СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к адаптированной программе по литературному чтению для детей с ЗПР в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка подробно прописывает общие цели и задачи,а так жеспецифические задачи данного предмета.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к адаптированной программе по литературному чтению для детей с ЗПР в 4 классе»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса коррекции 7 вида на 2015- 2016 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование», авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы», рекомендованных МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина «Русский язык» рекомендованной МО и науки РФ для класса коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.

Для уроков чтения в классе коррекционного обучения 7 вида используются учебники по чтению массовой общеобразовательной школы. Литературное чтение в классах коррекции является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средства обучения, воспитание и развитие учащихся.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7).

  2. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

  3. Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе;

  4. Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и внесении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  5. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 год

  6. Программа учебного курса комплекта «Школа России».

7.Учебный план образовательного учреждения

2.Общая характеристика предмета


Цели обучения:

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

На уроках чтения решаются как общие с массовой школой так и

специфические коррекционные задачи

обучения детей, безуспешно проучившихся в первом классе общеобразовательной школы.

- преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятия по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения;

-формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

-развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего изображения, коррекция личности развития ребёнка;

-преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

-развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

-привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.


Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

3.Место курса «Литературное чтение» в учебном плане


Во 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

1 четверть-24 часа

2 четверть-24 часа

3 четверть-30 часов

4 четверть-24 часа

Всего----102 часа

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


5.Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе коррекции 7 вида.

Обучающиеся должны;

-читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами

(малоизвестные слова сложной слоговой структуры –по слогам) в темпе 70-80 слов в минуту и про себя 80-100 слов в минуту;

-самостоятельная подготовка к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него;

-умение определять о чём говорится в тексте, своё отношение к поступкам героев (что передать слушателям), каким тоном, с какими паузами, логическими ударениями, с какой громкостью (как, какими средствами)передавать содержание слушателям.

-давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;

-воспроизводить содержание текста с элементами описания(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

-понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;

-выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «что такое хорошо и что такое плохо»;

-проводить наблюдения за особенностями речи действующих лиц, определять своё и авторское отношение к событиям и персонажам;

-различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значения слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты –без употребления терминов);

-составлять творческие рассказы или эпизоды с изменениями лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;

-практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества;

-различать книгу художественную, научную, учебную; отличать связный текст от набора предложений, тест от части;

-делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысла текста в целом;

-ориентироваться в книге, пользоваться оглавлением и сносками;

-выбирать книгу на определённую тему или определённого автора.

Учащиеся должны знать:

корреспондент, режиссёр, актёр, редактор, корректор);

-знать наизусть 10-12стихотворений (в том числе о временах года)и цитировать их в различных жизненных ситуациях.

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждое из них

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

- работы с разными источниками информации


В четвёртом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 70-80 слов в минуту(вслух) и 80-100 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности темпа, громкости, тона, мелодики речи, паузы и логического ударения.

Критерии и нормы оценок

Оценивание - процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Систему оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель-ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность.

Отметка - это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.


Задачи школьной отметки:

  1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

  2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления школьной отметки:

  1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.

  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

  4. Незыблемость - выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон ( даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит).



Критерии выставления отметок.


Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

• полнота и правильность - это правильный, точный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;

  • неправильный ответ



Шкала отметок

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-11 классов оценивается по 5-бальной системе:

«5»-отлично, «4»-хорошо, «3»-удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно, «1»-отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.

Отметку «5» - получает ученик , если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУ Нов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случая х. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ)

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
    слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);

  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформле­нию и жанровой принадлежности литературных произведений;

  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью инто­национных средств - мелодики, темпоритма, пауз,

  • Логических ударений, громкости и эмо­циональной окраски голоса);

  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;

  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, вообра­жаемой экранизации и т.п.);

  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и груп­повой работы;

  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

  • анализ читательского дневника;

  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестомати


Характеристика цифровой оценки (отметки)


«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетвори­тельного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.


«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: ис­пользование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; само­стоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения ма­териала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные не­точности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения тре­бований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройден­ному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.


«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 не­дочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуж­даемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьни­ков. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику резуль­татов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Осо­бенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Количество слов по технике чтения (вслух) в начальных классах


/ полугодие

II полугодие

1 класс ( не менее 25-30 слов)

«5» -35-45

«5» - 50-65

«4»

«4» - 40-50

«3» - 15-25

«3» - 30-40

«2»- ниже 15

«2» - ниже 30

2 класс ( не менее 45-50 слов)

«5» -55-70

«5» -70-85

«3» - 30-45

«3» - 50-60

«2» - ниже 30

«2» - ниже 50

3 класс ( не менее 65-70 слов)

«5» - 80-90

«5» -90-105

«4» - 65-80

«4» - 80-80

«3» - 50-65

«3» - 70-80


«2» - ниже 70

4 класс ( не менее 80-90 слов)

«5» -95-105

«5» -105-1 20

«4» - 85-95

«4» -90-105

«3» - 70-85

«3» - 80-90

«2» - ниже 70

«2» - ниже 80



Формы и сроки контроля

- Формы контроля школа определяет следующие: текущий контроль, промежуточный контроль.

- Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.

- При контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.

- Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.

- Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить отметку в классный журнал и дневник учащегося.

- Промежуточная аттестация учащихся 4 классов проводится в конце учебного года, как результат освоения образовательных программ

каждой ступени общего образования. Задачами промежуточной аттестации является:

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.



6.Содержание учебного предмета


п/п

Содержание

Кол-во

часов

1.

Летописи, былины, жития

7

2.

Чудесный мир классики

16

3.

Поэтическая тетрадь

9

4.

Литературные сказки

13

5.

Делу время – потехе час

8

6.

Страна детства

8

7.

Поэтическая тетрадь

5

8.

Природа и мы

11

9.

Поэтическая тетрадь

7

10.

Родина

4

11.

Страна Фантазия

4

12.

Зарубежная литература

10


Итого

102 часа


ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ (7 часов)

Прогнозировать содержание раздела. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать летописи и художественный текст. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека

Составлять летопись современных важных событий.

Участвовать в проектной деятельности. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (16 ЧАСОВ)

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объему произведения

Понимать позицию автора, его отношение окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев различных жанров, сравнивать произведения различных жанров, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (9часов)

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять всегда ли они совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (13 часов)

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературные сказки.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на текст сказки.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (8 часов)

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл пословицы, определяющий тему рассказа.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать без ошибок.

Определять нравственный смысл произведения, жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев, определять их нравственный смысл.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве писателя.

Готовить сообщение о писателе. Поверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

СТРАНА ДЕТСТВА (8 часов)

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги по теме, рассказывать их содержание.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки к произведениям.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Составлять план текста, пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (5 ЧАСОВ)

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать собственное мнение.

Рассказывать о эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

ПРИРОДА И МЫ (11 часов)

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать собственное мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе его поступков.

Определять отношение автора к его героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки сообщения по теме.

Составлять самостоятельно текст для словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (7 часа)

Прогнозировать содержание раздела.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности. Сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Поверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

РОДИНА (4 часа)

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

СТРАНА ФАНТАЗИЯ(4 часа)

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать характеризовать героев произведений.

Придумывать фантастические истории.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование содержания работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы, особенности их характеров.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений.




















Описание материально-технического образовательного обеспечения образовательного процесса

Литература для учащихся:

Основная:

1.Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 4 класс, М.: Просвещение, 2014г.

Дополнительная:

2. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.-М.: Дом педагогики 2005г.

Пособия для учителя.

  1. «Как помочь слабоуспевающему ученику» Локалова Н.П. Оформление. «Ось -89», 2007г.

  2. Для образовательных учреждений 7-8 вида «Письмо. Развитие речи» 1-4 классы. Автор-составитель Н.В.Додух Волгоград, издательство «Учитель» 2011г.

  3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс, М.: Просвещение, 2014г.

  4. Коррекционное обучение «Занятия по развитию речи». 4 класс. Автор составитель В. П. Трушина Волгоград Издательство «Учитель»2009г.

  5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению :4 класс.-М.:ВАКО,2014г.

  6. Я иду на урок в начальную школу : Чтение: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2004г.

Учебно – методическое обеспечение.

1.Портреты писателей и поэтов

2.Ресурсы интернета.

3.Словари синонимов и антонимов, толковый словарь.

4.Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс

Технические средства обучения

1.Интерактивная доска.

2.Магнитная доска.

3. Персональный компьютер (ноутбук) с мультимедийным проектором.