Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История», составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), с учётом примерной программы по учебному предмету «История» (Всеобщая история. 5-9 классы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – М.: Просвещение, 2014. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных заведений, авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М. –М.: Просвещение, 2014; История России: рабочая программа История России (ИКС). 6-10 классы И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Лященко и др. – М.: Дрофа, 2016. Учебник: Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времён до конца XVI века – М.: Дрофа, 2016.), на основе ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8».
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;
овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности;
продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
владение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
2.1. характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
2.2. группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
3.3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
4.1. последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
4.2. характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
4.3. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
5.1. различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
7.1.применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
7.2.использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
7.3.способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
А) способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
Б) способность выделять главное в тексте и второстепенное;
В) способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
Г) способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
Д) способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
Е) способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
Ж) способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
З) способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
И) способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
К) способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
Л) способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами.
Содержание учебного материала
История средних веков (28 ч.)
«Введение» (1 ч.) Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Хронологические рамки средних веков. Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV–VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад – крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
«Становление средневековой Европы (VI – XI вв.)» (4 ч.) Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков? Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Христианская церковь в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств». Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого. Франкская империя и её распад. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.
«Византийская империя и славяне в VI – XI вв.» (2 ч.) Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Вторжения славян и арабов. Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
«Арабы в VI – XI вв.» (1ч.) Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Культура стран халифата. Распространение ислама. Культура арабов. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.
«Феодалы и крестьяне» (2ч.) Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина». Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать.
«Средневековый город в Западной и Центральной Европе» (2 ч.) Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки. Ганза. Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.
«Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы» (2ч.) Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордена монахов. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы. Причины и социальный состав участников крестовых походов. Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордена. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.
«Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.)» (6 ч.) Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII (1485-1509). Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста, её причины, ход, итоги. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
«Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.» (2 ч.) Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
«Культура Западной Европы в Средние века.» (3 ч.) Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор». Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. Развитие науки и техники.
«Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.» (2 ч.) Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Делийский султанат. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Император и подданные. Крестьянская война. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.
Итоговое повторение. (1 ч.) Наследие Средних веков в истории человечества. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники.
История России (40 ч.)
«Введение» (1ч.) Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
«Народы и государства на территории нашей страны в древности» (4 ч.) Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
«Русь в IX –первой половине XII века» (10 ч.) Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Торговые связи с Центральной и Западной Европой. Русь в международной торговле. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового и зависимого населения: люди, смерды, закупы, холопы. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
«Русь в середине XII – начале XIII века» (6 ч.) Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Православная церковь и повседневная жизнь. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Причины распада Древнерусского государства на удельные княжества во второй половине XI в. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития.
«Русские земли в середине XIII - XIV веке» (6 ч.) Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Орда в XIII–XIV вв.: государственный строй, экономика, культура. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский.
«Русские земли в XIII – первой половине XV века» (4 ч.) Возвышение Москвы. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Московское княжество при Дмитрии Донском. Куликовская битва и ее значение для самосознания русского народа. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Роль Православной церкви в собирании русских земель. Культура и быт в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублёв).
«Формирование единого Русского государства в XV веке» (6 ч.) Завершение раздела русских земель между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь - снять. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства.
Итоговое повторение (3 ч.)
Проектная работа «Исторический портрет»