СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка.Предметно-практические действия.1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка.Предметно-практические действия.1 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Цели коррекционного курса:

  1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.

  2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой дея­тельности, формирование внутренний позиции школьника

  3. Коррекционные: используя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельности.

Задачи:

Предметные

    • освоение простых действий с предметами и материалами;

    • развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.

    • формирование элементарных общетру­довых умений и навыков.


Личностные:

  • формирование положительного отношения к обучению и труду;

  • развитие актив­ности и самостоятельности, навыков взаимоотно­шений и опыта совместной деятельности;

  • формирование положительных качеств личности.


Коррекционные:

  • корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.



Общая характеристика учебного предмета


Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения обучающихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию Предметно-практических действий предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля­циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На уроках дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.

Уроки данного курса способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жиз­ненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

В соответствии с указанными целями и задачами определя­ется содержание предмета.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Предметно­-практические действия

  • Конструирование

  • Работа с мозаи­кой

  • Работа с пластическими материалами

  • Работа с бумагой и фольгой

  • Работа с нитками и тканью

  • Работа с природ­ными материалами.

Основной формой обучения являются занятие.

Типы занятий:

  • сообщения новых знаний;

  • закрепления полученных знаний и умений;

  • упражнение;

  • обобщение полученных знаний, умений и навыков;

  • проверки и оценки знаний, умений и навыков;

  • повторение полученных знаний;

  • комбинированный.

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаи­кой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природ­ными материалами» отражает предметно-практическую направ­ленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточ­ностью.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала учитываются познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повсе­дневной жизни. Учителю дается право изменять последова­тельность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащих­ся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудня­ются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наи­более важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отра­жаются достижения всех учеников класса. Результаты запол­нения диагностических карт позволят выявить степень владе­ния технологическими операциями и конкретизировать содер­жание дальнейшего обучения каждого учащегося.

Эффективность педагогического процесса зависит от исполь­зуемых методов и приемов обучения.


Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:


Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Предметно-практические действия» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Коррекционно-развивающая область».

Сроки изучения учебного предмета -4 года .

Кол-во часов на изучение предмета в 1 классе -1 час в неделю.

Кол-во учебных недель -33.

Кол-во часов на изучение в 1 классе за учебный год-33 часа

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -135 часов.


Личностные и предметные результаты освоения учебного курса


В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.


Личностные результаты:

Минимальный уровень:

  • Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

  • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень:

  • Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками

  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.


Предметные результаты:


Минимальный уровень:

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь погружать руки в сухой бассейн;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);


Достаточный уровень:

- освоение простых действий с предметами и материалами.

-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- уметь погружать руки в сухой бассейн ;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- уметь сортировать крупы (3 вида);

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными материалами.

- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.


Содержание программы коррекционного курса

«Предметно-практические действия»

I КЛАСС


- Предметно-практические действия.

- Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте.

- Прослеживание движения показываемого учителем пред­мета за экраном. Ожидание появления предмета в двух опреде­ленных местах. Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

- Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, ко­торую назвал педагог, из 2—3 других. Запоминание предметов, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе.

- Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

- Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей.

- Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами:

катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости;

перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковремен­ного) звучания;

складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень;

закручивание руками крупных пластмассовых или деревян­ных гаек на толстом стержне с резьбой, закручивание крышек; складывание двухместной матрешки.

- Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;

выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

- Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

- Узнавание предметов и различение их:

по цвету (красный, синий, желтый);

по форме (шар, куб);

по размеру (большой, маленький).

- Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образ­цу предметов одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров).

- Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу.

- Группировка однородных предметов по цвету (форме, разме­ру). Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета. Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.

- Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни.

- Размещение в ряд различных по размеру предметов.

- Конструирование

- Знакомство со строительным материалом (объемными фи­гурами): куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов:

башни из 2—3 кубов одинакового размера; дорожки из брусков одинакового размера; дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда.

- Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков; забор из кубиков и кирпичиков; рельсы для поезда; стол и стул.

- Практическое знакомство со счетными палочками. Раскла­дывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение.

Складывание из счетных палочек простейших фигур (сов­местно, по подражанию и по образцу): ворота;

дорожки, тропинки; окно, домики; конура;

грибок, качели; стульчик.

- Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

Складывание разрезных картинок из двух частей, разре­занных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

- Работа с мозаикой

Практическое знакомство с мозаикой, правилами обраще­ния с ней:

брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели.

- Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и раз­личение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

- Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание узоров с соблюдением цвета:

домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики);

курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята).

- Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)

- Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. Лепка учителем предметов с ком­ментированием. Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия).

- Формование пластических материалов специальными фор­мами, крышечками от баночек, коробочками и т. д. Обыгры­вание выполняемых действий под руководством учителя.

- Обучение разнообразным приемам действий с пластичес­кими материалами:

отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста, пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, дву­мя ладонями);

«шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пласти­лину);

разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков теста и пластилина ла­донью на подкладной доске (палочки, столбики);

соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием мес­та соединения;

разрезание палочки стекой.

- Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца:

забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и тол­щины;

лесенки;

больших и маленьких бубликов;

колец одинакового (разного) диаметра и цвета;

цепочки из колец;

пирамидки из колец;

геометрических фигур.

- Скатывание шара из пластических материалов на подклад­ной доске и в ладонях. Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты.

- Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

Работа с бумагой и фольгой

- Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: сминание;

разглаживание ладонью; разрывание;

отрывание небольших кусочков;

сгибание по прямым линиям произвольно (в любом на­правлении);

разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблю­дение за использованием бумаги и фольги.

Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (га­зетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий.

- Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой.

Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания:

расположение листа на столе;

сгибание части листа;

совмещение сторон и углов листа;

проглаживание линии сгиба.

Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.

Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).

Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Со­ставление из них с помощью педагога «книжечек».

Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполня­емых действий с помощью учителя.

Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполня­емым педагогом.

Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, проч­ность.

Разрывание тонких, непрочных ниток.

Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.

Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.


Тематическое планирование


п\п

Наименования разделов, тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Действия с предметами


1

9

2

Работа с мозаикой



7

3

Конструирование



3

4

Работа с нитками и тканью



5

5

Работа с фольгой



2

6

Работа с различными материалами



6



33




Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Литература:

  1. Б. С. Волков. Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте, Учебное пособие- М,1997г

  2. И.Ю. Гайтукаева «Обучение первоклассников в период адаптации» Волгоград: Учитель 2009г

Материально-техническое обеспечение:

  • учебные столы;

  • доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

  • персональный компьютер;

  • предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

  • звучащие   предметы   для   встряхивания;

  • предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

  • вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

  • различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);

  • наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

  • пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

  • мозаики;

  • пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

  • предметы различной̆ формы, величины, цвета;

  • изображениия предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

  • оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).