Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена для 5 А Б В Г классов 2020-2021 учебного года на основании:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного 2010 общего образования.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».
4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020 - 2021 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник Н. А. Горяева О. В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека 5 класс.» Москва «Просвещение» 2012
На изучение данного предмета отводится 35 часов- 1 час в неделю.
Форма промежуточной аттестации – творческая работа.
Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
на 2020-2021 уч.год
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:
• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);
• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение
Предметные результаты:
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства
Выпускник научится: 5 класс
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
понимать основы краткой истории костюма;
Выпускник получит возможность научиться: 5 класс
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
Содержание программы
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства (8ч)
Вводная беседа. Знакомство с планом на предстоящий учебный год. ТБ и правила поведения на уроках.
Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного прикладного искусства. Декоративные изображения как обозначения жизненно важных для человека смыслов.
Декор русской избы. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Орнамент в вышивке.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений.
Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Организация праздника.
Задания:
работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.
работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
индивидуальная и коллективная работа на тему «В русской избе» Выявление в работе символов значения элементов народного орнамента.
вырезание из картона или плотной бумаги предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов народных мастеров.
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции
выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.
Связь времен в народном искусстве (8ч)
Древние образы в современных народных игрушках. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Единство формы предмета и его декора.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Викторина.
Организация выставки работ.
Задания:
создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
вырезание из бумаги форм посуды и украшений росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма (Гжель).
выполнение фрагмента росписи по мотивам росписи с использованием образа птицы, коня, элементов (Городец).
выполнение фрагмента Жостовской росписи с включением в нее крупных и
мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.
III четверть. Декор — человек, общество, время (10 ч)
Зачем людям украшения. Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать| определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Декоративное искусство Древнего Китая и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). I
Герб – символ чести рода. Отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Цвет в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.
Задания:
выполнение эскизов браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.
Декоративное искусство в современном мире (9ч)
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.).
Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-
прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль
в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози
ции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. I
Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж,
керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».
Тематическое планирование
«Древние корни народного искусства»-6ч.
«Связь времен в народном искусстве»-8ч.
«Декор-человек, общество, время»- 12ч.
«Декоративное искусство в современном мире»-9ч
7