СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка для КТП по литературному чтению в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Начальная школа 21 век"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОО и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:

1. Литературное чтение : программа : 1–4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2014.

2. Литературное чтение. 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Омороко-ва. – М. : Вентана-Граф, 2016.

3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2016.

4. Литературное чтение. 4 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2015.

5. Журова, Л. Е. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение. 4 класс : учеб. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова [и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2016.

6. Ефросинина, Л. А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. 1–4 классы : для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2016.

7. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 4 класс : методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2015.

8. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 1–4 классы. Оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, диагностические задания : в 2 ч. / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2016.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель курсапомочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса:

• обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

• научить обучающихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

• включать обучающихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

• расширять круг чтения обучающихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

СТРУКТУРА КУРСА

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Басни. Русские баснописцы.

Произведения В. А. Жуковского.

Произведения А. С. Пушкина.

Произведения М. Ю. Лермонтова.

Произведения П. П. Ершова.

Произведения В. М. Гаршина.

Произведения русских писателей о детях.

Произведения зарубежных писателей.

В мире книг.

Произведения Л. Н. Толстого.

Стихи А. А. Блока.

Стихи К. Д. Бальмонта.

Произведения А. И. Куприна.

Стихи И. А. Бунина.

Произведения С. Я. Маршака.

Стихи Н. А. Заболоцкого.

Произведения о детях войны.

Стихи Н. М. Рубцова.

Произведения С. В. Михалкова.

Юмористические произведения.

Очерки.

Путешествия. Приключения. Фантастика.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В четвёртом классе на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов (34 учебные недели)*.

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта конкретной образовательной организации реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Примерное планирование проверочных и контрольных работ


п/п

Компетенция. Вид проверки

Время проведения

Первое полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Сентябрь

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Октябрь

3

Выразительность чтения. Текущая проверка

Сентябрь–октябрь

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Октябрь–ноябрь

5

Тест (вид текущей проверки)

Октябрь–ноябрь

6

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

7

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Ноябрь

8

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Ноябрь–декабрь

9

Выразительность чтения. Итоговая проверка

Декабрь

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Декабрь

11

Тест (вид итоговой проверки)

Декабрь

12

Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка

В течение всего полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце полугодия

Второе полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Январь–февраль

2

Навык чтения молча. Текущая проверка

Февраль

3

Выразительность чтения. Текущая проверка

Февраль–март

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Март

5

Тест (вид текущей проверки)

Март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка

Март

7

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

8

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Апрель–май

9

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Май

10

Тест (вид итоговой проверки)

Май

11

Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка

В течение всего полугодия

12

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Май


Содержание учебного предмета

Произведения фольклора: сказки («Иван-царевич и Серый волк», «Марья Моревна»), загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки, легенды («Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»), былины («Волх Всеславович», «Вольга Святославич», «Святогор»), героические песни («Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море»).

Басни. Русские баснописцы: И. А. Крылов («Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Квартет», «Крестьянин в беде», «Осёл и Соловей»), И. И. Хемницер («Стрекоза», «Друзья»), Л. Н. Толстой («Стрекоза и муравьи»), И. И. Дмитриев («Муха», «Петух, кот и мышонок»), А. Е. Измайлов («Кукушка», «Лестница»).

Произведения В. А. Жуковского: «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки», «Спящая царевна» (сказка), «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».

Произведения А. С. Пушкина: «Осень» (отрывок), «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» (в сокращении), «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о золотом петушке».

Произведения М. Ю. Лермонтова: «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Произведения П. П. Ершова: «Конёк-Горбунок» (отрывки), «Кто он?» (в сокращении).

Произведения В. М. Гаршина: «Лягушка-путешественница» (сказка), «Сказка о жабе и розе».

Произведения русских писателей о детях: Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (глава IV, в сокращении), К. М. Станюкович «Максимка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».

Произведения зарубежных писателей: В. Гюго «Козетта» (отдельные главы), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки), «Приключения Гекльберри Финна» (главы из романа), Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» (в сокращении), «Самое невероятное», «Девочка со спичками», «Дети года» (стихотворение).

В мире книг: Детская Библия. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Мифы Древней Греции: «Арион», «Дедал и Икар». Мифы народов мира: «Ярило-Солнце» (славянский миф), «Творение», «Создание ночи» (древнеиндийские мифы), «Подвиги стрелка И» (древнекитайский миф). Книги Древней Руси: «Повести временных лет» (отрывки), «О князе Владимире» (отрывок из жития).

Произведения Л. Н. Толстого: «Акула», «Черепаха», «Русак» (рассказы), «Два брата» (сказка), «Мужик и Водяной» (басня), «Святогор-богатырь» (былина).

Стихи А. А. Блока: «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».

Стихи К. Д. Бальмонта: «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык» (в сокращении), «Золотая рыбка».

Произведения А. И. Куприна: «Скворцы» (рассказ), «Четверо нищих» (легенда), «Воспоминания об А. П. Чехове».

Стихи И. А. Бунина: «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад» (отрывок).

Произведения С. Я. Маршака: «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава» (стихотворения), «Двенадцать месяцев» (избранные картины), «Сказка про козла» (пьесы), «Ледяной остров» (повесть в стихах), перевод Р. Бёрнса «В горах моё сердце».

Стихи Н. А. Заболоцкого: «Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».

Произведения о детях войны: В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы), К. Симонов «Сын артиллериста».

Стихи Н. М. Рубцова: «Берёзы», «Тихая моя родина», «Ласточка».

Произведения С. В. Михалкова: стихотворения «Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы мы жили без книг?», басни «Зеркало», «Любитель книг», «Чужая беда», сказка «Как старик корову продавал».

Юмористические произведения: Н. Носов «Федина задача», И. Гамазкова «Страдания», В. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе».

Очерки: И. Соколов-Микитов «Родина», М. Шолохов «Любимая мать-отчизна», А. Куприн «Сказки Пушкина», Н. Шер «Картины-сказки», М. Горький «О сказках», Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич», С. В. Михалков «Слово о Крылове», К. И. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов», К. Г. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), А. И. Куприн «Памяти Чехова», В. М. Рыбаков «О книге Дж. Свифта», В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» (в сокращении), Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди», М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь».

Путешествия. Приключения. Фантастика: Н. Вагнер «Фея Фантаста», «Берёза», «Сказка», «Руф и Руфина», Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

Результаты изучения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средства её осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценки событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

– понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

– формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

– понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

– умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны достигнуть следующих результатов и научиться:

– читать осознанно, правильно, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения вслух и про себя;

– использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодику речи).

Темп чтения: вслух – не менее 80 слов, про себя – не менее 110 слов;

– читать наизусть не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы;

– понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

– понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

– осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

– проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

– работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

– пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

– проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

– воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

– пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

– читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча – не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

– читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;

– пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

– различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;

– ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

– работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

– понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

– пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

– выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

– составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства;

– определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;

– отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;

– сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2–3 отличительные особенности;

– формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;

– работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

– различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;

– сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

– использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор-герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;

– практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – и объяснять их роль;

– подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение;

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

– находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;

– различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

– создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

– выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

– писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

– творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

– сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

– пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

– создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж).

Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

– находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

– прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

– работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

– использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

– пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

– находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;

– находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

– собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности обучающегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, народе, обществе (любви к семье, своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на уроках литературного чтения: могут сотрудничать в парах, группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2011.

4. Сборник проектных задач. Начальная школа : пособие для учителей общеобразоват. учреждений : в 2 вып. / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2011.

5. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Г. Галактионова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

6. Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / авт.-сост. А. Б. Носкова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

7. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2010.

8. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3–4 классы : методическое пособие с электронным приложением / О. С. Асафьева [и др.] ; сост. Е. С. Галанжина. – М. : Планета, 2011. – (Современная школа).

9. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. – М. : Планета, 2014. – (Качество обучения).

10. Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru

5. Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru

6. Портал компании «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : http://www.km.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Большая электронная энциклопедия (CD).

2. Интегрированная среда для поддержания учебного процесса в начальной школе (CD).

4. Наглядные пособия.

1. Комплект портретов.

2. Портреты детских зарубежных писателей.

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Мультимедийная доска.

5. Медиапроектор.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, и др.).

4. Шкаф для хранения картин, портретов.

5. Ящики для хранения наглядных пособий.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!