СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации «Методический семинар» к конкурсному испытанию "Учитель года - 2021" Тема: Формирование устойчивого интереса к изучению русского языка и русской литературы на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации будут рассматриваться вопросы формирования устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации «Методический семинар» к конкурсному испытанию "Учитель года - 2021" Тема: Формирование устойчивого интереса к изучению русского языка и русской литературы на уроках и во внеурочной деятельности»

Пояснительная записка

К презентации «Методический семинар»

Тема: Формирование устойчивого интереса к изучению русского языка и русской литературы на уроках и во внеурочной деятельности
Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Вязовская ОШ»

Игумновой Марии Михайловны

Я это сделать должен,

В этом судьба моя.

Если не я, то кто же?

Кто же, если не я?

(песня из кинофильма «Судьба барабанщика» 1976)

1 слайд: В данной презентации будут рассматриваться вопросы формирования устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.

Под интересом понимают «такое эмоциональное отношение обучающихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом». Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности обучающихся, в их внимании и активности на уроке.

Учитель – не самая популярная и легкая профессия. Непросто учить детей, которые не особо хотят, чтобы их учили. На плечи школы перекладываются обязанности не только научить (то есть образование), но и воспитать будущее поколение. Перед учителем стоит громадная ответственность за то, какой будет следующая эпоха. Я чувствую эту ответственность и стараюсь делать все, что в моих силах. Мое педагогическое кредо: «Кто, если не я?»

2 слайд: Меня зовут Мария Михайловна Игумнова, мне 32 года. Я работаю в маленькой сельской школе в Нижегородской области. Имею два высших образования: по специальности учитель истории (НГПУ 2010) и журналист-филолог (ННГУ 2019). В школу пришла не сразу, поэтому педагогический стаж небольшой – всего три года. Постоянно совершенствуюсь, прохожу курсы повышения квалификации.

3 слайд: Урок русского языка относятся к самым нелюбимым среди учащихся всех поколений. Потому что это сложно и скучно. Мотивация к изучению русского языка неуклонно падает, не говоря уже про снижение интереса к чтению вообще. Соответственно снижается грамотность, дети косноязычны, не умеют правильно выразить свою мысль.

Объективная потребность формирования устойчивого интереса к изучению русского языка вытекает из сложившегося противоречия между требованиями ФГОС, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; и реалиями современной действительности, выражающимися в снижении интереса к изучению русского языка, и, как следствие, снижении уровня грамотности.

4 слайд: Таким образом, в своей педагогической деятельности я ставлю целью формирование устойчивого интереса учащихся к русскому языку как элемента их гражданской позиции.

Для этого нужно решить следующие задачи: сформировать у обучающихся устойчивого отношения к русскому языку, повысить мотивацию к изучению русского языка, повысить уровень грамотности, повысить уровень правильной разговорной речи, сформировать нетерпимое отношение к безграмотности других.

5 слайд: Каким же образом этого достичь? Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание, заставить мысль работать. Использование разнообразных методов, приемов, форм работы на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способствует формированию интереса к изучению русского языка

6 слайд: На своих уроках я использую следующие пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

  1. Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка в школе, формированию познавательного интереса, но и развивают устную и письменную речь у учащихся. Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, развивает творчество детей. Это могут быть грамматические, лексические, ролевые игровые моменты.

  2. Нестандартные формы работы на уроках помогают возбуждению эмоций – удивления перед необычным, радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата. Это могут быть как исследовательские задания, так и задания с элементами занимательности или проблемные ситуации, то есть ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.

  3. Использование ИКТ на уроках. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. На уроках и во внеклассной деятельности возможно использование интерактивной доски. Обучающихся привлекает не только работа с панелью инструментов, но и работа с мультимедийной программой. Важным моментом является то, что ИКТ необходимо использовать систематически и правильно. Не нужно превращать мультимедийные установки только для отображения текстов или заданий. Нужно дать ребятам возможность самостоятельно подготовить материал и продемонстрировать в классе свою работу.

7 слайд: Для повышения познавательного интереса к урокам русского языка имеет большое значение сочетание основной учебной деятельности с внеурочной. Так в нашей школе проводятся занятия кружка «Юный филолог», на которых учащиеся получают углубленные знания по различным разделам языкознания, учатся правильно и выразительно говорить, развивают свой кругозор и мышление. В течение года мы работаем над проектом «Тайны русского слова», готовимся и принимаем активное участие в различных конкурсах, викторинах, фестивалях литературной направленности. Сочетание теории и практики, использование нестандартных форм помогает развивать интерес к изучению предмета «Русский язык». Обучающиеся должны понимать, что быть грамотным человеком – насущная потребность любого современного человека, желающего добиться чего-либо в жизни.

8 слайд: В школе я работаю всего третий год, поэтому сложно пока говорить о результативности профессиональной педагогической деятельности. Процесс повышения познавательной активности – очень неспешный. Пока идет стадия знакомства, исправления ошибок, наработка опыта. Но тот, кто хочет услышать – слышит, и достигнутые эффекты я могу показать на примере ученицы 9 класса Борисенко Екатерины. На диаграммах видно, как неуклонно повышались ее оценки по русскому языку и литературе за эти два года (2020-2021).

9 слайд: Эта же учащаяся одна из немногих показала наивысший балл при проведении устного собеседования у девятиклассников в 2021 году (20 баллов Борисенко Екатерина). Остальные девятиклассники тоже показали себя с неплохой стороны на устном собеседовании, но этому предшествовала долгая и упорная работа с моей стороны.

Ежегодно учащиеся под моим руководством занимают призовые места на школьном этапе Всероссийской Олимпиады Школьников по русскому языку и литературе. Ежегодно мы принимаем активное участие в различных литературных конкурсах и конкурсах чтецов. Достижения небольшие, но, я надеюсь, все впереди.

10 слайд: Все мои наработки, информацию обо мне и моих успехах можно отследить на личной страничке https://multiurok.ru/id91201469/rating/

Таким образом, мы убедились, что заложить основы для овладения устной и письменной формами русского литературного языка невозможно, если не заинтересовать обучающихся. Воспитание любви к родному языку – одна из важных задач учителя. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.