Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 7 – х классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с «Законом об образовании в РФ» № 273-ФЗ, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебным планом МБОУ БСОШ №2, положением о рабочей программе в МБОУ БСОШ №2, предметной линии учебников И.Л. Бим. 5-9 классы. – М.:Просвещение,2014, авторской программы Немецкий язык. Рабочие программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы И.Л. Бим. Издательство «Просвещение» 2014 г.
Обучение немецкому языку в 7 классе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в предыдущих классах. Данная ступень изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту обучения в 7 классе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже понимают роль и значение иностранного языка как средства обучения в условиях поликультурности и многоязычия современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают специальными общеучебными умениями, необходимыми для изучения иностранного языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и немецком языках.
В 7 классе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.
В рабочей программе определяются цели и задачи обучения немецкому языку в 7 классе, даётся общая характеристика предмета, прописаны требования к уровню подготовки учащихся, личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, описывается содержание учебного предмета, формы и средства контроля, а также приводится перечень учебно-методических средств обучения.
Цели курса
Изучение немецкого языка в основной школе, и в 7 классе в частности в соответствии со стандартом направлено на достижение следующих целей: развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка, в частности: понимание возможности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им, как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее сознание своей собственной культуры.
Общая характеристика курса
В основной школе можно условно выделить два этапа обучения: 5—7 классы и 8—9 классы. На первом этапе придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретённых ранее знаний, умений и навыков.
Курс для основной школы построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: первая из них — коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, вторая — языковые средства и навыки оперирования ими и третья — социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют проекты, которые должны создавать условия для их реального общения на немецком языке или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя, члена жюри, репортёра и др.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебников. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников. Однако в связи с увеличением объёма аутентичных текстов разных жанров на данном этапе они, как правило, включаются не только в текстовый блок, но и во все другие, так что деление на блоки условно. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный, который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков также в значительной мере условен. Он определяется содержанием материала, но может меняться в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса в конкретных условиях работы, от желания учителя и учащегося.
Впервые в основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной фиксацией значимой информации, которое является важным учебным и профильно-ориентированным умением.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов. В учебном плане на изучение иностранного языка отводится 3 часа в неделю. Из резервного времени предусмотрено 13 часов для более углубленного изучения тем курса и отведено 3 часа для резервных уроков.
Основное содержание курса.
Предметное содержание речи.
После летних каникул. Курс повторения.- 5 часов.
Что мы называем своей Родиной? – 16 часов.
Лицо города – визитная карточка страны – 15 часов.
Жизнь в современном большом городе. Какие имеются проблемы? – 14 часов
В деревне есть много интересного – 16 часов.
Защита окружающей среды – актуальная проблема сегодня – 17 часов.
В здоровом теле – здоровый дух – 22 часа.
Требования к результатам освоения содержания программы
I. Личностные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи;
- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания да основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- приобретение таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретённых иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;
- существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
- достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной форме;
- самосовершенствование в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
- более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
II. Метапредметные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
III. Предметные результаты: в коммуникативной сфере:
Коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
Говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении; рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксировать её; восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/ сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
Чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания; чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменной речи:
- заполнение анкет и формуляров;
- написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения;
- краткое изложение результатов проектной деятельности;
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка;
- соблюдение правильного ударения;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/ родного языков;
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
Знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка:
- распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран;
Компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
В ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах;
В трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд;
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Виды речевой деятельности.
Коммуникативные умения.
Аудирование.
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные.
Коммуникативные типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо, стихотворения, песни.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. На данной ступени при прослушивании текстов используется письменная речь для фиксации значимой информации.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных текстах, содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или нескольких коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минуты.
Говорение. Диалогическая речь.
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги. Осуществляется дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении. Объём диалога - 3 реплики со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь.
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуа- цию. Объём монологического высказывания от 8—10 фраз.
Чтение.
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различ- ной глубиной и точностью проникновения в их содержание : с пониманием основного содержания; с полным пониманием содержания; с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах и предполагает выделение предметного содержания. Объём текстов для чтения — 400—500 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения — до 350 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на изученном языковом материале. Объём текста для чтения — до 250 слов.
Письменная речь.
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания;
- заполнять формуляры, бланки
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец, рас- спрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём- либо. Объём личного письма — 100 слов;
- писать краткие сочинения, повествования с опорой на наглядность и без неё. Объём: 140—160 слов.
Компенсаторные умения.
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности.
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами на иностранном языке;
- самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в классе и дома и способствующая самостоятельному изучению иностранного языка и культуры стран изучаемого языка.
Специальные учебные умения.
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ слов;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычными словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Социокультурные знания и умения.
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять меж- личностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов.
Учащиеся овладевают знаниями:
- о значении немецкого языка в современном мире;
- о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем;
- о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом языке, и культурном наследии этих стран;
- о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями: адекватного речевого и неречевого поведения в распространённых ситуациях бытовой, учебно-трудовой, социокультурной сфер общения;
- представления родной страны и культуры на иностранном языке.
Краткая характеристика курса.
Представленный курс составлен на основе основополагающих документов современного российского образования: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нового федерального базисного учебного плана, примерной программе по немецкому языку для основного общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Главные цели курса соответствуют целям, зафиксированным в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Программа базируется на таких методологических принци- пах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.