СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к методическому семинару по теме "Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка средствами проектной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к методическому семинару по теме "Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка средствами проектной деятельности"»

Методический семинар по теме:

«Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка средствами проектной деятельности»

учителя МБОУ Мотмосской средней школы

Сиомик С.А.


Слайд 1


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.


Слайд 2

Новые методы обучения

-        формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-        развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-        формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-        были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

 Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.


Слайд 3

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале 20 века в США. Его назвали методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанный американским педагогом Джоном Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной форме. Со временем идея метода претерпела некую эволюцию, но суть осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к определённой проблеме, предполагающей определённую сумму знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. А для этого и учитель должен создать такие условия (научно-исследовательские, методические, организационно-педагогические), которые будут способствовать ему:

   - владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

-владеть искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

-Уметь устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;

- Владеть компьютерной грамотностью;

-Уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проектов.


Слайд 4

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими и прагматическими умениями. Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое. Данная технология реализуется через систему взаимосвязанных действий, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.


Слайд 5

Метод проектов, рождённый в американской школе в начале 20 века, привлёк своё внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских учёных. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшая активно использовать проектные методы в практике преподавания. Постановлением ЦК ВКП(Б) в 1931 году метод проектов был осуждён. И до недавнего времени в России предпринималось несколько попыток возродить этот метод в школьной практике. В зарубежных странах всего мира данный метод успешно развивался. В настоящее время при введении ФГОС НОО активно используется опыт различных научных российских школ под руководством П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, А.В. Хуторского, Т.Д. Новиковой, В.И. Слободчикова и других.




Слайд 6

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман и других), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позиция учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, способствующее формированию ключевых компетенций учащихся.


Слайд 7

Идея метода проектов состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных вариантов решения умения устанавливать причинно-следственные связи.


Слайд 8

Мы определили цель, задачи проектной деятельности, но что вложено в понятие «проект»?


Слайд 9

Проект - это замысел, план. Когда мы говорим о проекте, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проекты могут быть различные: по содержанию (монопредметные, межпредметные, надпредметные), по уровню усвоения учебного материала (текущие, итоговые), по формам организации (индивидуальные, групповые), по срокам выполнения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по результату выполнения (практические, педагогические), различают исследовательские, творческие, практико-ориентированные, игровые, информационные.

Проект – это пять П: проблема (определение проблемы и вытекающих из неё задач), планирование (выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов), поиск информации (сбор данных), продукт (анализ данных, подведение итогов, корректировка), презентация (выводы через «мозговую атаку», «круглый стол», творческий отчёт, защиту проекта).

Последовательность работы над проектом:

1.     Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2.     Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

3.     Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4.     Определение цели и задач проекта.

5.     Составление плана работы над проектом.

6.     Сбор информации:

*   анализ предметной и дополнительной литературы;

*   опрос;

*   использование коммуникативных источников;

*    посещение музеев, выставок, библиотек.

7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

9.     Защита проекта.

Конечный этап работы над проектом – рефлексия.


Слайд 10

На чем же основана работа по созданию проекта? Это прежде всего выполнение принципов организации проектной деятельности, что особенно важно для применения метода проекта.

Проектная деятельность – это творчество. Если говорить об учащихся младших классов, то следует учитывать, что их надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходим из следующих положений:

  • Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.

  • Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого.


Во 2-ом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы.

Во втором полугодии дети уже имеют навыки чтения на английском языке, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

УМК «English», начиная со 2 класса, даёт возможность широкого применения метода проекта. Страницы учебника располагают материалом по умению наблюдать, исследовать, проектировать. так, например, учащиеся выполнили работы по следующим темам: «The ABC»,“My Family, “My Favourite Season”, “My Favourite Clothes”, “My Room, “How Are You?”, “I’d Like to Travel”, “Happy New Year!”, “Happy Birthday to Tiny!”, “Who Is It?”;

В среднем и старшем звене предлагаются следующие темы проектов: “I’d Like to Travel”,Who Are We? The Friends or the Enemies of the Planet?», «Britain At a Glance”, “The Beatles - the Legendary Four”, “English Famous Writers and Poets”, “Inventions That Shook the World

Мной вместе с детьми успешно реализованы проекты ….


Слайд 11

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте.


Слайд 12

Подводя итоги, хочется сказать, что учебники, разработанные в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО ориентируют учащихся на умение исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути, учебник, рабочие тетради являются одним из ведущих звеньев проектной деятельности учащихся в урочное время. Здесь реализуются мини-проекты, проекты краткосрочные. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп. Тематика проектов находит своё отражение в рабочих программах, разработанных учителем. Долгосрочные проекты, проекты, требующие сбора большого объёма информации, успешно реализуются во внеурочной деятельности: внеклассные мероприятия, занятия внеурочной деятельности, работа с одарёнными и другие. Именно единая система «урок- внеурочная работа» позволяет в полной мере реализовать полноценно любой проект.


Слайд 13

Применение современных педагогических технологий обеспечивает 100 успеваемость, достаточно высокое качество знаний учащихся, повышает познавательную активность.


Слайд 14

Учащиеся принимают участие как в школьных конкурсах, научно-практических конференциях, акциях, так и в муниципальных мероприятиях.


Слайд 15

Во всех направлениях моей деятельности проектный метод находит своё место. Но следует отметить для всех учителей, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого и косвенного обучения».


Слайд 16

В результате опыта работы доказано, что проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания, обучения талантливых, одарённых, творчески развитых детей, является условием индивидуальных способностей каждого ребёнка, формирует навыки «всегда быть успешными», начиная с начальных классов.