СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка. Литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

92 часа - обучение грамоте.40 часов - литературное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка. Литературное чтение.»


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для первого класс составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Закон Республики Бурятия № 240-v от 13.12.2013 г. «Об образовании Республики Бурятия»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями на 29 декабря 2016 года»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

Программа по предмету «Литературное чтение» авторских программ В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирова­ние навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенст­вование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики

При этом решаются следующие цели:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового

и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.


Задачи обучения.

- овладеть навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развить художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

-воспитывать интерес к чтению и к книге, потребность в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;


Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирова­ние навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенст­вование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики

При этом решаются следующие цели:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового

и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Задачи обучения.

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

-воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Общая характеристика курса

Изучение литературного чтения в первом классе начинается с дифференцированного курса «Обучение грамоте». В рабочей программе содержание обучение грамоте представлено в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

После курса «Обучение грамоте» продолжается дифференцированное изучение литературного чтения.

Во время обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи. В процессе проведения уроков обучения грамоте у школьников формируется первоначальный навык чтения, как один из важнейших видов речевой деятельности. В первом классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работой с текстом и книгой. В период обучения грамоте получает своё дальнейшее развитие связная речь обучающихся, повышается культура их речевого общения. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте совершенствуются на уроках литературного чтения.

В рабочей программе по литературному чтению 1 класс представлено 5 основных содержательных линий.

Первая содержательная линия - круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: А. С. Пушкин, Б.Житков, К.Чуковский, С.Маршак, В.Осеева, С.Михалков, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т.д.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Третья содержательная линия - первоначальное литературное образование. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры, типы текстов (литературно-художественные, научно-познавательные), функции общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стили) и воздействия (литературно-художественный стиль).

Четвёртая содержательная линия - характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Пятая важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Изучение Букв», «Произведения русских писателей», «Жили-были буквы», «Загадки, сказки, небылицы», «Апрель, апрель! Звенит капель», «И в школу и всерьёз», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших».

Основные формы и методы работы

фронтальная работа

работа в малых группах;

индивидуальная работа

урок-игра

Используемые методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

метод самостоятельной деятельности учащихся:

чтения-рассматривания;

Используемые технологии:

игровые технологии

личностно-ориентированные (разноуровневые задания)

Здоровьесберегающие

Место учебного предмета в учебном плане

В 1 классе учебный предмет рассчитан на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них - 92 часа отводится урокам обучения грамоте (чтение) и 40 часов - урокам литературного чтения.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств,  соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

 Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных

нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом клас­се является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;

-сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 ша­га) в соответствии с поставленной задачей;

-начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии : задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;-

- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими суще­ственные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение определять общую цель и пути её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при cocтавлении несложных монологических высказываний;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач,

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использо­ванием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочны­ми источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать при­чинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Содержание тем учебного курса

(Обучение грамоте)

Подготовительный период(14ч)

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период 62ч

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи.

Звуковая культура.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный период 16ч

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

Литературное чтение

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.

Жили-были буквы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Мар­шака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: вол­шебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Риф­ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий­ские народные песенки. Герои песенок. Сравне­ние песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле­щеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихо­творного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

И в шутку и всерьёз (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изобража­емому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов­ка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений.

Я и мои друзья (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведе­ний. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произ­ведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучива­ние наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Со­здание летописи класса. Оценка достижений.

О братьях наших меньших (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие расска­за. Поступок героя. Пересказ на основе иллю­страции. Оценка достижений.

Контроль уровня обученности

Контроль уровня обученности осуществляется путём проверки техники чтения и выполнением комплексной контрольной работы в конце учебного года. Проверок техники чтения – 3.


Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение»:

-Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения – 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)

-Понимать содержание прочитанного

-Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку

-Находить заглавие текста, называть автора произведения

-Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение

-Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений

-Знать наизусть не менее 5 стихотворений


Навыки чтения.

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 30-40 слов в минуту. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Учебно - тематическое планирование по обучению грамоте (чтение) в 1 классе


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:




Уроки

Комплексные, проверочные работы

Проекты

1

Подготовительный (добукварный) период

14

14



2

Основной (букварный ) период

62

61

1


3

Послебукварный период

16

14

2


1


Итого

92

88

3


1


Учебно - тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:




Уроки

Творческие, проверочные,комплексные работы

Проекты

1

Вводный урок

1

1




2

Жили-были буквы

7

5

1


1

3

Сказки, загадки, небылицы

7

6

1


4

Апрель, апрель. 3венит капель!

5

4


1

5

И в шутку и всерьёз

7

7





Я и мои друзья

7

5

1


1

6

О братьях наших меньших

6

5

1



Итого

40

33

4


3








Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение) в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

Подготовительный период- 14 часов

1

1

«Азбука» — первая учебная книга.

1




2

2

Речь устная и письменная. Предложение.

1




3

3

Слово и предложение.

1




4

4

Слог.

1




5

5

Ударение.

1




6

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

1




7

7

Звуки в словах.

1




8

8

Слог-слияние.

1




9

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

1




10

10

Гласный звук [а], буквы А, а.

1




11

11

Гласный звук [о], буквы О, о.

1




12

12

Гласный звук [и], буквы И, и.

1




13

13

Гласный звук [ы], буква ы.

1




14

14

Гласный звук [у], буквы У, у.

1






Букварный период- 62 часа





15

1

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

1




16

2

Чтение слогов и слов с буквами Н, н.

1




17

3

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

1




18

4

Чтение слогов и слов с буквами С,с

1




19

5

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

1




20

6

Чтение слогов и слов с буквами К,к.

1




21

7

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

1




22

8

Чтение слогов и слов с буквами Т,т.

1




23

9

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

1




24

10

Чтение слов с изученными буквами.

1




25

11

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1




26

12

Чтение слогов и слов с буквами Р,р.

1




27

13

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

1




28

14

Чтение слогов и слов с буквами В,в.

1




29

15

Гласные буквы Е, е.

1




30

16

Буква е - показатель мягкости согласного звука.

1




31

17

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1




32

18

Чтение слов с изученными буквами.

1




33

19

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1




34

20

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1




35

21

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1




36

22

Сопоставление слогов и слов

с буквами з и с.

1




37

23

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

1




38

24

Сопоставление слогов и слов

с буквами б и п.

1




39

25

Чтение слов с изученными буквами.

1




40

26

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

1




41

27

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1




42

28

Гласные буквы Я, я.

1




43

29

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1




44

30

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов с буквами Я,я.

1




45

31

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.





46

32

Чтение слов с буквами Г,г. Чтение предложений и коротких текстов.

1




47

33

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1




48

34

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

1




49

35

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1




50

36

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова.

1




51

37

Чтение слов с мягким знаком на конце и в середине слова

1




52

38

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1




53

39

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1




54

40

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1




55

41

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

1




56

42

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1




57

43

Гласные буквы Ё, ё.

1




58

44

Чтение слов и предложений с буквами Ё,ё.

1




59

45

Упражнение в чтении слов с буквами Ё,ё.

1




60

46

Звук [j’], буквы Й, й.

1




61

47

Чтение слов и предложений с буквой й.

1




62

48

Согласные звуки[х], [х’], буквы Х, х.

1




63

49

Чтение слов и предложений с буквами Х,х.

1




64

50

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1




65

51

Гласные буквы Ю, ю

1




66

52

Буква ю – показатель мягкости согласного звука.

1




67

53

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1




68

54

Чтение предложений и коротких текстов с изученными буквами.

1




69

55

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1




70

56

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

1




71

57

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.


1




72

58

Чтение слов с буквами Щ,щ.

1




73

59

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

1




74

60

Чтение слов и предложений с буквами Ф,ф.

1




75

61

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1




76

62

Алфавит.

1






Послебукварный период – 16 часов





77

1

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1




78

2

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество.

1




79

3

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские.

1




80

4

В. Крупин. Первый букварь.

1




81

5

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1




82

6

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

1




83

7

К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

1




84

8

К.И. Чуковский. Телефон.

1




85

9

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы

1




86

10

В.В. Бианки. Первая охота.

1




87

11

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

1




88

12

М.М. Пришвин. Предмайское утро.

1




89

13

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов.

1




90

14

Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

Песенка — азбука.

1




91

15

Проект: «Живая Азбука»

1




92

16

Наши достижения. Планируемые результаты изучения

1






Итого

92






Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе

урока

№ урокаиз раздела

Тема

Количество уроков

Дата

По плану

проведено

По плану

проведено

Вводный урок (1 ч)

1

1

Знакомство с учебником по литер. чтению.

1






Жили-были буквы (7 ч)





2

1

Знакомство с названием раздела. Стихотворения В. Данько.

1




3

2

И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква «А». Творческий пересказ.





4

3

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин

« Почему» и « А» поется, а « Б» нет». Тема стихотворения. Заголовок.

1




5

4

Г. Сапгир « Про медведя», М. Бородицкая « Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1




6

5

С. Маршак « Автобус номер двадцать шесть» .Главная мысль произведения.

1




7

6

Из старинных книг. Проект "Город букв"

1




8

7

Проверим себя. Повторение и обобщение по теме « Жили- были буквы».

1






Сказки, загадки, небылицы (7 ч)





9

1

Знакомство с названием раздела

Е Чарушин « Теремок»

1




10

2

Русская народная сказка

« Рукавичка»

1




11

3

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

1




12

4

Песенки. Русские народные потешки. Англий­ские народные песенки. Герои песенок.

1




13

5

Александр Сергеевич Пушкин





14

6

Русская народная сказка « Петух и собака»

1




15

7

Из старинных книг. Оценка планируемых достижений. Обобщение по теме.

1






Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)





16

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Лирические стихотворения А. Майкова, « Ласточки примчались» А. Пле­щеева, « Сельская песенка»

1




17

2

Т. Белозеров « Подснежники», С. Маршак « Апрель».

1




18

3

Стихи – загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой.

1




19

4

Стихотворения В. Берестова, Р, Сефа. Произведения из старинных книг.

1




20

5

Повторение и обобщение по теме

« Апрель, апрель. Звенит капель» Проект "Составляем азбуку загадок"

1






И в шутку и всерьёз (7 ч)





21

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания произведений раздела. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Я. Тайц, Г. Кружкова.

1




22

2

Н. Артюхова «Саша – дразнилка»

1




23

3

Веселые стихи для детей К.Чуковский «Федотка», О. Дриз « Привет», О. Григорьев « Стук».

1




24

4

И. Токмакова « Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова « Кулинаки-Пулинаки» , К. Чуковский « Телефон». Чтение по ролям.

1




25

5

М. Пляцковский« Помощник».

1




26

6

Из старинных книг.

1




27

7

Повторение и обобщение по теме « И в шутку и серьёз».







Я и мои друзья (7 ч)





28

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева « Лучший друг», Е. Благинина

« Подарок».

1




29

2

В. Орлов « Кто первый?», С, Михалков « Бараны».

1




30

3

Р. Сеф « Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов « Если дружбой дорожить», И. Пивоварова « Вежливый ослик»

1




31

4

С,Маршак « Хороший день».

1




32

5

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энттин « Про дружбу»

1




33

6

Из старинных книг. Д. Тихомиров « Мальчики и лягушки», « Находка».





34

7

Проверим и оценим свои достижения по теме « Я и мои друзья»

Проект "Наш класс- дружная семья"







О братьях наших меньших (6 ч)





35

1

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак».

1




36

2

В.Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

1




37

3

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка». (65-67)

1




38

4

В.Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый еж».


1




39

5

Н.Сладков «Лисица и Еж», С.Аксаков «Гнездо».

1




40

6

Проверим и оценим свои достижения по теме.







Итого

40





Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- осознанно читать произведения доступного объема, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (темп чтения до 40 слов в минуту к концу учебного года);

- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;

-понимать вопросы к тексту и правильно отвечать на них;

- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;

-заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);

- отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещенные в учебнике;

- отвечать на вопросы : " Почему автор дал своему произведению такое нгазвание?", "Чем запомнился тот или иной герой произведения?"

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,  иллюстрация, аннотация);

- кратко характеризовать героев произведений,

- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

1Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6.Адекватно воспринимать оценку учителя.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Для учащихся:

1. В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011

2. Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2013

3.Литературное чтение. Учебник.1 класс.В2ч. Ч.1/(сост. Виноградская Л.А.,Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.)/Москва.-«Просвещение».-2011

4. Литературное чтение. Учебник.1 класс.В2ч. Ч.2/(сост. Виноградская Л.А.,Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.)/Москва.-«Просвещение».-2011

5.Тесты по обучению грамоте. К учебнику Горецкого В.Г. и др. "Русская азбука".
Автор: Крылова О.Н.

Москва, «Просвещение»,2011

6. Карточки по обучению грамоте. К учебнику В.Г. Горецкого и др. "Русская Азбука"
Автор: Крылова О.Н.

Москва, «Просвещение»,2011г




Для учителя:

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011

2. В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011

3. Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2013

4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

5. Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: Экзамен. 2012.

6. Крылова О.Н. карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». – М.: Экзамен, 2012.

7. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс : к учебнику JI. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» Москва «ВАКО» 2011 гдд...

8.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению, в том числе и в цифровой форме.

9.Словари по русскому языку: словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

10.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Наглядные пособия:

1.Портреты писателей и поэтов.

2.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

3.Касса букв и сочетаний.

4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку

ЦОР:  

Обучение грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва «Просвещение»


Приложение №1




Темы проектов


1. Проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках».

2. Проект: «Мир вокруг нас, Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»

Контрольные работы

1.Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс. – М.: Просвещение,2013.    

2. Е.А.Болотова. Комплексные итоговые работы                                      














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!