СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по изобразительному искусству 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по изобразительному искусству 5 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена для 5 А Б В Г классов 2020-2021 учебного года на основании:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного 2010 общего образования.

3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».

4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020 - 2021 учебный год.

Для реализации рабочей программы используется учебник Н. А. Горяева О. В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека 5 класс.» Москва «Просвещение» 2012

На изучение данного предмета отводится 35 часов- 1 час в неделю.



Форма промежуточной аттестации – творческая работа.


Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

на 2020-2021 уч.год

Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-цен­ностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:

• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликуль­турному художественному наследию России, к художественным традициям;

• формирование ответственного отношения к учению, го­товности к самообразованию и саморазвитию на основе мо­тивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённо­сти в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникаль­ного народного прикладного искусства, современных ху­дожественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотвор­ных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);

• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его культуре; воспитание спо­собности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;

• формирование коммуникативной компетентности в про­цессе художественно-познавательной и художественно-практи­ческой деятельности, умения применять в общении со сверст­никами и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать ат­мосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодей­ствия, преодолевая ситуации возможных напряжений и кон­фликтов;

• формирование эстетического сознания (эстетические по­требности, художественный вкус, эстетические чувства, эсте­тический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и художественно-твор­ческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи обуче­ния, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-приклад­ного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязан­ных последовательных действий: замысел — вариативный по­иск образа в эскизах — выбор материала, техники исполне­ния — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выра­зительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, ис­пользуя для этого книги, журналы, а также электронные ре­сурсы, учится самостоятельно работать с познавательной ин­формацией);

• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрос­лыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы по­ликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта на­родов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллек­тивных художественно-творческих работ);

• умение оценивать результат — вариативное художествен­ное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-прак­тической деятельности, выбор наиболее эффективных спосо­бов осуществления декоративной работы в материале);

• умение на основе сравнительного анализа делать итого­вые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женско­го праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художе­ственно-стилистическим признакам;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение

Предметные результаты:

• осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства

Выпускник научится: 5 класс

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • понимать основы краткой истории костюма;

Выпускник получит возможность научиться: 5 класс

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);






Содержание программы

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Древние корни народного искусства (8ч)

Вводная беседа. Знакомство с планом на предстоящий учебный год. ТБ и правила поведения на уроках.

Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного прикладного искусства. Декоративные изображения как обозначения жизненно важных для человека смыслов.

Декор русской избы. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Орнамент в вышивке.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений.

Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Организация праздника.

Задания:

  • работа над декоративной композицией на тему древ­них образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народ­ной вышивки.

  • работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

  • индивидуальная и коллективная работа на тему «В русской избе» Выявление в работе символов значения элементов народного орнамента.

  • вырезание из картона или плотной бумаги предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов народных мастеров.

  • Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции

  • выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Связь времен в народном искусстве (8ч)

Древние образы в современных народных игрушках. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Единство формы предмета и его декора.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Викторина.

Организация выставки работ.

Задания:

  • создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

  • вырезание из бумаги форм посуды и украшений росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма (Гжель).

  • выполнение фрагмента росписи по мотивам росписи с использованием образа птицы, коня, элементов (Городец).

  • выполнение фрагмента Жостовской росписи с вклю­чением в нее крупных и

мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

III четверть. Декор — человек, общество, время (10 ч)

Зачем людям украшения. Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать| определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Декоративное искусство Древнего Китая и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). I

Герб – символ чести рода. Отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Цвет в классической геральдике. Символы и эмблемы в совре­менном обществе, значение их элементов.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привле­чением учебных работ, показом слайдов произведений декоратив­но-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.

Задания:

  • выполнение эскизов браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

  • индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).

  • создание проекта собственного герба или герба сво­ей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.



Декоративное искусство в современном мире (9ч)

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.).
Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-
прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль
в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози
ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. I

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж,
керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

Тематическое планирование


«Древние корни народного искусства»-6ч.

«Связь времен в народном искусстве»-8ч.

«Декор-человек, общество, время»- 12ч.

«Декоративное искусство в современном мире»-9ч







7