СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка и тематическое планирование по русскому языку 2 класс, умк Перспектива ( обновленный стандарт)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал составлен в конструкторе .

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка и тематическое планирование по русскому языку 2 класс, умк Перспектива ( обновленный стандарт)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь­ного общего образования Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования (да­лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори­теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в на­чальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциа­лом в развитии функциональной грамотности младших школь­ников, особенно таких её компонентов, как языковая, комму­никативная, читательская, общекультурная и социальная гра­мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ­ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци­ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор­мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль­турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек­ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно­нрав­ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове­дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата­ми являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност­ных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру­емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер­шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о струк­туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь­ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо­вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен­ного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой дея­тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера­турное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы­ка», во 2 классе — 170 ч. 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей­ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов­но­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы­ка как государственного языка Российской Федерации; пони­мание роли русского языка как языка межнационального об­щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на ос­нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте­нием, письмом;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфе­мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова­ние в речевой деятельности норм современного русского литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения и явле­ние национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

Фонетика и графика

Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас­ ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв еёюя; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мяг­кий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, пар­ный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас­ного в конце и в середине слова; разделительный. Использова­ние на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с бук­вами еёюя (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении соглас­ных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб­нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпиче­ского словаря учебника) для решения практических задач.

Лексика

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значе­ние слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тек­сту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблю­дение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (род­ственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неиз­меняемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).

Морфология

Имя существительное (ознакомление): общее значение, во­просы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что де­лать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопро­сы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распро­странённые предлоги: внаизбезнаддоуооб и др.

Синтаксис

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (по­вторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. От­личие предложения от слова. Наблюдение за выделением в уст­ной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествователь­ные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интона­ции): восклицательные и невосклицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Прописная буква в начале предложения и в именах собствен­ных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учё­та морфемного членения слова); гласные после шипящих в соче­таниях жиши (в положении под ударением), чащачущу; сочетания чкчн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограм­мы. Различные способы решения орфографической задачи в за­висимости от места орфограммы в слове. Использование орфо­графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб­ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограм­мы. Различные способы решения орфографической задачи в за­висимости от места орфограммы в слове. Использование орфо­графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб­ственных и предложенных текстов.

Правила правописания и их применение:

·  разделительный мягкий знак;

·  сочетания чтщннч;

·  проверяемые безударные гласные в корне слова;

·  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

·  непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфо­графическом словаре учебника);

·  прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, от­чества людей, клички животных, географические названия;

·  раздельное написание предлогов с именами существитель­ными.

Развитие речи

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условия­ми устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддер­жать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Практи­ческое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учеб­ного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Со­ставление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. За­главие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выра­зительное чтение текста вслух с соблюдением правильной инто­нации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

—    становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

—    осознание своей этнокультурной и российской граждан­ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио­нального общения народов России;

—    сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво­ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

—    уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

—    первоначальные представления о человеке как члене об­щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и прави­лах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

—    признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

—    проявление сопереживания, уважения и доброжелатель­ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

—    неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического  и  морального  вреда  другим  людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

—    уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

—    стремление к самовыражению в разных видах художе­ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна­ние важности русского языка как средства общения и самовы­ражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—   соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

—   бережное отношение к физическому и психическому здо­ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра­вил общения;

трудового воспитания:

—    осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо­вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника­ющий при обсуждении примеров из художественных произве­дений;

экологического воспитания:

—    бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

—    неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

—    первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

—    познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив­ность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

—    сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче­ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

—    объединять объекты (языковые единицы) по определённо­му признаку;

—    определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

—    находить в языковом материале закономерности и проти­воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко­выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

—    выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор­мулировать запрос на дополнительную информацию;

—    устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

—    с помощью учителя формулировать цель, планировать из­менения языкового объекта, речевой ситуации;

—    сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

—    проводить по предложенному плану несложное лингви­стическое мини­-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

—    формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

—    прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

—    выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

—    согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова­рях, справочниках;

—    распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

—    соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни­ков, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

—    анализировать и создавать текстовую, видео­, графиче­скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада­чей;

—    понимать лингвистическую информацию, зафиксирован­ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми­руются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

—    воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо­ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

—    проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

—    признавать возможность существования разных точек зрения;

—    корректно и аргументированно высказывать своё  мне­ние;

—    строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

—    создавать устные и письменные тексты (описание, рас­суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

—    готовить небольшие публичные выступления о результа­тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­-исследования, проектного задания;

—    подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми­руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

—    планировать действия по решению учебной задачи для по­лучения результата;

—    выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

—    устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель­ности;

—    корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

—    соотносить результат деятельности с поставленной учеб­ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

—    находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

—    сравнивать результаты своей деятельности и деятельно­сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен­ным критериям.

Совместная деятельность:

—    формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин­дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи­телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

—    ответственно выполнять свою часть работы;

—    оценивать свой вклад в общий результат;

—    выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

—    осознавать язык как основное средство общения;

—    характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глу­хости;

—    определять количество слогов в слове (в том числе при сте­чении согласных); делить слово на слоги;

—    устанавливать соотношение звукового и буквенного соста­ва, в том числе с учётом функций букв еёюя;

—    обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;

—    находить однокоренные слова;

—    выделять в слове корень (простые случаи);

—    выделять в слове окончание;

—    выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без на­зывания терминов);

—    распознавать слова,  отвечающие  на  вопросы  «кто?»,

«что?»;

—    распознавать слова, отвечающие на вопросы «что де­лать?», «что сделать?» и др.;

—    распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

—    определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

—    находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

—    применять изученные правила правописания, в том чис­ле: сочетания чкчнчтщннч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная бук­ва в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках живот­ных, географических названиях; раздельное написание пред­логов с именами существительными, разделительный мягкий знак;

—    правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;

—    писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;

—    находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

—    пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпиче­ским словарями учебника;

—    строить устное диалогическое и монологическое выска­зывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин­тонации;

—    формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);

—    составлять предложения из слов, устанавливая между ни­ми смысловую связь по вопросам;

—    определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

—    составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

—    писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;

—    объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Мир общения

1.1.

Собеседники (4ч)


4

1



Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»;

Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры;



Раздел 2.  Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч)

2.1.

Различия функции слова и предложения .Основные свойства текста. Общие признаки текста. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Типы текстов: текст- описание, текст- повествование, текст- рассуждение

11

1



Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Коллективное формулирование вывода о многообразии языкового пространства России;

Диалог о том, как мы изучаем язык;




Раздел 3 Главный помощник в общении - родной язык (5ч)

3.1.

Общее представление о языке как знаковой системе.

5

1



Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка;



Раздел 4 . Звуки и буквы. Слог. Ударение. (65ч)

4.1

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (7ч)


7




Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему;

Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»;

Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);




4.2

Классификация гласных и согласных звуков





Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков);



4.3

Звук [й], буква й.(2ч)

Сравнение звуков и (гласного), и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.

2




Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков;

Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков;

Учебный диалог о способах обозначения звука [й’];



4.4

Звук [э], буква э. (1ч)

Слова с буквой э в начале слова и в середине слова.

2




Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов



4.5

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7ч)

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

7




Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям;



4.6

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн. (7ч)

7




Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила;

Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям;



4.7

Слог. Перенос слов (3ч)

Гласные звуки как слогообразующие.

3




Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы;



4.8

Ударение. Ударный слог. (3ч)

3




Обсуждение особенностей обозначения уларения



4.9

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч)

9




Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»;



4.10

Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2ч)

2




Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию;



4.11

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч)

9




Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в ходе диалога учащиеся доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения;



4.12

Слова с удвоенными согласными (3ч)

3




Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы с удвоенными согласными



4.13

Непроизносимые согласные. (3ч

3




Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы непроизносимые согласные



4.14

Разделительные мягкий и твёрдый знаки. (ь, ъ)

(7ч)

7




Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный; Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах;



Раздел 5. Слово и его значение (20ч)


5.1.

Что рассказало слово.

Слово как двусторонняя единица языка. Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения).

Имена собственные и нарицательные.

Слова с несколькими значениями


20




Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст;

Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов;



Раздел 6 Состав слова. (15ч)


6.1

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи)

6




Работа в парах: подбор родственных слов;

Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов;

Работа в группах: выполнение задания на обнаружение лишнего слова в ряду предложенных (например, синонимв группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов);



6.2.

Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

3




Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения;

Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?»;

Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания;



6.3.

Суффикс как часть слова (наблюдение).

2




Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов;

Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок;

Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками;



6.4

Приставка как часть слова (наблюдение)

4







Раздел 7.  Части речи (32ч)

7.1.

Имя существительное (7 ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употреб­ление в речи

7




Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»;

Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или «кто?»;

Наблюдение за лексическим значением имён существительных;

Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.);



7.2.

Глагол (6ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употреб­ление в речи

6




Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»;

Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?»;

Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства;

Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы;

Работа в парах: нахождение в тексте глаголов;



7.3.

Имя прилагательное (9ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление  в речи

9




Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»;

Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«какой?», «какое?», «какая?»;

Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных;



7.4.

Предлог (5ч). Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

5




Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?»;

Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов;

Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок;

Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки;



Раздел 8.  Предложение. Текст. (15ч)

8.1.

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка.

4




Наблюдение за связью слов в предложении;

Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт);

Работа в парах: составление предложений из набора слов;



8.2.

Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

4




Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предложение и „не предложение“?»;




8.3.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

3




Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения;



8.4.

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения

4




Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией;

Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам;



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

17

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля


всего

контрольные работы

практические работы


I. Мир общения ( 20ч)






Собеседники (4ч)

Представление о ситуации общения: тема и цель общения, способы и результат общения.

1





Язык –средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.

1





Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи

1





Восприятие речи: понимание смысла высказывания, интонационная законченность предложения, выразительность речи. Тест

1

1



Тест

Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч)

Различия функции слова и предложения

1





Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

1





Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

1





Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

1





Основные свойства текста. Общие признаки текста.

1





Основные свойства текста. Общие признаки текста

1





Озаглавливание текста.

1





Типы текстов: текст- описание,

1





Типы текстов : текст- повествование

1





Типы текстов : текст – рассуждение






Входной диктант за курс 1 класса.


1

1



Входной диктант

Главный помощник в общении - родной язык (5ч)

Основные языковые единицы, их особенности.

1





Общее представление о языке как знаковой системе.

1





Простейшие наглядно- образные модели слов и предложений.

1





Обобщение знаний по теме «Мир общения» Тест

1

1



Тест


II. Звуки и буквы. Слог. Ударение. (65ч)

1





Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (7ч)

Классификация гласных и согласных звуков.

1





Ударные и безударные гласные.

1





Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

1





Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.

1





Роль гласных и согласных звуков в речи.

1





Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания.

1





Понятие орфограммы. Проверочная работа

1

1



Проверочная работа

Звук [й], буква й.(2ч)

Сравнение звуков и (гласного), и й (согласного).

1





Перенос слов с буквой й в середине слова.

1





Звук [э], буква э.

Слова с буквой э в начале слова и в середине слова.

1





Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7ч)

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

1





Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука

1





Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука

1





Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука

1





Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.

1





Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.

1





Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.

1

1



Тест


Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн. (7 ч)

1





Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, щн.

1





Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши.

1





Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ча-ща, чу-щу.

1





Обучающее изложение «Синичка»

1





Закрепление. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк, чн, щн.

1





Контрольный диктант «Щука».

1

1



Контрольный диктант

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1





Слог. Перенос слов (3ч)

Гласные звуки как слогообразующие.

1





Определение количества слогов в слове.

1





Правила переноса слов. Тест

1

1



Тест


Ударение. Ударный слог. (3ч)

1





Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове.

1





Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфографическим словарём.

1





Различение слов – омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением)

1





Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч)

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами.

1





Алгоритм проверки безударных гласных.


1





Алгоритм проверки безударных гласных.

1





Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

1





Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове


1





Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове

1





Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове

1





Обучающее изложение «Лев»

1





Диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные звуки, их проверка на письме».

1

1



Диктант

Закрепление изученного материала по теме «Безударные гласные звуки, их проверка на письме»

1





Закрепление изученного материала по теме «Безударные гласные звуки, их проверка на письме»

1






Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2ч)






Правописание слов с непроверяемыми написаниями

1





Развитие навыков работы с орфографическим словарём.

1





Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. (9ч)

Парные по звонкости – глухости согласные звуки.

1





Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

1





Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Алгоритм проверки.

1





Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Алгоритм проверки.

1





Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Алгоритм проверки.

1





Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Контрольное списывание.

1





Звонкие и глухие согласные звуки. Проверка написания.

1





Звонкие и глухие согласные звуки. Проверка написания.

1





Диктант с грамматическим заданием по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».

1

1



Диктант

Работа над ошибками.

1





Слова с удвоенными согласными (3ч)

Удвоенные согласные, как орфограмма

1





Работа с орфографическим словарём.

1





Перенос слов с удвоенными согласными.Тест

1

1



Тест

Непроизносимые согласные. (3ч)

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

1





Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки

1





Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.

1





Разделительные мягкий и твёрдый знаки. (ь, ъ) (7ч)

после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.


1





Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

1





Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

1





Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака.

1





Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака.

1





Контрольный диктант


1

1



Контрольный диктант

Работа над ошибками.

1






Слово и его значение (20ч)






Что рассказало слово. (4ч)

Слово как двусторонняя единица языка.

1





Различение в слове двух сторон: звучания и значения.

1





Различение в слове двух сторон: звучания и значения.

1





Обобщающее значение слова.

Этимология слова (происхождение его значения).

1





Имена собственные и нарицательные

1





Имена собственные и нарицательные

1





Имена собственные и нарицательные

1





Слова с несколькими значениями

1





Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим)

1





Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

1





Слова, близкие по значению (синонимы)

Синонимы, их роль в речи.

1





Слова, близкие по значению (синонимы)

Синонимы, их роль в речи.

1





Слова, противоположные по значению

(антонимы)


1





Роль антонимов в речи.

1





Устойчивые сочетания слов. Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.

1





Тематические группы слов.

1





Распределение слов по тематическим группам.

1





Контрольный диктант

1

1



Контрольный диктант

Работа над ошибками.

1






Состав слова. (15ч)






Как собрать и разобрать слово.

Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

1





Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6ч)

Корень – главная часть слова.

1





Однокоренные слова. Правописание однокоренных слов.

1





Закрепление правописания безударной гласной в корне.

1





Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию.

1





Правописание безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова. Тест

1

1



Тест

Приставка (3ч)

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову.

1





Правописание разделительного твёрдого знака.

1





Правописание приставок . Тест

1

1



Тест

Суффикс. (2ч)

Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно – ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т.п.)

1





Суффикс

1





Окончание. (1ч)

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.

1





Контрольный диктант


1

1



Контрольный диктант

. Работа над ошибками.

1






Части речи (32ч)






Что такое части речи.


1





Что такое части речи.

1






Имя существительное (7ч)







Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1





Имена существительные собственные и нарицательные.

1





Изменение имён существительных по числам.

1





Изменение имён существительных по числам.

1





Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов- грамм)

1





Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


1




Контрольный диктант

Работа над ошибками

1





Глагол. (6ч)

Глагол как часть речи.

1





Изменение глагола по числам.

1





Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина).

1





Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина).

1





Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина).


1





Роль глаголов в речи. Тест

1

1



Тест

Имя прилагательное (9ч)

Имя прилагательное как часть речи.

1





Имя прилагательное как часть речи.

1





Изменение имён прилагательных по числам.

1





Изменение имён прилагательных по числам.

1





Изменение имён прилагательных по числам.

1





Роль имён прилагательных в речи.

1





Роль имён прилагательных в речи.

1





Обобщение знаний об основных частях речи.

1





Обобщение знаний об основных частях речи.Тест

1

1



Тест

Предлог. (5ч)

Предлог, его роль в речи.

1





Правописание предлогов со словами.

1





Правописание предлогов со словами.

1





Различие написания приставок и предлогов.

1





Различие написания приставок и предлогов.

1





Контрольный диктант

1

1



Контрольный диктант

Работа над ошибками.


1






Предложение. Текст. (15ч)






Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения.

1





Связь слов в предложении.

1





Типы предложений по интонации и цели высказывания.

1





Типы предложений по интонации и цели высказывания


1





Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

1





Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

1





Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

1





Текст, определение текста, типы текстов.

1





Записка как один из видов текста, её особенности.

1





Письмо как один из видов текста, требования к его написанию.

1





Приглашение как вид текста, его особенности.


1





Закрепление по теме «Предложение. Текст».

1





Закрепление по теме «Предложение. Текст».

1





Контрольный диктант


1

1



Контрольный диктант

Работа над ошибками.


1





Повторение изученного за год.

1





Повторение изученного за год.

1





Повторение изученного за год.

1





169.

Повторение изученного за год.

1





170.

Повторение изученного за год.

1






Общее количество часов

170










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1.

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления).

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

1.2.

Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

2

 

Раздел 2. Фонетика и графика

2.1.

Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и].

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

2.2.

Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

2.3.

Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

2.4.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

2.5.

Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Учебный диалог о способах обозначения звука [й’];

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

2.6.

Использование знания алфавита при работе со словарями.

1

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке);

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

2.7.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

0

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий);

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

6

 

Раздел 3. Лексика

3.1.

Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

3.2.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значе­ниям);

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

3.3.

Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

3.4.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

8

 

Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи)

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопо­ставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

4.2.

Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за изменением формы слова;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

4.3.

Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

8

 

Раздел 5. Морфология

5.1.

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употреб­ление в речи

3

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за предложенным набором слов: что обознача­ют, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

5.2.

Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употреб­ление в речи

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

5.3.

Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление  в речи

3

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за предложенным набором слов: что обознача­ют, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

5.4.

Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

14

 

Раздел 6. Синтаксис

6.1.

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка.

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предло­жение и „не предложение“?»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

6.2.

Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за связью слов в предложении;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

6.3.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

3

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт);

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

6.4.

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

11

 

Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1.

Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн.

6

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

7.3.

Понятие орфограммы.

6

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Прове­ряемые безударные гласные в корне слова»;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

7.4.

Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

10

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа в парах: выявление в ряду родственных слов несколь­ких проверочных слов;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

7.5.

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточ­нения) написания слова.

8

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и проверяемого слов;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

7.6.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

7.7.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный мягкий знак;
- сочетания чт, щн, нч;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
- раздельное написание предлогов с именами существительными

10

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

46

 

Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и услови­ям общения;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.2.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.3.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.4.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление призна­ков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.5.

Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Наблюдение за особенностями текста­-описания, установле­ние его особенностей, нахождение в тексте средств создания описания;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.6.

Знакомство с жанром поздравления.

2

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов­-поздравлений;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.7.

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

8

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

8.8.

Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

4

Укажите часы

Укажите часы

Укажите период

Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы;

Выберите вид/форму контроля

Укажите образовательные ресурсы

Итого по разделу:

28

 

Резервное время

32

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

0

0

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!