СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЗ по родному рус яз

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по родному русскому языку»

Пояснительная записка

по предмету «Родной язык (русский)» .

Нормативно-правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский )» составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  • Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

  • положения об оформлении Рабочей программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) 34 учебные недели в 3 классе.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В. УМК «Школа России» в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения и учебным планом МКОУ «Троицкая СОШ» на 2019-2021 учебный год.

Программа предусматривает работу с одарёнными детьми и детьми с ОВЗ.


На изучение курса «Родной язык (русский)» в 3-4 классе начальной школы выделяется 68 часов, из них в 3 классе 34 ч в неделю (1 ч. в неделю, 34учебные недели), в 4 классе по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели) .



I. Планируемые результаты (3 - 4 кл.)



Личностные результаты:

уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;

погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их употребление в речи;

понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);

соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка;

соблюдение основных лексических норм современного русского языка;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;

употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.


                      II.Содержание учебного предмета (3- 4 кл.)

                      3 класс

  1. Раздел 1. Секреты речи и текста (13 ч.)

  2. Речь – средство передачи мысли и чувств. Типы текста. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

  3. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

  4. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

  5. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.


    Раздел 2. Язык в действии (12 ч.).

    1. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

    2. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

    3. История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

    4. Обогащение речи наиболее употребительной эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Тон вежливой речи.

    5. Проектно-исследовательские задания: Как влияют социальные сети на язык?

    Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее. (9 ч.).

    1. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Причины заимствований. Специфика русской фразеологии. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

    2.Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»;

                      4 класс

  1. Раздел 1. Секреты речи и текста (13 ч.)

  2. Речь – средство передачи мысли и чувств. Типы текста. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

  3. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

  4. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

  5. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

  6. Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

  7. Раздел 2. Язык в действии (12 ч.).

  8. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

  9. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

  10. История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

  11. Обогащение речи наиболее употребительной эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Разговор по телефону. Особенности языка СМС сообщений. Тон вежливой речи.

  12. Проектно-исследовательские задания: Как влияют социальные сети на язык? «Нет слов? Одни эмоции?!».

  13. Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее. (9 ч.).

  14. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Причины заимствований. Специфика русской фразеологии. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

  15. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов.





III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


3 класс - 34 часа(34 н./1 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Проектная

деятельность

Проверочные

работы

Практические

работы

1

Секреты речи и текста

13

-

-

-

2

Язык в действии

12

-

1

-

3

Русский язык: прошлое и настоящее

9

1

1

-


Итого:

34

1

2

-





4 класс - 34 часа (34 н./1 ч)

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Проектная

деятельность *

Проверочные

работы

Практические

работы

1

Секреты речи и текста

13

-


-

2

Язык в действии

12

1


-

3

Русский язык: прошлое и настоящее

9

2

1

-


Итого

34

3

1

-























Календарно - тематическое планирование

по родному (русскому) языку

3 класс

0,5 часа в неделю



п/п



Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

проведения

Примечание

1 четверть – 4 часа

Мир общения. Повторяем – узнаем новое

1

Культура устной и письменной речи. Текст. Типы текстов.

1



Язык – главный помощник в общении

2

Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

1



3

Многозначные слова. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение.

1



4

Главные члены предложения. Предложения с однородными членами

1



2 четверть – 4 часа

Состав слова.

5

Корень. Корневые орфограммы.

1



6

Приставка. Суффикс. Окончание слова. Основа слова.

1



Части речи

7

Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные

1



8

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род и число имен существительных.

1



3 четверть – 5 часов

9

Склонение имен существительных.

1



10

Местоимение. Формы местоимений. Употребление местоимений в речи

1



11

Глагол. Изменение глаголов по временам.

1



12

Неопределенная форма глагола.

1



13

Изменение глаголов по числам. НЕ с глаголами.

1



4 четверть – 4 часа

14

Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам

1



15

Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам и падежам

1



16

Проверочная работа.

1



17

Игра «Язык родной, дружи со мной».

1




Календарно-тематическое планирование по родному языку 3 «А» класс на 2018 – 2019 учебный год

ФИО учителя:

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по

факту

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Примечание

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)

07.09

1

Для чего нужна речь.

Получат представление о том, что при помощи устной и письменной речи люди общаются, передают информацию.

Научатся соблюдать орфоэпические нормы речи; отвечать на вопросы; участвовать в диалоге.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Выполняют трудное задание. Высказывают свое мнение.

ЧАСТИ РЕЧИ (4 ч.)

14.09

2

Какие бывают предложения.

Научатся определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; тип текста; определять тему и основную мысль текста.

Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: владеть общими приёмами решения орфографических задач при письме под диктовку.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединиться к одной из низ или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Решают орфографические задачи. Пишут под диктовку текст с изученными орфограммами.

21.09

3

Какие бывают предложения.

Познакомятся с видами текстов (научный, художественный). 

Научатся определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; тип текста; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста.

Личностные: проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: свободно ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Работают по цепочке. Высказывают своё мнение. Работают с толковым словарём.

28.09

4

Текст, его тема и основная мысль.

Познакомятся с понятиями «текст», «тема текста», «основная мысль текста».

Научатся находить текст; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста.

Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной инициативой.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: составлять сложный план текста.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Работают по цепочке. Высказывают своё мнение. Работают с толковым словарём.

12.10

5

Последовательность предложений в тексте.

Познакомятся с тем, что все предложения в тексте подготавливают или развивают основную мысль.

Научатся работать с деформированным текстом, определять тему и основную мысль текста, составлять план текста.

Личностные: положительно относиться к учёбе, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению трудных заданий.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: составлять сложный план текста.

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Работают с деформированным текстом.

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (5 ч.)

19.10

6

Работа с картиной Клода Моне «Прогулка». Устное сочинение.

Познакомятся с понятием «тема картины».

Научатся анализировать тему картины; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста и использовать его при устной речи.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступках других людей.

Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение. Рассматривают репродукцию картины.

26.10

7

 Главное переживание автора, выраженное в тексте.

Научатся составлять устный рассказ; участвовать в диалоге; выделять главное переживание автора, выраженное в тексте; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном рассказе.

Личностные: выполнять правила безопасного поведения в школе, в общественных местах.

Регулятивные: осуществлять коррекцию – вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Работают по цепочке. Работают в парах. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение. Работают с толковым словарём.

02.11

8

Работа с картиной Аркадия Рылова «Зелёный шум». Сравнительный анализ двух картин.

Научатся отвечать на вопросы; анализировать название картины; сравнивать темы двух картин (Клода Моне «Прогулка», Аркадия Рылова «Зелёный шум»); определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при подготовке сочинения.

Личностные: понимать, в чём истинное богатство жизни: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, принимать решение и его реализовывать.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение. Рассматривают репродукцию картины. Слушают музыкальное произведение.

09.11

9

План текста.

Познакомятся с понятиями «абзац», «план текста»; с тем, что каждая часть текста пишется с красной строки.

Научатся делить текст на части по смыслу; называть каждую часть текста; придумывать название для текста, которое соответствует переживанию автора; работать с толковым словарём.

Личностные: осознанно готовиться к уроку русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём. Составляют план текста.

16.11

10

Порядок абзацев в тексте.

Научатся работать с деформированным планом текста; пересказывать текст по плану;  работать с толковым словарём; определять количество абзацев в тексте; читать текст по цепочке; коротко пересказывать текст; членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме.

Личностные: обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с одноклассниками.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 ч.)

30.11

11

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение.

Научатся отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; находить основную мысль текста; делить текст на смысловые части; давать название каждой части; пересказывать текст по плану; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении.

Личностные: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку в коллективе класса, школы, педагогов, родителей.

Регулятивные: осуществлять коррекцию – вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: осуществлять управление поведение партнёра, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.

07.12

12

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение.

Научатся отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; находить основную мысль текста; делить текст на смысловые части; давать название каждой части; письменно излагать текст по плану; находить в тексте обращения; находить строчки, в которых выражено главное переживание автора.

Личностные: понимать русский язык как явление культуры русского народа, как средство общения народов России.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  

14.12

13

Азбука вежливости. Как писать письмо.

Познакомятся с правилами оформления письма.

Научатся писать письмо, соблюдая правила вежливости; анализировать варианты писем; находить ошибки; писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Личностные: положительно относиться к учёбе, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению трудных заданий.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Выполняют трудное задание.  Высказывают своё мнение.   Работают с толковым словарём. Пишут письмо по законам вежливости.

21.12

14

Текст – описание и текст – повествование

Научатся правильно писать падежные окончания сущ-х; работать с обратным, толковым словарями и словарём устойчивых выражений; определять склонение имени сущ-го.

Личностные: выполнять правила безопасного поведения в школе, в общественных местах.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: свободно ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Решают морфологические и орфографические задачи.  Работают с толковым и обратным словарями.  Выполняют работу над ошибками.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3 ч.)

28.12

15

Работа  с картиной Валентина Серова «Портрет Мики Морозова». Устное сочинение.

Познакомятся с понятиями «портрет»; с тем, что портретное описание рассказывает о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.

Научатся анализировать тему картины; составлять и записывать план, использовать его при устном сочинении; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; работать с толковым словарём.

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: владеть общими приёмами решения орфографических задач при письме под диктовку.

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Решают орфографические задачи.  Пишут под диктовку текст с изученными орфограммами.

11.01

16

Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение.

Научатся анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; слушать и анализировать музыкальные произведения; работать с толковым словарём; устно описывать картину по плану; записывать описание картины по данному плану.

Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной инициативой; внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Выполняют трудное задание.  Высказывать своё мнение. Работают с лупой.  Рассматривают репродукцию картины. Работают с толковым словарём. Слушают музыкальное произведение.

12.01

17

Проектная деятельность по теме: «Текст – описание и текст – повествование».

Научатся отвечать на вопросы; определять вид текста; определять возраст рассказчика; находить сравнения в тексте - описания домашнего животного; писать текст - описание животного; подбирать название к тексту; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста.

Личностные: понимать, в чём истинное богатство жизни: быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (8 ч.)

18.01

18

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение.

Научатся работать с толковом словарём; объяснять название текста; пересказывать текст по плану; делить текст на смысловые части;  определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении.

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: владеть общими приёмами решения орфографических задач при письме под диктовку.

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Решают орфографические задачи.  Выполняют работу над ошибками.  Используют инструкцию.

25.01

19

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение.

Научатся читать текст по цепочке; отвечать на вопросы; составлять план текста; объяснять орфограммы; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при письменном изложении

Личностные: внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.  

01.02

20

Развитие речи с элементами культуры речи. Составляем рассказ по рисунку.

Научатся составлять план рассказа; составлять рассказ по рисунку; рассказывать историю по цепочке; определять  тему и основную мысль (основное переживание) текста.

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.  

08.02

21

Учимся писать сочинение.

Научатся письменно излагать шуточную историю;  определять  тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при письменном сочинении.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем.

Регулятивные: осуществлять коррекцию – вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.  

15.02

22

Азбука вежливости.

Познакомятся с правилами поведения в магазине.

Научатся соблюдать правила вежливости в общении; устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Личностные: осознанно готовиться к уроку русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, принимать решение и его реализовывать.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.  

22.02

23

Научный текст.

Познакомятся с понятиями «научный текст», «научно – популярный текст».

Научатся выписывать слова – названия признаков в начальной форме; находить в тексте сравнения; различать научный текст и текст художественный; составлять план для научного сообщения; пересказывать научные тексты.

Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.  

15.03

24

Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение.

Познакомятся с литературным приёмом «контраст».

Научатся анализировать тему картины; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; работать с толковым словарём; устно описывать картину по плану; записывать описание картины по данному плану.

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Регулятивные: осуществлять коррекцию – вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Выполняют трудное задание.   Высказывают своё мнение.  Работают с лупой, рассматривают репродукцию картины. Работают с толковым словарём. Слушают музыкальное произведение.

22.03

25

 Анализ работ. Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение.

Научатся составлять план текста, определять тему текста и основную мысль (основное переживание)текста; использовать план текста при устном изложении.

Личностные: активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материал.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Решают орфографические  задачи.   Работают с обратным словарём.  Выполняют поиск слова в словаре «Пиши правильно».  

Имя прилагательное (4 ч.)

29.03

26

Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение.

Научатся работать с толковым словарём; читать текст по цепочке; подбирать название к тексту, которое соответствует его теме; придумывать название, которое выражает его основную мысль; пересказывать текст, используя слова «у художника», «к нему» и так далее; письменно пересказывать текст.

Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Работают по цепочке.  Выполняют трудное задание. Высказывают своё мнение.  Работают с толковым словарём.  

05.04

27

Работа с картиной Константина Коровина «Портрет Татьяны Лю- батович».

Научатся анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; устно описывать картину по плану.

Личностные: проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства; внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Выполняют трудное задание. Высказывают свое мнение. Работают с лупой, рассматривают репродукцию картины. Работают с толковым словарем. Слушают музыкальное произведение.

12.04

28

Азбука вежливости.

Познакомятся с правилами общения по телефону. Научатся соблюдать правила вежливого общения по телефону; работать с толковым словарем; пересказывать текст, соблюдать орфоэпические нормы речи, нормы речевого этикета при устном повседневном общении со сверстниками и взрослыми.

Личностные: осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают свое мнение. Работают с толковым словарем.

19.04

29

Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Научатся анализировать тему картины, составлять и записывать план басни; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; объяснять смысл пословиц; определять мораль басни; письменно сочинять басню.

Личностные: положительно относиться к учебе, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению трудных заданий.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.  

Решают морфологические и орфографические задачи. Выполняют трудное задание. Выполняют работу над ошибками. Изучают правило.

ГЛАГОЛ (5 ч.)

26.04

30

Устное изложение. Устный рассказ по серии рисунков Херлуфа Бидструпа.

Научатся работать с толковым словарем; составлять план по серии рисунков; рассказывать текст по плану по цепочке.

Личностные: обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Высказывают свое мнение. Рассматривают рисунки. Работают с толковым словарем. Слушают музыкальное произведение.

10.05

31

Развитие речи с элементами культуры речи. Контрольное изложение.

Научатся определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, сопоставлять название с ними, составлять план текста и использовать его при письменном изложении.

Личностные: руководствоваться правилами здорового образа жизни человека.

Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Решают морфологические и орфографические задачи. Выполняют поиск слова в словаре «Пиши правильно». Выполняют работу над ошибками.

17.05

32

Работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение.

Научатся анализировать тему картины; составлять и записывать план своего сочинения; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану; письменно продолжать сочинение по картине.

Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.  

Высказывают свое мнение. Работают с лупой. Рассматривают репродукцию картины. Работают с толковым словарем. Слушают музыкальное произведение.

24.05

33

Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение.

Научатся анализировать тему картины; составлять и записывать план своего сочинения; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану; рассказывать о картине по плану, который задан порядком вопросов на цветном фоне.

Личностные: положительно относиться к учебе, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению трудных заданий; проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.

Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Выполняют трудное задание. Высказывают свое мнение. Работают с лупой. Рассматривают репродукцию картины. Работают с толковым словарем.

31.05

34

Учимся писать сочинение по наблюдениям.

Научатся пользоваться словарями русского языка; находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать сочинение по наблюдениям; определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем.

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные: составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Коммуникативные: разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать.

Работают по цепочке. Выполняют трудное задание. Высказывают свое мнение. Работают с толковым словарем.