СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе для работы с учеником с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная запи

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе для работы с учеником с ОВЗ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на ученика 8 класса для детей с ОВЗ и реализуется на основе авторской программы по учебнику  «Алгебра 8 класс», авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. 

В настоящую программу внесены изменения: количество часов на изучаемые разделы распределено в соответствии с учебным планом и спецификой образования обучающегося. Данная программа, сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы и  отличается тем, что предусматривает коррекционную работу с учащимся имеющим ограниченные возможности здоровья. 

Характерными особенностями учащихся  с  ОВЗ (7 вид обучения) являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности ученика, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому учащийся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование. 

 Важнейшим условием построения учебного процесса для ученика с ОВЗ, является  доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения  пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.  

В процессе обучения уделяется внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий и определений. Учащиеся развивают память путем усвоения и многократного повторения определений, понятий. К основным методам, применяемым на уроках  относятся: беседа, объяснение, рассказ, упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные), метод наблюдения, дидактические игры. 

Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса алгебры 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для  детей с ОВЗ. Некоторый материал программы  дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов, как ознакомительный  для обзорного изучения. 

Темы изучаются как ознакомительные: «Функция у=k/x и ее график»,  «Функция у = √х и ее график», «Элементы статистики», «Иррациональные числа», «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Стандартный вид числа», «Приближенные вычисления», «Решение квадратных уравнений, выделением квадрата двучлена», «Вывод формулы корней квадратного уравнения», «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни в знаменателе дроби» «Теорема Виета». Освободившие часы, направлены для коррекции индивидуальных пробелов. 

          Содержание курса по сравнению с традиционным пересмотрено таким образом, чтобы оно было адекватно особенностям восприятия данной категории школьников. Объем изучаемого материала в целом меньше, чем в традиционном курсе, что позволяет принять небыстрый темп продвижения в обучении. 

 


Цель обучения алгебре для учащихся с ОВЗ 

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),  

  • усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, 

  • осуществления функциональной подготовки школьников. 

Задачи обучения:  

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;  

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;  

  •  изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;  

  • получить  представления  о  статистических  закономерностях  в  реальном  мире  и  о  различных  способах  их  изучения,  об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;  

  •  развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить  примеры, использовать  различные  языки  математики (словесный, символический, графический) для  иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;  

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.  

Задачи обучения алгебре в классе для учащихся с ОВЗ 

  • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, помогающих практически применять их в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов; 

  • максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; 

  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. 

 

Место предмета в базисном учебном плане 

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучении математики в  8 классе отводиться 139 часа из расчета 4 часа в неделю. Разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующие: 3 часа алгебры и 1 часа геометрии в течение всего учебного года, итого 105 часов алгебры и 34 часа геометрии.  

 

В результате изучения курса математики 8 класса обучающийся должен: 

знать/понимать 

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; 

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; 

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; 

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; 

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; 

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов; 

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; 

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации; 

АРИФМЕТИКА 

уметь 

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; 

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки; 

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; 

  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений; 

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; 

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; 

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; 

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; 

АЛГЕБРА 

уметь 

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; 

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; 

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; 

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы; 

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; 

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; 

  • изображать числа точками на координатной прямой; 

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства; 

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; 

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; 

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; 

  • описывать свойства изученных функций  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; 

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры; 

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; 

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами. 

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, 
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ 

уметь 

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; 

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; 

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений; 

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога); 

  • распознавания логически некорректных рассуждений; 

  • записи математических утверждений, доказательств; 

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; 

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; 

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; 

  • понимания статистических утверждений. 

 

Планируемые результаты с учетом коррекционной работы и особенностей ученика. 

 

В ходе преподавания алгебры  в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характераразнообразными способами деятельностиприобретали опыт: 

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов; 

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; 

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; 

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; 

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; 

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. 

 

 

 

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!