направления господ­ствующих ветров. Зависимость климата от океанических те­чений. Зависимость климата от высоты местности над уров­нем моря и рельефа.

Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы вет­ров. 9. Построение диаграммы количества осадков по много­летним данным.


Биосфера. Географическая оболочка (4 ч.)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зо­нальность. Высотная поясность.

Распространение организ­мов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влия­ние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «мо­ре», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географиче­ская оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

  • называть и показывать основные географические объекты;

  • работать с контурной картой;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового оке­ана;

  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

  • определять по карте сейсмические районы мира, абсо­лютную и относительную высоту точек, глубину морей;

  • классифицировать горы и равнины по высоте, проис­хождению, строению;

  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

  • составлять краткую характеристику климатического по­яса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

  • называть меры по охране природы.


Население Земли (3 ч.)

Население Земли. Человечество — единый биологи­ческий вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явле­ния.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • рассказывать о способах предсказания стихийных бедст­вий;

  • приводить примеры стихийных бедствий в разных райо­нах Земли;

  • составлять описание природного комплекса;

  • приводить примеры мер безопасности при стихийных бед­ствиях.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по задан­ным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объясни­тельные) и т. д.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и спо­собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным от­ношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и со­трудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творче­ской деятельности;

  • пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры.

Программные практические работы.

п/п

№ урока

Тема

1.

2

Изображение здания школы в масштабе

2.

3

Определение направлений и азимутов по плану местности

3.

5

Составление плана местности методом маршрутной сьёмки

4.

8

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

5.

14

Составление описания форм рельефа

6.

20

Составление описания внутренних вод

7.

23

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

8.

24

Построение розы ветров

9.

25

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

10.

31

Составление характеристики природного комплекса (ПК)

Описание учебно-методического,

материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Технические средства обучения:

  • компьютер,

  • мультимедиапроектор,

  • Интернет, интернет-ресурсы:

http://wondnature.ru/ чудеса природы, удивительные явления природы на Земле

http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-o-planete-zemlya/ факты о планете

http://v-kosmose.com/planeta-zemlya/interesnyie-faktyi/ солнечная система

https://geographyofrussia.com/strany-mira/ география стран мира

http://www.rusngo.ru/ национальное географическое общество

Учебно-методический комплекс (УМК):

  1. География. Начальный курс. 6 класс.: учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014. – 159, [1] с.: ил., карт.

  2. Электронное приложение к учебнику (доступно для скачивания на сайте издательства «Дрофа» www.drofa.ru)

  3. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. С комплектом контурных карт.: Дрофа, 2016.

  4. География. Начальный курс. 6 кл.: Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой / Т.П. Громова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 114, [3] с.

  5. Контрольно-измерительные материалы. География.6 класс/Сост. Е.А.Жижина. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

  6. Комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии.

  7. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.