ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Мир общения |
1.1. | Собеседники (4ч) | 4 | 1 | | | Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; | | |
Раздел 2. Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч) |
2.1. | Различия функции слова и предложения .Основные свойства текста. Общие признаки текста. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Типы текстов: текст- описание, текст- повествование, текст- рассуждение | 11 | 1 | | | Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Коллективное формулирование вывода о многообразии языкового пространства России; Диалог о том, как мы изучаем язык; | | |
Раздел 3 Главный помощник в общении - родной язык (5ч) |
3.1. | Общее представление о языке как знаковой системе. | 5 | 1 | | | Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка; | | |
Раздел 4 . Звуки и буквы. Слог. Ударение. (65ч) |
4.1 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (7ч) | 7 | | | | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); | | |
4.2 | Классификация гласных и согласных звуков | | | | | Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); | | |
4.3 | Звук [й], буква й.(2ч) Сравнение звуков и (гласного), и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова. | 2 | | | | Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков; Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков; Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]; | | |
4.4 | Звук [э], буква э. (1ч) Слова с буквой э в начале слова и в середине слова. | 2 | | | | Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов | | |
4.5 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7ч) Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. | 7 | | | | Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; | | |
4.6 | Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн. (7ч) | 7 | | | | Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила; Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; | | |
4.7 | Слог. Перенос слов (3ч) Гласные звуки как слогообразующие. | 3 | | | | Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы; | | |
4.8 | Ударение. Ударный слог. (3ч) | 3 | | | | Обсуждение особенностей обозначения уларения | | |
4.9 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч) | 9 | | | | Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»; | | |
4.10 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2ч) | 2 | | | | Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию; | | |
4.11 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч) | 9 | | | | Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в ходе диалога учащиеся доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения; | | |
4.12 | Слова с удвоенными согласными (3ч) | 3 | | | | Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы с удвоенными согласными | | |
4.13 | Непроизносимые согласные. (3ч | 3 | | | | Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы непроизносимые согласные | | |
4.14 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. (ь, ъ) (7ч) | 7 | | | | Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный; Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах; | | |
Раздел 5. Слово и его значение (20ч) |
5.1. | Что рассказало слово. Слово как двусторонняя единица языка. Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения). Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими значениями | 20 | | | | Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст; Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов; | | |
Раздел 6 Состав слова. (15ч) | |
6.1 | Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) | 6 | | | | Работа в парах: подбор родственных слов; Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов; Работа в группах: выполнение задания на обнаружение лишнего слова в ряду предложенных (например, синонимв группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов); | | |
6.2. | Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | 3 | | | | Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения; Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?»; Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания; | | |
6.3. | Суффикс как часть слова (наблюдение). | 2 | | | | Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов; Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок; Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками; | | |
6.4 | Приставка как часть слова (наблюдение) | 4 | | | | | | |
Раздел 7. Части речи (32ч) |
7.1. | Имя существительное (7 ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи | 7 | | | | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или «кто?»; Наблюдение за лексическим значением имён существительных; Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.); | | |
7.2. | Глагол (6ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи | 6 | | | | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»; Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?»; Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы; Работа в парах: нахождение в тексте глаголов; | | |
7.3. | Имя прилагательное (9ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи | 9 | | | | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»; Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«какой?», «какое?», «какая?»; Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных; | | |
7.4. | Предлог (5ч). Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 5 | | | | Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?»; Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов; Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок; Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки; | | |
Раздел 8. Предложение. Текст. (15ч) |
8.1. | Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. | 4 | | | | Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); Работа в парах: составление предложений из набора слов; | | |
8.2. | Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 4 | | | | Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предложение и „не предложение“?»; | | |
8.3. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 3 | | | | Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; | | |
8.4. | Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения | 4 | | | | Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам; | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 17 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
| всего | контрольные работы | практические работы |
| I. Мир общения ( 20ч) | | | | | |
| Собеседники (4ч) Представление о ситуации общения: тема и цель общения, способы и результат общения. | 1 | | | | |
| Язык –средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. | 1 | | | | |
| Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи | 1 | | | | |
| Восприятие речи: понимание смысла высказывания, интонационная законченность предложения, выразительность речи. Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч) Различия функции слова и предложения | 1 | | | | |
| Типы предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | | | |
| Типы предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | | | |
| Типы предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | | | |
| Основные свойства текста. Общие признаки текста. | 1 | | | | |
| Основные свойства текста. Общие признаки текста | 1 | | | | |
| Озаглавливание текста. | 1 | | | | |
| Типы текстов: текст- описание, | 1 | | | | |
| Типы текстов : текст- повествование | 1 | | | | |
| Типы текстов : текст – рассуждение | | | | | |
| Входной диктант за курс 1 класса. | 1 | 1 | | | Входной диктант |
| Главный помощник в общении - родной язык (5ч) Основные языковые единицы, их особенности. | 1 | | | | |
| Общее представление о языке как знаковой системе. | 1 | | | | |
| Простейшие наглядно- образные модели слов и предложений. | 1 | | | | |
| Обобщение знаний по теме «Мир общения» Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| II. Звуки и буквы. Слог. Ударение. (65ч) | 1 | | | | |
| Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (7ч) Классификация гласных и согласных звуков. | 1 | | | | |
| Ударные и безударные гласные. | 1 | | | | |
| Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. | 1 | | | | |
| Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. | 1 | | | | |
| Роль гласных и согласных звуков в речи. | 1 | | | | |
| Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. | 1 | | | | |
| Понятие орфограммы. Проверочная работа | 1 | 1 | | | Проверочная работа |
| Звук [й], буква й.(2ч) Сравнение звуков и (гласного), и й (согласного). | 1 | | | | |
| Перенос слов с буквой й в середине слова. | 1 | | | | |
| Звук [э], буква э. Слова с буквой э в начале слова и в середине слова. | 1 | | | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7ч) Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. | 1 | | | | |
| Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука | 1 | | | | |
| Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука | 1 | | | | |
| Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука | 1 | | | | |
| Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. | 1 | | | | |
| Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. | 1 | | | | |
| Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. | 1 | 1 | | | Тест |
| Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн. (7 ч) | 1 | | | | |
| Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, щн. | 1 | | | | |
| Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши. | 1 | | | | |
| Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ча-ща, чу-щу. | 1 | | | | |
| Обучающее изложение «Синичка» | 1 | | | | |
| Закрепление. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк, чн, щн. | 1 | | | | |
| Контрольный диктант «Щука». | 1 | 1 | | | Контрольный диктант |
| Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | | | | |
| Слог. Перенос слов (3ч) Гласные звуки как слогообразующие. | 1 | | | | |
| Определение количества слогов в слове. | 1 | | | | |
| Правила переноса слов. Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Ударение. Ударный слог. (3ч) | 1 | | | | |
| Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. | 1 | | | | |
| Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфографическим словарём. | 1 | | | | |
| Различение слов – омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением) | 1 | | | | |
| Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч) Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. | 1 | | | | |
| Алгоритм проверки безударных гласных. | 1 | | | | |
| Алгоритм проверки безударных гласных. | 1 | | | | |
| Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове. | 1 | | | | |
| Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове | 1 | | | | |
| Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове | 1 | | | | |
| Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове | 1 | | | | |
| Обучающее изложение «Лев» | 1 | | | | |
| Диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные звуки, их проверка на письме». | 1 | 1 | | | Диктант |
| Закрепление изученного материала по теме «Безударные гласные звуки, их проверка на письме» | 1 | | | | |
| Закрепление изученного материала по теме «Безударные гласные звуки, их проверка на письме» | 1 | | | | |
| Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2ч) | | | | | |
| Правописание слов с непроверяемыми написаниями | 1 | | | | |
| Развитие навыков работы с орфографическим словарём. | 1 | | | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч) Парные по звонкости – глухости согласные звуки. | 1 | | | | |
| Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. | 1 | | | | |
| Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Алгоритм проверки. | 1 | | | | |
| Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Алгоритм проверки. | 1 | | | | |
| Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Алгоритм проверки. | 1 | | | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Контрольное списывание. | 1 | | | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки. Проверка написания. | 1 | | | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки. Проверка написания. | 1 | | | | |
| Диктант с грамматическим заданием по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме». | 1 | 1 | | | Диктант |
| Работа над ошибками. | 1 | | | | |
| Слова с удвоенными согласными (3ч) Удвоенные согласные, как орфограмма | 1 | | | | |
| Работа с орфографическим словарём. | 1 | | | | |
| Перенос слов с удвоенными согласными.Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Непроизносимые согласные. (3ч) Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | | | | |
| Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки | 1 | | | | |
| Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки. | 1 | | | | |
| Разделительные мягкий и твёрдый знаки. (ь, ъ) (7ч) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | | | | |
| Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | | | | |
| Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | | | | |
| Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака. | 1 | | | | |
| Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака. | 1 | | | | |
| Контрольный диктант | 1 | 1 | | | Контрольный диктант |
| Работа над ошибками. | 1 | | | | |
| Слово и его значение (20ч) | | | | | |
| Что рассказало слово. (4ч) Слово как двусторонняя единица языка. | 1 | | | | |
| Различение в слове двух сторон: звучания и значения. | 1 | | | | |
| Различение в слове двух сторон: звучания и значения. | 1 | | | | |
| Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения). | 1 | | | | |
| Имена собственные и нарицательные | 1 | | | | |
| Имена собственные и нарицательные | 1 | | | | |
| Имена собственные и нарицательные | 1 | | | | |
| Слова с несколькими значениями | 1 | | | | |
| Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим) | 1 | | | | |
| Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) | 1 | | | | |
| Слова, близкие по значению (синонимы) Синонимы, их роль в речи. | 1 | | | | |
| Слова, близкие по значению (синонимы) Синонимы, их роль в речи. | 1 | | | | |
| Слова, противоположные по значению (антонимы) | 1 | | | | |
| Роль антонимов в речи. | 1 | | | | |
| Устойчивые сочетания слов. Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. | 1 | | | | |
| Тематические группы слов. | 1 | | | | |
| Распределение слов по тематическим группам. | 1 | | | | |
| Контрольный диктант | 1 | 1 | | | Контрольный диктант |
| Работа над ошибками. | 1 | | | | |
| Состав слова. (15ч) | | | | | |
| Как собрать и разобрать слово. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | | | | |
| Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6ч) Корень – главная часть слова. | 1 | | | | |
| Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов. | 1 | | | | |
| Закрепление правописания безударной гласной в корне. | 1 | | | | |
| Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. | 1 | | | | |
| Правописание безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова. Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Приставка (3ч) Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову. | 1 | | | | |
| Правописание разделительного твёрдого знака. | 1 | | | | |
| Правописание приставок . Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Суффикс. (2ч) Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно – ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т.п.) | 1 | | | | |
| Суффикс | 1 | | | | |
| Окончание. (1ч) Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. | 1 | | | | |
| Контрольный диктант | 1 | 1 | | | Контрольный диктант |
| . Работа над ошибками. | 1 | | | | |
| Части речи (32ч) | | | | | |
| Что такое части речи. | 1 | | | | |
| Что такое части речи. | 1 | | | | |
| Имя существительное (7ч) | | | | | |
| Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | | | | |
| Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | | | | |
| Изменение имён существительных по числам. | 1 | | | | |
| Изменение имён существительных по числам. | 1 | | | | |
| Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов- грамм) | 1 | | | | |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | | | Контрольный диктант |
| Работа над ошибками | 1 | | | | |
| Глагол. (6ч) Глагол как часть речи. | 1 | | | | |
| Изменение глагола по числам. | 1 | | | | |
| Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). | 1 | | | | |
| Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). | 1 | | | | |
| Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). | 1 | | | | |
| Роль глаголов в речи. Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Имя прилагательное (9ч) Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | | | |
| Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | | | |
| Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | | | |
| Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | | | |
| Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | | | |
| Роль имён прилагательных в речи. | 1 | | | | |
| Роль имён прилагательных в речи. | 1 | | | | |
| Обобщение знаний об основных частях речи. | 1 | | | | |
| Обобщение знаний об основных частях речи.Тест | 1 | 1 | | | Тест |
| Предлог. (5ч) Предлог, его роль в речи. | 1 | | | | |
| Правописание предлогов со словами. | 1 | | | | |
| Правописание предлогов со словами. | 1 | | | | |
| Различие написания приставок и предлогов. | 1 | | | | |
| Различие написания приставок и предлогов. | 1 | | | | |
| Контрольный диктант | 1 | 1 | | | Контрольный диктант |
| Работа над ошибками. | 1 | | | | |
| Предложение. Текст. (15ч) | | | | | |
| Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. | 1 | | | | |
| Связь слов в предложении. | 1 | | | | |
| Типы предложений по интонации и цели высказывания. | 1 | | | | |
| Типы предложений по интонации и цели высказывания | 1 | | | | |
| Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 1 | | | | |
| Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 1 | | | | |
| Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 1 | | | | |
| Текст, определение текста, типы текстов. | 1 | | | | |
| Записка как один из видов текста, её особенности. | 1 | | | | |
| Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. | 1 | | | | |
| Приглашение как вид текста, его особенности. | 1 | | | | |
| Закрепление по теме «Предложение. Текст». | 1 | | | | |
| Закрепление по теме «Предложение. Текст». | 1 | | | | |
| Контрольный диктант | 1 | 1 | | | Контрольный диктант |
| Работа над ошибками. | 1 | | | | |
| Повторение изученного за год. | 1 | | | | |
| Повторение изученного за год. | 1 | | | | |
| Повторение изученного за год. | 1 | | | | |
169. | Повторение изученного за год. | 1 | | | | |
170. | Повторение изученного за год. | 1 | | | | |
| Общее количество часов | 170 | | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Общие сведения о языке |
1.1. | Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
1.2. | Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 2 | |
Раздел 2. Фонетика и графика |
2.1. | Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
2.2. | Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
2.3. | Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
2.4. | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
2.5. | Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
2.6. | Использование знания алфавита при работе со словарями. | 1 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке); | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
2.7. | Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) | 0 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий); | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 6 | |
Раздел 3. Лексика |
3.1. | Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
3.2. | Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям); | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
3.3. | Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
3.4. | Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 8 | |
Раздел 4. Состав слова (морфемика) |
4.1. | Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
4.2. | Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за изменением формы слова; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
4.3. | Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 8 | |
Раздел 5. Морфология |
5.1. | Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи | 3 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
5.2. | Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
5.3. | Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи | 3 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
5.4. | Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 14 | |
Раздел 6. Синтаксис |
6.1. | Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предложение и „не предложение“?»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
6.2. | Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за связью слов в предложении; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
6.3. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 3 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
6.4. | Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 11 | |
Раздел 7. Орфография и пунктуация |
7.1. | Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. | 6 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
7.2. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
7.3. | Понятие орфограммы. | 6 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
7.4. | Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 10 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
7.5. | Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. | 8 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и проверяемого слов; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
7.6. | Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
7.7. | Ознакомление с правилами правописания и их применение: - разделительный мягкий знак; - сочетания чт, щн, нч; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; - раздельное написание предлогов с именами существительными | 10 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 46 | |
Раздел 8. Развитие речи |
8.1. | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.2. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.3. | Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.4. | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.5. | Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Наблюдение за особенностями текста-описания, установление его особенностей, нахождение в тексте средств создания описания; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.6. | Знакомство с жанром поздравления. | 2 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов-поздравлений; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.7. | Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. | 8 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
8.8. | Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 4 | Укажите часы | Укажите часы | Укажите период | Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы; | Выберите вид/форму контроля | Укажите образовательные ресурсы |
Итого по разделу: | 28 | |
Резервное время | 32 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 0 | 0 | |