Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Приказом Министра образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Учебным планом МБОУ «Средняя школа № 57» на 2017-2018 учебный год;
- Примерной федеральной программой основного общего образования по географии для 5- 9 классов; М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения)
- Авторская рабочая программа «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Курчина С.В. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. Авторы – Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И.
Место предмета географии в учебном плане
- Образовательная область - обществознание.
Курс - география. Всего 35 часов; в неделю – 1 час.
Практических работ -10 (5 – обучающих, 5 – итоговых).
Цели и задачи обучения.
Основной целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности, протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Общая характеристика предмета.
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- строить простые планы местности;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
- сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
- адаптации к условиям проживания на определенной территории;
- самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Педагогические технологии в преподавании предмета:
здоровьесберегающие,
проблемного обучения,
игровые,
информационно-коммуникационные,
развивающего обучения,
проектные,
дифференцированного обучения,
составления алгоритма выполнения задания,
развития навыков самопроверки и самоконтроля,
конструирования (моделирования).
Формы контроля.
Стартовый,
промежуточный (2 раза в год),
итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ,
текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы уроков | Количество часов | № § |
1. | Введение Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы | 1 1 | 1, 2 |
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Виды изображений поверхности Земли План местности Понятие о плане местности. Масштаб Стороны горизонта. Ориентирование Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. Географическая карта Форма и размеры Земли. Географическая карта Градусная сеть на глобусе и картах Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин. Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 9 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 | 3, 4 5 6 7 8, 9 10 11,12 13 |
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. | Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера Земля и ее внутреннее строение Движение земной коры. Вулканизм Рельеф суши. Горы Равнины суши Рельеф дна Мирового океана Гидросфера Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. Движение воды в океане Подземные воды Реки Озёра Ледники Атмосфера Атмосфера: строение, значение, изучение Температура воздуха Атмосферное давление. Ветер Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки Погода Климат Причины, влияющие на климат Биосфера. Географическая оболочка Разнообразие и распространение организмов на Земле Распространение организмов в Мировом океане Природный комплекс Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 22 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 | 14 15 16 17 18 19,20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 30 31 32 32 33 |
33. 34. 35. | Население Земли Население Земли Человек и природа Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | 3 1 1 1 | 34 34 |
Итого: | 35 |
Содержание учебного предмета
География. Начальный курс. 6 класс
Введение (1 ч.)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч.)
План местности (4 ч.)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч.)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч.)
Литосфера (5 ч.)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
Гидросфера (6 ч.)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание й режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7 ч.)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды.
Климат. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов, направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (4 ч.)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.
Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы.
Население Земли (3 ч.)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.
Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры.
Программные практические работы.
№ п/п | № урока | Тема |
1. | 2 | Изображение здания школы в масштабе |
2. | 3 | Определение направлений и азимутов по плану местности |
3. | 5 | Составление плана местности методом маршрутной сьёмки |
4. | 8 | Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам |
5. | 14 | Составление описания форм рельефа |
6. | 20 | Составление описания внутренних вод |
7. | 23 | Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры |
8. | 24 | Построение розы ветров |
9. | 25 | Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным |
10. | 31 | Составление характеристики природного комплекса (ПК) |
Описание учебно-методического,
материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Технические средства обучения:
http://wondnature.ru/ чудеса природы, удивительные явления природы на Земле
http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-o-planete-zemlya/ факты о планете
http://v-kosmose.com/planeta-zemlya/interesnyie-faktyi/ солнечная система
https://geographyofrussia.com/strany-mira/ география стран мира
http://www.rusngo.ru/ национальное географическое общество
Учебно-методический комплекс (УМК):
География. Начальный курс. 6 класс.: учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014. – 159, [1] с.: ил., карт.
Электронное приложение к учебнику (доступно для скачивания на сайте издательства «Дрофа» www.drofa.ru)
Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. С комплектом контурных карт.: Дрофа, 2016.
География. Начальный курс. 6 кл.: Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой / Т.П. Громова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 114, [3] с.
Контрольно-измерительные материалы. География.6 класс/Сост. Е.А.Жижина. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии.
Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.