Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» (МАОУ «СОШ №8»)
Свердловская область Артемовский район п. Буланаш ул. Комсомольская 7,
тел . (343 63) 55-0-64 e-mail: school8.07@ list.ru
Направление: декоративно-прикладное творчество
Творческий проект на тему
Игрушка-подушка "Мишка"
Автор:
Доможирова Екатерина Владимировна,
ученица 9 «Б» класса
МАОУ «СОШ № 8»
Руководитель:
Сафонова Надежда Эриксоновна,
учитель технологии
МАОУ «СОШ № 8»
п. Буланаш,
2022
Содержание
Организационно-подготовительный этап
Обоснование выбора темы проекта, постановка цели и задач работы над проектом. Схема обдумывания……………………………………3-4
История появления первой игрушки….………………………………5-6
Разработка и анализ идей, выбор оптимального варианта……………7
Критерии выбора изделия, требования к изделию…………………….8
Выбор инструментов и материалов для работы……………………...8-9
2. Технологический этап
2.1. Правила безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами..10-11
2.2. Технологическая карта изготовления изделия………………….……..12-17
3. Заключительный этап
3.1. Экологическое обоснование………………..……………….……...............18
3.2. Расчёт себестоимости изделия…….…………………….…………............19
3.3. Эстетическая оценка готового изделия……………….………...…..……..20
3.4. Самооценка готового изделия…………………….…...……….…………..20
3.5. Реклама изделия……………...…….……………………….……………….21
3.6. Заключение…………………………………………………………………..22
3.7. Источники информации………………………...………….…………….....23
Приложение
Организационно-подготовительный этап
Обоснование выбора темы проекта, постановка цели и задач работы над проектом. Схема обдумывания
На уроках технологии мы занимались рукоделием: вышивали нитками, бисером и мулине, мастерили различные сувениры, даже оформляли панно в технике «шерстяная акварель».
Мне необходимо было выбрать тему творческого проекта в этом году, и я решила сшить мягкую игрушку, так как с этим видом рукоделия я познакомились недавно, и он меня больше всего заинтересовал.
Пересмотрев несколько книг по рукоделию, во многих из них меня привлекли игрушки – куклы, цветы, сказочные персонажи, морские жители, грибы. Однако я решила изготовить игрушку в виде подушки-мишки.
Мне захотелось узнать историю развития первой игрушки и проявить свое мастерство в новой для меня работе.
Потребность – сшить себе мягкого друга, чтобы его можно было посадить на пол или на кресло, ведь большая мягкая игрушка – это прекрасный элемент интерьера, который делает комнату теплее и уютнее.
Цель: Изготовление мягкой игрушки - подушки своими руками.
Задачи:
· Изучить историю появления игрушки,
· Собрать информацию по истории появления первой мягкой игрушки,
· Сделать выкройку модели игрушки - подушки для её изготовления,
· Сшить мягкую игрушку – подушку для спальни.
Актуальность: Лучшего подарка, чем мягкая игрушка, да еще в форме уютной подушки, придумать нельзя. Она будет приятна и ребенку, и женщине любого возраста, да и мужчину такой подарок приятно позабавит.
Гипотеза проекта: Изготовление мягкой игрушки - подушки своими руками доступное и интересное занятие.
Схема обдумывания
История появления первой игрушки
Искусство изготовления игрушек – это один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забавная игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2-му тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.
Различные игрушки, найденные в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.
Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно Х-ХV веками. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X-XIII веках. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV-XVII веках свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудошников.
В 1901 году в Германии Маргарет Штайфф сшила медвежонка, на которого был впервые выдан документ, дающий ей право на это изделие. Известно только то, что медвежонок стоял на четырех лапах. Наиболее популярной мягкой игрушкой стал медвежонок Тедди, который был изготовлен в 1902 году почти одновременно в Германии и в США он был сделан из натурального меха и стоял на задних лапах. Я решила именно этой игрушке уделить особое внимание, так как с неё началось изготовление мягких игрушек в очень больших количествах. Об этом медвежонке на разных сайтах и в разных книгах есть много информации, и я не могу четко себе представить, как он мог выглядеть более ста лет тому назад. Имя «Тедди» - это сокращение от имени американского президента Теодора Рузвельта
Традиции настоящего искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.
Разработка и анализ идей, выбор оптимального варианта
Прежде, чем шить свою игрушку я просмотрела множество книг и журналов по изготовлению мягких игрушек. Мне понравились многие модели игрушек - подушек.
Модель | Эскиз | Описание |
Вариант № 1 | | Интересная идея: для девушки - милая игрушка-подушка и при этом аксессуар для дизайна в квартиру. для маленького ребенка - мягкая игрушка и, возможно, верный друг на все детство! Малыш с удовольствием будет засыпать с ней в обнимку! |
Вариант № 2 | | Подушка-зайка, выполненная в технике лоскутного шитья. Очень идея интересная, но я бы хотела отдать предпочтение подушке мишутке |
Вариант № 3 | | Необычный и красивый вид, но хочется что-то более оригинальное |
Вывод: Я выбираю вариант №1, так как данный дизайн подушки подходит под интерьер моей спальни, игрушка-подушка трансформер – это необычно.
1.4. Критерии выбора изделия, требования к изделию
Моя игрушка – подушка должна быть:
1. Красива и качественно изготовлена;
2. Из мягкой приятной ткани;
3. Привлекательного цвета;
4. Безопасной в использовании;
5. Из экологически чистых материалов;
6. С низкой себестоимостью.
Выбор инструментов и материалов для работы
Карандаш
Бумага для построения выкроек
Ножницы
Линейка
Мел портновский, швейная машина
Английские булавки, сантиметровая лента, материалы для набивки
Обоснование выбора ткани и наполнителя для игрушки - подушки
В изготовлении игрушки-подушки можно использовать все ткани, которые сегодня выпускает промышленность, в том числе ткани уже бывшие в употреблении. Исследуя различные материалы, применяемые при изготовлении подушек, я нашла оптимальное решение между стоимостью материала и доступностью его обработки.
Флис – это искусственный аналог овчины. Плотный, легкий, мягкий на ощупь материал получают из полиэфирного трикотажного полотна, вытягивая из него ворс на специальном оборудовании. Разновидности основной технологии позволяют делать несколько модификаций полотен.
Основные достоинства флисов: эластичность (легко тянется); упругость (изделия долго держат форму); легкость; теплозащита; воздухопроницаемость; прочность; устойчивость к истиранию; простота ухода; пониженная способность вызывать аллергические реакции. Выбор цвета ткани
Коричневый цвет, распространённый цвет коры деревьев, почвы и опавших листьев, символизирует приземлённость и плодородие. По ассоциации он часто обозначает приземлённость или основательность, устойчивость и стабильность. Для изготовления игрушки-подушки «Мишка» выбираю корчневую флисовую и мебельную ткань коричневых оттенов.
Выбор наполнителя: Так как моя игрушка-подушка не будет иметь плоскую форму, наилучшим наполнителем будет являться синтепон. Он не мнется и хорошо сохраняет форму.
Технологический этап
2.1. Правила безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Правила работы на швейной машине
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
Правила работы с утюгом
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.
2.2. Технологическая карта изготовления изделия
Этапы работы | Инструменты, материалы и принадлежности | Эскиз |
Подготовить расходные материалы для изготовления игрушки-подушки | Флисовая ткань, мебельная ткань, синтепон, нитки, ткань для подклада | |
Подготовить лекала для выкройки головы | Карандаш, линейка, ножницы | |
Подготовить лекала для выкройки уха | Карандаш, линейка, ножницы | |
Обвести по шаблону контур головы, вставку для головы, уха и вырезать | Карандаш, шаблоны, мел портновский, английские булавки | |
Вырезать детали кроя | Ножницы | |
По форме деталей кроя вырезать синтепон и стачать поочередно | Английские булавки, ножницы, синтепон, машина швейная | |
Стачать детали кроя уха | Машина швейная | |
Сметать и стачать поочерёдно все детали кроя, оставив отверстие для выворачивания | Английские булавки, нитки в цвет ткани, швейная машина, синтепон | |
Набить синтепоном голову, придав нужный объем, приклеить глазки и носик | Синтепон | |
Раскроить ткань и синтепон размером 50*70 см для пошива подушки, а также подкладочную ткань | Ножницы, портновский мел | |
Сметать детали кроя, оставив место для втачивания молнии | Игла, нитки | |
Втачать молнию | Швейная машина, нитки в цвет ткани | |
На карманы настрочить резинку | Машина швейная, нитки в цвет ткани | |
Настрочить два кармашка в уголках подушки | Машина швейная, нитки в цвет ткани | |
Притачать подклад размером 49*69 см с изнаночной стороны подушки | Швейная машина, нитки в цвет ткани | |
Вывернуть подушку | Швейная машина, нитки в цвет ткани | |
Подушку набить синтепоном | Синтепон | |
Пришить голову мишутки к подушке | Нитки в цвет ткани | |
Игрушка-подушка «Мишка» готова | | |
Заключительный этап
3.1. Экологическое обоснование
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергетических затрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась только ножницами, швейной машиной и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено. Так как в своей работе я применяла натуральные ткани, нити хлопчатобумажные, изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой изменения в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
3.2. Расчёт себестоимости изделия
№ п/п | Наименование материалов | Цена (в руб.) | Расход | Затраты (в руб.) |
1. | Ткань флис коричневого цвета | 440-00 | 0,5 м | 220-00 |
2. | Наполнитель синтепон | 100-00 | 3 м | 300-00 |
3. | Нитки коричневые | 25-00 | 1 шт. | 25-00 |
4. | Глазки, носик | 10-00 | 2 шт. | 20-00 |
Итого: | 565 |
Работа выполнялась в школьной мастерской, поэтому за расход электрической энергии и на заработную плату учителю я не платила.
ИТОГО: Общие затраты составили 565 рублей 00 коп.
3.3. Эстетическая оценка
Моя работа производит положительный эмоциональный эффект. Игрушка-подушка «Мишка» станет в интерьере спальни хранителем тепла и домашнего уюта, а также любимым другом для меня.
Моя работа изготовлена качественно.
3.4. Самооценка готового изделия
Изготовленная мною игрушка-подушка «Мишка» получилась такой домашней, уютной и теплой. Конечно, в процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но, как мне кажется, я справилась с ними. Оригинальная игрушка-подушка «Мишка» для спальни также является хранителем пультов для включения освещения комнаты.
Игрушку-подушку «Мишку» можно смело брать с собой в путешествия на машине, в поезде и в самолете.
3.5. Реклама изделия
Декоративная интерьерная игрушка-подушка «Мишка» для детской комнаты, гостиной, спальни отличный подарок для новорожденного, в качестве украшения интерьера детской спальни.
Также в автомобиль для ценителей комфорта, декоративная подушка для автомобиля, подушка под шею, удобная и красивая игрушка-подушка для ребенка в автомобиль.
Замечательный подарок для любителей тискать приятные вещи!
Ткань у «Мишки» - мебельная, плотная, с небольшим ворсом, мягкая на ощупь. Наполнитель – синтепон.
Заказывайте и наслаждайтесь общением!
3.6. Заключение
Вот и закончилась работа над моим творческим проектом на тему «Игрушка-подушка «Мишка». Моя игрушка-подушка получилась очень красивой и оригинальной, такой теплой и домашней.
Я очень довольна своей работой.
Положительные стороны:
цель достигнута;
материалы общедоступны;
изделие красивое;
технология изготовления посильна любому ученику;
стоимость изделия оказалась более дешевле, чем на рынке;
производство практически безотходное.
Теперь я могу порадоваться своему труду, я очень довольна полученным результатом. Надеюсь, что он будет оценен по заслугам.
В дальнейшем я собираюсь продолжать творить и радовать своих родных подарками, так как аксессуары, сделанные своими руками оригинальнее, необычнее и теплее.
3.7. Источники информации
1. © https://www.livemaster.ru/item/43131596-dlya-doma-i-interera-mishki-podushki-dlya-dekora-detskoj-dlya
2. Н. В. Виноградова. Мягкая игрушка своими руками. С-П. “Недра” 2012.
3. М.В. Максимова, М.А.Кузьмина/Школа домоводства. – Эксмо-Пресс, 2011.
4. Х.И. Махмутова. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. – М.: Школьная пресса, 2014.- 64 с. (Школа и производство. Библиотека журнала». Вып.16)
5. http://www.remeslo.okis.ru/12-podushki.html - подушки-игрушки шьем с детьми.
6. Т. Деревенко. Лоскутное шитьё.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 80 с.: ил. – («Мастер – класс на дому»)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Моя работа игрушка – подушка «Мишка» в интерьере спальни