СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка 5-7 классы.(по критской)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пояснительная записка 5-7 классы. включает:

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа 
  2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностейобщеобразовательного учреждения (организации), класса.
  3. Общую характеристику учебного предмета, курса.
  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации).
  5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование.
  6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры).
  7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др.
  8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
  9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)).
  10. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка 5-7 классы.(по критской)»

МУЗЫКА

V-VII классы

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» для V-VII-х классов разработана в соответствии с документами: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности граж­данина России, Фундоментальное ядро содержания общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Ми­нистерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджет­ного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа №55» имени А.И.Анощенкова, Примерная программа по музыке (Примерные программы по учебным предметам), авторская программа Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, (М., «Просвещение»,2011г.).

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • Музыка. 5 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебники для общеобразовательных учебных заведений. – М., Просвещение, 2010, 2011,2012г.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5кл.: 2009г.

  • Пособие для учителя. М., Просвещение, 2011г.

  • Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2010г.

  • Музыка. 6 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебники для общеобразовательных учебных заведений. – М., Просвещение, «2010, 2011г,

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 6 кл.: 2009г.

  • Уроки музыки. 5-6 кл.: Пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М., Просвещение, 2006г.

  • Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2010г.

  • Музыка. 7 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебники для общеобразовательных учебных заведений. – М., Просвещение, «2010, 2011г,

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 7 кл.: 2009г.

  • Музыка. Развернутое тематическое планирование по программе Г.П.Критской, Е.Д.Сергеевой- Волгоград:Учитель,2011г.

Учебники без логотипа ФГОС по содержанию и структуре соответствуют учебникам с ло­готипом ФГОС ООО НОО, так же осталась неизмененной и нумерация страниц.

Структура рабочей программы предмета «Музыка» V- VII-е классы.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке. С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариантного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и в соответствии с этим планировать содержание занятий. Каждая учебная тема программы раскрывается целым рядом художественно-педагогических идей. Соподчиненность содержательных линий программы V-VII-х классов условно выявляется на двух уровнях: «горизонтальном» - освоение закономерностей музыки, музыкально-практическая и творческая деятельность школьников и «вертикальном» - освоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства учащимися.

Тематическое распределение количества часов по разделам:

V класс

Тема раздела

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Музыка и литература

17

16

Музыка и изобразительное искусство

18

18

VI класс

Тема раздела


Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

16

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

18

VII класс

Тема раздела


Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

«Взаимодействие музыки с разными видами искусств»

17

16

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

18


Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

-Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки

-Метод интонационно-стилевого постижения музыки.

-Метод эмоциональной драматургии урока

-Метод концентричности организации музыкального матери­ала

-Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении

-Метод создания «композиций»

-Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки


Формы организации образовательного процесса


Основной формой организации образовательного процесса является урок: урок- беседа, урок исследование, урок с использованием ИКТ, комбинированный урок.

Технологии обучения:

  • беседа

  • рассказ

  • демонстрация

  • работа с книгой

  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, макетов.

  • использование технических средств

  • практические занятия.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • отбор информации

  • систематизация информации

  • использование компьютера

  • ресурсы сети Интернет

  • презентации

  • работа с текстом

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Виды контроля:

-вводный, текущий, итоговый;

-фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

-самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

-театрализация

-индивидуальное и коллективное музицирование

-творческий проект

-исследовательская работа



Общая характеристика учебного предмета Музыка

V-VII классы


Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются:

-принцип увлеченности;

-принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

-принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

-принцип интонационности;

-принцип диалога культур.

В целом, все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Место учебного предмета Музыка в учебном плане


На изучение учебного предмета «Музыка» в V-VII классах согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения отводится 102 часа (количество часов в неделю – 1):

V класс-34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели);

VI класс-34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели);

VII класс-34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Музыка V-VII классы


Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета Музыка V-VII классы


Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



Содержание предмета «Музыка»

5 класс (34ч.)


Основное содержание образования в примерной программе представлено следующей содержательной линией: «Музыка как вид искусства».

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради. Темы и разделы, предложенные данной рабочей программой,  соответствуют последовательности содержания учебного материала авторской программы. 


Раздел 1. «Музыка и литература» (16 ч)


Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия: песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч)


Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме искусств»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.


Содержание предмета «Музыка»

6 класс (34 ч)


В программе VI класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ-живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье муз.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (1-е полугодие) и «Мир образов камерной и симфонической музыки» (2-е полугодие), в обновленном музыкальном материале, а также в ведении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Темы и разделы, предложенные данной рабочей программой,  соответствуют последовательности содержания учебного материала авторской программы.


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)


Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк­лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.


Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)


Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


Содержание предмета «Музыка»

7 класс (34 ч)


Содержательный стержень программы - «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.


Учебно-тематический план VI класс 34 часа

(Планируемые результаты в соответствии с ФГОС и характеристика деятельности учащихся описаны в разделе Календарно-тематический план 6 класс)


урока

Тема урока, раздела

Кол-во

часов

Тема 1 полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16

1 четверть 9 часов

1.

1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2.

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1

3.

3.

Два музыкальных посвящения.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

2

4.

4.

5.

5.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

6.

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

7.

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1

8.

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

9.

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1



2 четверть 7 часов


10.

1.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

11.

2.

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

1

12.

3.

«Фрески Софии Киевской»

1

13.

4.

«Перезвоны». Молитва.

1

14.

5.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

15.

6.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

16.

7.

Джаз-искусство 20 века.

1

II полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

3 четверть 10 часов

18

17.

1.

Джаз – искусство 20 века. Симфоджаз.

1

18.

2.

Вечные темы искусства и жизни.

1

19.

3.

Образы камерной музыки.

1

20.

4.

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

21.

5.

Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».

1

22.

6.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

1

23.

7.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

2

24.

8.

25.

9.

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

2

26.

10.

4 четверть 8 часов

27.

1.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

2

28.

2.

29.

3.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2

30.

4.

31.

5.

Мир музыкального театра.

2

32.

6.

33.

7.

Образы киномузыки.

2

34.

8.

Обобщающий урок по темам четверти и года.

Итого:


34


Учебно-тематический план VII класс 34 часа

(Планируемые результаты в соответствии с ФГОС и характеристика деятельности учащихся описаны в разделе Календарно-тематический план 7 класс)


урока

Тема урока, раздела

Кол-во часов


Тема 1 полугодия 16 часов

«Особенности драматургии сценической музыки».

1 четверть 9 часов

16

1. 1.

Классика и современность

1

2. 2.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.


2


3. 3.

4. 4.

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев.

Плач Ярославны. Молитва.


2


5. 5.

6. 6.

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли.

Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.


2

7. 7.

8. 8.

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

9. 9.

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

2


2 четверть 7 часов


10. 1.

«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.


11. 2.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

Образы Хозе и Эскамильо.

2

12. 3.

13. 4.

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

1

14. 5.

Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».


2


15. 6.

16. 7.

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

1


Тема 2 полугодия.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». 3 четверть 10 часов


18

17. 1.

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2

18. 2.

19. 3.

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Транскрипция.


2

20. 4.

21. 5.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

2

22. 6.

23. 7.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен.

Соната. Принципы музыкального развития. Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

2

24. 8.

25. 9.

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й. Гайдна.

Симфония №40 В.Моцарта.

5





26. 10.

Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена.


4 четверть 8 часов

27. 1.

Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея.

28. 2.

Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

29. 3.

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси.

30. 4.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

31.5.

Инструментальный концерт. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

1

32. 6.

Музыка народов мира.

1

33. 7.

Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.

1

34. 8.

Исследовательский проект.



Итого:

34




Планируемые результаты освоения учебного предмета Музыка

V-VII классы

Выпускники научатся:

наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Получат возможность научиться:

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в

произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения

различных жанров и стилей;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения,

используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения,

аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

  • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на

основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и

коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе

взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической

деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.

  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной

деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

  • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия

музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.



Учебно-методическое и наглядно-техническое обеспечение

учебного предмета «Музыка»


Печатные пособия

1.Портреты композиторов

2.Таблицы признаков характера звучания

3.Таблица длительностей

4.Таблица средств музыкальной выразительности

5.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров

6.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

7.Транспорант: поэтический текст гимна, символы Архангельска

8.Транспорант «Симфонический оркестр»

9.Транспорант «Волшебный мир оперы»

10.Транспорант «Балет-мир выразительнейших танцевальных движений»

11.Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах

12.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

13.Нотный и поэтический текст песен


Звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

7.Нотный и поэтический текст песен



Технические средства обучения.

1.Фортепиано

2.Шумовые музыкальные инструменты

3.Персональный компьютер

4.Телевизор

5.Музыкальный центр

6.Микрофон



Список научно-методической литературы.



1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с

2. Антонов Е.Ю. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

3.Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

4.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

5.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

6.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка,

7.Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

8.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

9.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

10.Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г.

11.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

12.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

13.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

14.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

15.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

16.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

17.Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г

18.Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

19.«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

20.«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

21.Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

22.Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

23.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

24.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

25.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

26.Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

27.Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор,. 1991г.

28.Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

29.Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.













25