Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года),
- Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 - 4 классы».
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- основной образовательной программы НОО МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Реализация программы направлена на достижение следующих целей:
- математическое развитие младших школьников;
- освоение начальных математических знаний;
- развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
На изучение курса «Математика» во втором классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 16 |
2 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. | 74 |
3 | Умножение и деление чисел от 1 до 100. | 25 |
4 | Табличное умножение и деление. | 13 |
5 | Повторение. | 8 |
| Итого: | 136 |
Содержание программы (136 часов, 4 часа в неделю)
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов)
Новая счётная единица - десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними.
Длина ломаной.
Периметр прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в два действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (74 часа)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а+28, 43-с.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора.
Решение уравнений вида 58-х=27, х-36=23, х+38=70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (25 часов)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деление (две точки).
Название компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь между компонентами и результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Табличное умножение и деление (13 часов)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Составлять таблицу умножения и деления на 2 и 3. -
Решать задачи на умножение и деление и иллюстрировать их.
Повторение - 7 часов.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | По теме |
8 | Стартовая диагностика Контрольная работа | Вводная |
9 | Математический диктант № 1 | Повторение |
13 | Математический диктант № 2 | Нумерация чисел от 1 до 100 |
14 | Контрольная работа № 1 | Нумерация чисел от 1 до 100 |
25 | Тест № 2 | Задача |
27 | Математический диктант № 3 | За 1 четверть |
31 | Контрольная работа № 2 | За 1 четверть |
47 | Математический диктант № 4 | Устное сложение и вычитание в пределах 100 |
50 | Контрольная работа № 3 | Устное сложение и вычитание в пределах 100 |
57 | Контрольная работа № 4 | За 1 полугодие |
58 | Промежуточная диагностика Тест № 3 | За 1 полугодие |
53 | Математический диктант № 5 | За 1 полугодие |
78 | Математический диктант № 6 | Письменные приёмы сложения и вычитания |
79 | Контрольная работа № 5 | Письменные приёмы сложения и вычитания |
86 | Математический диктант № 7 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 |
89 | Контрольная работа № 6 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 |
98 | Контрольная работа № 7 | За 3 четверть |
102 | Тест № 4 | За 3 четверть |
100 | Математический диктант № 8 | Умножение |
114 | Контрольная работа № 8 | Умножение и деление |
112 | Математический диктант № 9 | Умножение и деление |
126 | Контрольная работа № 9 | Умножение и деление на 2 и 3 |
128 | Итоговая стандартизированная диагностика. Тест № 5 | Итоговый |
129 | Математический диктант №10 | За год |
131 | Контрольная работа № 10 | За год |
Примерное количество контрольных работ
Период обучения | Диагностический материал |
1 четверть | Входная контрольная работа - 1 Тесты -1. Контрольные работы - 2. Математические диктанты - 3. |
2 четверть | Тесты -1. Контрольные работы - 2. Математические диктанты - 2. |
3 четверть | Тесты -1. Контрольные работы - 3. Математические диктанты - 3. |
4 четверть | Тесты -1. Контрольные работы - 3. Математические диктанты - 2. |
Итого: | Тесты - 4. Контрольные работы -10. Математические диктанты -10. |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
единицы длины, площади;
- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр прямоугольника;
читать:
- числа в пределах 100, записанные цифрами;
- записи вида 5 * 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
- однозначных и двузначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав двузначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; распознавать:
- геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
- числовое выражение (название, как составлено);
- многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- углы (прямые, непрямые);
- числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
формулировать:
- свойства умножения и деления;
- определения прямоугольника и квадрата;
- свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
читать:
- обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
- луч и отрезок;
характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче;
- взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения предмета.
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты освоения предмета.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты освоения предмета
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в
игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
- CD. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс. Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.
- Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
- Математика. Проверочные работы. 2 класс / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2010.
- Математика. Контрольные работы. 1-4 классы/ Волкова С.И. - М.: Просвещение,
2010.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочие программы. 1-4 клас- сы. - М.: Просвещение, 2012.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические реко- мендации. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Волкова С.И. Математика. 2 класс. Устные упражнения. - М.: Просвещение, 2010.
- Моро М.И. Для тех, кто любит математику. - М.: Просвещение, 2013.
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
- Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по математике для 2 класса.
Технические средства обучения
Классная доска с креплениями для таблиц.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Проектор для демонстрации слайдов.
Мультимедийный проектор.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик.
Наглядные пособия для изучения состава чисел.
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра).
Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.