Рабочая программа по физике 7 б класс
1.Пояснительная записка
Программа по физике для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089)
- Примерных программ по физике основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании
Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования»
(приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по физике 7–9 классы, к учебному
комплексу для 7-9 классов (авторы А.В.Перышкин, Е.М.Гутник – М: «Просвещение», 2008.);
- в соответствии с Уставом МАОУ СОШ №4 г. Черняховска Калининградской области;
- Положением о рабочей программе МАОУ СОШ №4 г. Черняховска Калининградской области;
- Образовательной программой МАОУ СОШ №4 г. Черняховска Калининградской области.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
УМК:
А.В.Перышкин. Физика 7. – М.: Дрофа, 2012.
В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике 7-9.- М.: Просвещение,2014.
В.А. Волкова Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс –М.: «Вако» 2011
Е.А. Марон, А.Е. Марон «Физика 7 класс» - Дидактический материал -М: «Дрофа» 2011
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
В цели и задачи обучения физике входит:
Целями и задачами обучения физике на данном этапе обучения являют
- формирование у обучающихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий, подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике: теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;
- формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения;: представлений о материи. Ее видах, о движении материи и его формах. О пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно- следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
- развитие у обучающихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления ( эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
- формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме устного индивидуального и фронтального опросов, тестирования, самостоятельных работ, контрольных работ
2. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
Знать
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.
Формулы силы тяжести и массы тела. Давление жидкости под действием силы тяжести.
Закон Паскаля.
Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Уметь:
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закон Паскаля.
Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением формул.
3. Содержание программы учебного предмета
1. Физика и физические методы изучения природы
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
2. Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
3. Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
5. Работа и мощность. Энергия
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Итоговое повторение
4. Тематическое планирование
№ пп | Тема | Объем | Контрольные работы | Лабораторные работы |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 3 | | л/р №1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | | л/р №2 |
3 | Взаимодействие тел | 22 | к\р №1 | л/р №3,4,5,6 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | к/р №2, №3, к/р №4 | л/р №7 |
5 | Административное тестирование за 1 полугодие | 1 | Контрольный тест | |
6 | Мощность и работа. Энергия | 14 | к/р №5 | Л/р №8,9 |
7 | Экзаменационное тестирование | 2 | к/р | |
8 | Итоговое повторение | 3 | | |
| Итого | 70 | | |
5.Учебное и учебно-методическое обеспечение.
1. Набор таблиц ко всем темам предмета.
2. Оборудование для демонстрационных опытов по всем темам курса.
3. Оборудование для лабораторных работ.
А.В.Перышкин. Сборник задач по физике.7-9. – М.: Экзамен, 2014.
Набор интерактивных комплектов серии «Современный урок». Физика.,2007.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Физика7 .- -М.: Кирилл и Мефодий, 2006.
Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9. – М.: Новый диск,2007.
Образовательная коллекция «Открытая физика» - М.: Физикон.,2000.
Виртуальное решение тестов. Тесты по физике 7-9. –М.: Диск ПРО Плюс, 2007
Интерактивные творческие задания. Физика 7-9. – М.: Новый диск,2010.
Физика- 7 класс под редакцией Н.К.Ханнанова
Интерактивная доска
Компьютер
7.Система оценивания знаний обучающихся.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
8. Список литературы
1.А.В.Перышкин. Физика 7. – М.: Дрофа, 2012.
2.В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике 7-9.- М.: Просвещение,2014.
3. В.А. Волкова Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс –М.: «Вако» 2011.
4. Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова Физика-7 класс, тесты -М: Дрофа 2008г
5. Зорин Н.И. Физика: 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам - М: Эксмо,2010
6. Е.А. Марон, А.Е. Марон «Физика 7 класс» - Дидактический материал -М: Издательство «Дрофа» 2011
7.А.И.Нурминский АВС физика тестовые задания 7 класс – М : ЭКСМО,2012
Интернет-ресурсы:
http:// September.ru \ urok\
http:// edu.ru