Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
ФЗ «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования науки России от 6 октября 2009 года №373.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
Назначение программы
Программа «Планета здоровья» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность
Заключается в том, что программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели:
Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни.
Формирование стремления быть здоровым и телом, и душой, стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
Сформировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
Сформировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
Расширить кругозор младших школьников в области физической культуры и спорта;
Провести профилактику вредных привычек.
Вид программы
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления на ступени НОО Абдулманафовой Е.Н. «Азбука здоровья», Костина Ю.С. «Быстрее, выше, сильнее».
Особенности работы с детьми
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Формы и методы работы
Беседы, игры-викторины, подвижные игры, просмотр видеоматериалов.
Предполагаемая результативность курса
В результате изучения программы «Планета здоровья» учащиеся первого класса получат возможность формирования:
Предметных результатов:
Знать:
Основные вопросы гигиены.
Особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника.
Особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
Основы рационального питания.
Правила оказания первой помощи.
Способы укрепления и укрепления здоровья.
Основы развития познавательной сферы.
Свои права и права других людей.
Соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях.
Влияние здоровья на успешную учебную деятельность.
Значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Уметь:
Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его.
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков.
Различать «полезные» и «вредные» продукты.
Использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой инцефалит.
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье.
Заботиться о своем здоровье.
Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет.
Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Адекватно оценивать свое поведение в жизненных ситуациях.
Отвечать за свои поступки.
Отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Метапредметных результатов:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью педагога.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по предложенному педагогом плану.
Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и слышать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности
Творческие работы.
Игры-викторины.