Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному чтению
во 2 классах общеобразовательных учреждений
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению.
Задачи:
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать потребность в постоянном чтении книг развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
создавать условия для формирования потребности самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
Федерального закона Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании";
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года №889 « Овнесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
Приказа Министерства образования Оренбургской области №01/20-863 от 23.06.2011 « О внесении изменений в базисный учебный план в связи с введением третьего часа физической культуры».
САНПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, регистрационный № 19993;
Учебного плана МОУ «СОШ № 13 г. Новотроицка Оренбургской области» на 2011– 2012 учебный год.
Программы основного общего образования по литературному чтению для 2 класса автора Климановой 2009 года.
Основное содержание.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Круг чтения по сравнению с предыдущим курсом расширит читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, которые помогут накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Основные требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 2 класс.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу.
Средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения), образность и выразительность слова.
Различать на слух произведения различных жанров.
К концу второго класса обучающиеся должны уметь:
Правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 50 слов в минуту.
Соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста.
Уметь убыстрять и замедлять темп речи и чтения, увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Читать художественные произведения по ролям.
Отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание.
Воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану.
Ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике.
Передавать впечатления то общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.