ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Цели коррекционного курса:
Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельности.
Задачи:
Предметные
освоение простых действий с предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Личностные:
развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
формирование положительных качеств личности.
Коррекционные:
корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения обучающихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию Предметно-практических действий предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.
Уроки данного курса способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание предмета.
Программа состоит из следующих разделов:
Предметно-практические действия
Конструирование
Работа с мозаикой
Работа с пластическими материалами
Работа с бумагой и фольгой
Работа с нитками и тканью
Работа с природными материалами.
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
сообщения новых знаний;
закрепления полученных знаний и умений;
упражнение;
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
повторение полученных знаний;
комбинированный.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала учитываются познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Предметно-практические действия» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Коррекционно-развивающая область».
Сроки изучения учебного предмета -4 года .
Кол-во часов на изучение предмета в 1 классе -1 час в неделю.
Кол-во учебных недель -33.
Кол-во часов на изучение в 1 классе за учебный год-33 часа
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -135 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.
Содержание программы коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
I КЛАСС
- Предметно-практические действия.
- Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте.
- Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.
- Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. Запоминание предметов, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе.
- Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
- Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей.
- Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами:
катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости;
перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания;
складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;
нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень;
закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой, закручивание крышек; складывание двухместной матрешки.
- Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;
выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.
- Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
- Узнавание предметов и различение их:
по цвету (красный, синий, желтый);
по форме (шар, куб);
по размеру (большой, маленький).
- Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров).
- Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу.
- Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру). Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета. Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.
- Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни.
- Размещение в ряд различных по размеру предметов.
- Конструирование
- Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов:
башни из 2—3 кубов одинакового размера; дорожки из брусков одинакового размера; дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда.
- Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков; забор из кубиков и кирпичиков; рельсы для поезда; стол и стул.
- Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение.
Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота;
дорожки, тропинки; окно, домики; конура;
грибок, качели; стульчик.
- Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.
- Работа с мозаикой
Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней:
брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели.
- Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и различение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
- Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание узоров с соблюдением цвета:
домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики);
курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята).
- Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)
- Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия).
- Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
- Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:
отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста, пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями);
«шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину);
разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики);
соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения;
разрезание палочки стекой.
- Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца:
забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины;
лесенки;
больших и маленьких бубликов;
колец одинакового (разного) диаметра и цвета;
цепочки из колец;
пирамидки из колец;
геометрических фигур.
- Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты.
- Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Работа с бумагой и фольгой
- Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: сминание;
разглаживание ладонью; разрывание;
отрывание небольших кусочков;
сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении);
разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги.
Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий.
- Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой.
Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания:
расположение листа на столе;
сгибание части листа;
совмещение сторон и углов листа;
проглаживание линии сгиба.
Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.
Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).
Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью педагога «книжечек».
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью учителя.
Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом.
Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.
Разрывание тонких, непрочных ниток.
Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.
Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименования разделов, тем | Количество часов |
Всего | Теоретические | Практические |
1 | Действия с предметами | | 1 | 9 |
2 | Работа с мозаикой | | | 7 |
3 | Конструирование | | | 3 |
4 | Работа с нитками и тканью | | | 5 |
5 | Работа с фольгой | | | 2 |
6 | Работа с различными материалами | | | 6 |
| | 33 | | |
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература:
Б. С. Волков. Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте, Учебное пособие- М,1997г
И.Ю. Гайтукаева «Обучение первоклассников в период адаптации» Волгоград: Учитель 2009г
Материально-техническое обеспечение:
учебные столы;
доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
персональный компьютер;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы для встряхивания;
предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
предметы различной̆ формы, величины, цвета;
изображениия предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).