.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
на 2020-2021 учебный год
Уровень обучения (класс): начальное общее, 2 «Б» класс.
Количество часов по программе - 35 . Количество часов в неделю - 1.
Уровень: базовый
Учитель: Гадзиян Каринэ Ремиковна
Программа разработана на основе авторской программы начального общего образования предмета «Технология» под редакцией Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой, - М.:Просвещение, 2015 год. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 класс.
Учебник: Технология 2 класс авт. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева: М.: Просвещение, 2018.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года №345.
5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями (с изменениями на 22 мая 2019 года)
6. Письмо Минобразования Ростовской области от 22.06.2016 № 24/4.1.1-4546 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей №20» на 2016-2021 годы.
8. Устав МБОУ «Лицей №20».
9. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Лицей «20» (Приказ №219 от 27.08.2020).
10.Учебный план МБОУ «Лицей «20» на 2020-2021 учебный год (Приказ №219 от 27.08.2020).
11. Программно-методическое обеспечение Учебного плана МБОУ «Лицей №20» на 2020-2021 учебный год.
12. Расписание уроков МБОУ «Лицей «20» на 2020-2021 учебный год (Приказ №219 от 27.08.2020).
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность; развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений проектной деятельности.
Нормы оценивания устных и письменных ответов и работ по предмету соответствуют «Критериям и нормам оценки предметных и планируемых результатов, обучающихся МБОУ «Лицей №20» по технологии» (Приказ №219 от 27.08.2020).
Программа во 2 «Б» классе фактически будет реализована за 35 часов в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ «Лицей №20» на 2020-2021 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел | | Характеристика видов деятельности учащихся | |
Художественная мастерская | Зачем художнику знать о цвете, форме, размере. Какова роль цвета в композиции. Какие бывают цветочные композиции. Как увидеть белое изображение на белом фоне. Что такое симметрия. Как получить симметричные детали. Можно ли сгибать картон. Как плоское превратить в объёмное. Как согнуть картон по кривой линии. | Самостоятельно: организовывать рабочее место; узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; применять ранее освоенное для выполнения практического задания; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; - использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; С помощью учителя: анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; делать выводы о наблюдаемых явлениях; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); обобщать (называть) то новое, что освоено сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; обобщать (называть) то новое, что освоено; - выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться. | Урок общеметодологической направленности. Индивидуальная, парная, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. |
Чертёжная мастерская (7ч) | Что такое технологические операции и способы. Что такое линейка и что она умеет. Что такое чертёж и как его прочитать. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников. Можно ли разметить прямоугольник по угольнику. Можно ли без шаблона разметить круг. | Самостоятельно: - использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); - анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; - организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); - осуществлять контроль по шаблонам; - отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; - сравнивать изделия и их чертежи; - отделять известное от неизвестного; - открывать новые знания и умения, - решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг, окружность дуга, радиус»); - делать выводы о наблюдаемых явлениях; - осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; - составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; - выполнять работу по технологической карте; - осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; оценивать результат свой деятельности; проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; - обобщать (называть) то новое, что освоено; - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете (с помощью взрослых); - уважительно относиться к людям труда и результатам их труда» осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. | Урок общеметодологической направленности. Индивидуальная, парная, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. |
Конструкторская мастерская (9ч) | Какой секрет у подвижных игрушек. Что заставляет вращаться пропеллер. Можно ли соединить детали без соединительных материалов. Как машины помогают человеку. Что интересного в работе архитектора. | Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам; отбирать необходимые материалы для изделия. С помощью учителя: осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.); сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество; обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность сборки, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, общей композиции макета); обобщать (называть) то новое, что освоено; выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике; - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете (с помощью взрослых); - уважительно относиться к людям труда и результатам их труда» осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. | Урок общеметодологической направленности. Индивидуальная, парная, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. |
Рукодельная мастерская. (9ч) | Какие бывают ткани. Какие бывают нитки. Что такое натуральные ткани. Строчка косого стежка. Как ткань превращается в изделие. Лекало. | Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке; организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; отделять известное от неизвестного; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); - делать выводы о наблюдаемых явлениях; - уважительно относиться к труду мастеров; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике; - учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач - искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете (с помощью взрослых); - уважительно относиться к людям труда и результатам их труда» осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. | Урок общеметодологической направленности. Индивидуальная, парная, фронтальная работы, занятия по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. |
Календарно-тематическое планирование по технологии во 2 «Б» классе на 2020-2021 учебный год
к УМК «Школа России» (1 ч. в неделю, 35 ч.).
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
Здравствуй, дорогой друг (1 ч) |
1 | | Как работать с учебником. Изделие "Папка достижений" |
Человек и земля (23 ч) |
2 | | Земледелие. Практическая работа "Выращивание лука" |
3 | | Посуда. Изделие "Корзина с цветами" |
4 | | Посуда. Работа с пластилином. Изделие "Семейка грибов на поляне". Практические работы "Съедобные и несъедобные", "Плоды лесные и садовые" |
5 | | Посуда. Работа с пластичными материалами (тесто пластика). Изделие "Игрушка-магнит из теста" |
6 | | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Проект «Праздничный стол" |
7 | | Народные помыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Изделие "Золотая хохлома" |
8 | | Народные помыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие "Городецкая роспись" (разделочная доска) |
9 | | Народные помыслы. Дымково. Работа с пластилином. Изделие "Дымковская игрушка" |
10 | | Народные помыслы. Работа с текстильными материалами. Изделие "Матрешка" |
11 | | Народные помыслы. Работа с пластилином. Рельефные работы. Изделие деревня (пейзаж) |
12 | | Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Изделие "Лошадка" Практическая работа "Домашние животные" |
13 | | Домашние животные и птицы. Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделия "Курочка из крупы", "Цыпленок", "Петушок"(по выбору) |
14 | | Домашние животные и птицы. Работа с бумагой. Конструирование. Проект "Деревенский двор" |
15 | | Новый год. Работа с различными материалами. Изделия "Новогодняя маска", "Елочные игрушки из яиц"(по выбору) |
16 | | Строительство. Работа с бумагой. Объемная пластика. Изделия "Изба", "Крепость" |
17 | | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие "Домовой" Практическая работа "Наш дом" |
18 | | В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Лепка. Проект "Убранство избы" Изделие "Русская печь" |
19 | | В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Продолжение работы над проектом "Убранство избы". Изделие "Коврик" |
20 | | В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Завершение работы над проектом "Убранство избы". Изделие "Стол и скамья" |
21 | | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие "Русская красавица"(композиция) |
22 | | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие "Костюм для Ани и Вани" |
23 | | Народный костюм. Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие "Кошелек" |
24 | | Народный костюм. Работа с ткаными материалами. Вышивание. Изделия "Тамбурные стежки», "Салфетка" |
Человек и вода (3 ч) |
25 | | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие "Золотая рыбка"(композиция) |
26 | | Рыболовство. Работа с природными материалами. Конструирование. Проект "Аквариум" |
27 | | Рыболовство. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие "Русалка" |
Человек и воздух (3 ч) |
28 | | Птица счастья. Работа с бумагой. Оригами. Изделие "Птица счастья" |
29 | | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Изделие "Ветряная мельница" |
30 | | Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие "Флюгер" |
Человек и информация (5 ч) |
31 | | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие "Книжка ширма" |
32 | | Поиск информации в Интернете. Практическая работа: "Ищем информацию в Интернете" |
33 | | Поиск информации в Интернете. Практическая работа: "Ищем информацию в Интернете" |
34 | | Подведение итогов за год. Презентация портфолио. |
35 | | Подведение итогов за год. Презентация портфолио. |
СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО |
Протокол заседания методического совета | Протокол заседания методического объединения |
от 31.08.2020 г. № 1 | от 28.08.2020г. № 1 |
Председатель методического совета | Председатель методического объединения |
Нор-Аревян Н.В. | Подпись Н.Г. Степаненко |