СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к предмету Математика, 5 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Математика»  в 5 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. За основу взят программный материал 3 класса, школы  VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к предмету Математика, 5 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект.»

Математика

Рабочая программа

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Математика» в 5 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Приказ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) - одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в СКШИ

Рабочая программа по предмету «Математика» в 5 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект составлена с учетом «Индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида» и рекомендаций ПМПК

 Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Общая характеристика предмета «Математика» в 5 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект.


Курс «Математика» в СКШИ , готовит учащихся с отклонениями в развитии к жизни.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.


Курс «Математика» в 5 классе, для обучающихся имеющих сложный дефект входит в образовательную область «Математика». Обучение математике рассчитано на 4 часа в неделю (136 часов в год).

За основу рабочей программы по курсу «Математика» в 5 классе для обучающихся, имеющих сложный дефект, взят программный материал 3 класса школы VIII вида.


Содержание предмета математика

в 5 классе, для обучающегося, имеющего сложный дефект.


Раздел

Тема

Кол- во часов







ПОВТОРЕНИЕ.



Числа первого и второго десятка

Сравнение чисел..

Взаимное положение линий на плоскости.

Четные и нечетные числа.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20.

Составление чисел второго десятка, сравнение.

Сравнение чисел второго десятка, сравнение.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20.

Диагностическая проверочная работа №1, по теме «Счет в пределах 20»


10











СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РАЗРЯД.


Составление примеров на сложение вида 5+4, 4+5. Г. М. Пересекающиеся линии

Нуль как вычитаемое, слагаемое, остаток.

Компоненты сложения и вычитания. Решение примеров и задач.

Решение примеров на сложение, удобным способом.

Решение примеров на сложение удобным способом.

Меры времени.

Решение задач с мерами времени.

Меры стоимости.

Решение задач с мерами стоимости.

Меры длинны. Решение задач с мерами длинны. Построение отрезков.

Построение геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник.


11





СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД.

Разложение однозначных чисел на два числа. Прибавление числа 9.

Решение примеров вида 5+9, 5+5+4.

Построение отрезков и лучей

Прибавление числа 8. Решение примеров вида 5+8, 5+5+3..

Составление задач по карточкам.

Прибавление числа 7. Решение примеров вида 5+7, 5+5+2.

Прибавление чисел 6,5,4,3,2,1.

Составление задач по карточке.

Мера емкости- литр.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание с переходом через десяток.

Контрольная работа №1, за I четверть, по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток»

Работа над ошибками контрольной работы по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток»

Мера массы килограмм.

Решение задач с мерами массы и емкости.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание с переходом через десяток.

Решение примеров и задач в пределах 20 с переходом через десяток.


16











УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

Умножение чисел как сумма одинаковых слагаемых.

Умножение числа 2. Таблица умножения числа 2.

Г. М. Многоугольники.

Деление на равные части.

Таблица деления на 2. Решение примеров.

Умножение числа 3. Таблица умножения на 3.

Таблица деления на 3.

Самостоятельная работа№ 2, по теме «Умножение на 2, на 3»

Таблица умножения на 4. Решение примеров.

Таблица деления на 4. Решение примеров.

Таблица умножения чисел 5, 6. Таблица деления на 5, 6.

Решение примеров и задач на умножение и деление

Г.м. Окружность.


16





СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100.

Название и запись чисел в пределах 100.

Нумерация чисел.

Разряды единицы ,десятки

Присчитывание отсчитывание чисел по 3, 4 до 30, 40.

Сравнение чисел.

Решение примеров и задач на умножение и деление.

Контрольная работа №2, за II четверть, по теме: «Умножение и деление чисел»

Работа над ошибками контрольной работа по теме: «Умножение и деление чисел»

Решение примеров и задач на умножение и деление.

Решение примеров и задач на умножение и деление.

Сложение круглых десятков. Углы.

Вычитание круглых десятков.

Действия со скобками.

Решение задач.

Сложение круглых десятков и однозначных чисел.

Г.м. Окружность

Вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

Сравнение двузначных чисел.

Действия со скобками. Решение примеров со скобками.

Решение примеров и задач.

Вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

Сложение двузначных и однозначных чисел вида 57+3, 3+57.

Вычитание однозначных и двузначных чисел.

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

Сравнение двузначных чисел.

Решение задач и примеров с двузначными числами.

Проверочная работа № 2, по теме «Арифметические действия в пределах 100».

31


ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕРНИЯ МЕР ДЛИНЫ, СТОИМОСТИ, ВРЕМЕНИ.

Числа полученные при измерении.

Решение задач и примеров с числами полученными при измерении.

Сравнение чисел, полученных при измерении.

Меры стоимости.

Решение примеров и задач с мерами стоимости.

Мера времени: час.

Мера времени сутки.

Мера времени : год.

Решение примеров с мерами времени, мерами длинны, стоимости.

Контрольная работа за III четверть № 3, по теме: «Решение примеров и задач в пределах 100»

Работа над ошибками контрольной работы по теме: «Решение примеров и задач в пределах 100»

Получение круглого десятка и сотни, путем сложения двузначного числа с однозначным числом вида : 38+2=40, 92+8=100

Получение 100 сложением двух двузначных чисел.

Решение примеров и задач в пределах 100.

Решение примеров и задач с двузначными числами.

Решение примеров со скобками.

18


ДЕЛЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ


Деление на равные части.

Деление на две равные части. Деление по 2.

Деление на 3 равные части.

Деление по 3.

Деление на 4 равные части.

Деление по 4.

Решение примеров на деление (на 2, 3, 4).

Решение примеров на деление (на 2, 3, 4).

Г. м. Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

Решение примеров и задач на умножение и деление. Проверочная работа №3, по теме : «Умножение и деление»

Составление простых арифметических задач.

Составление задач по картинке.

Решение задач по краткой записи.

Решение примеров и задач.

Г.м. Расположение фигур относительно друг друга.

Решение задач с геометрическими фигурами.

Порядок арифметических действий.

Решение примеров и задач изученных видов.

Решение примеров в два действия.

Компоненты сложения и вычитания.

Компоненты умножения и деления.

Контрольная работа № 4, за IV четверть по теме: «Действия в пределах 100»

Работа над ошибками контрольной работы по теме: «Действия в пределах 100»

Название месяцев.

Сутки.

Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

Сравнение двузначных чисел.

Решение примеров и задач на умножение и деление.

Решение примеров и задач в пределах 100.

34



Формы организации учебного процесса, технологии.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Технологии обучения:

  • Дифференцированное обучение

  • Личностно ориентированное обучение


БУУД

(базовые универсальные учебные действия)

  1. Личностные:

    1. Положительное отношение и интерес к природе, к животному миру

    2. Способность к самооценке

    3. Чувство патриотизма и любви к своей родине, к своей малой родине, через ознакомление с окружающим миром родного края.

    4. Адекватная самооценка

    5. Ответственность за выполнение задания, индивидуально и в группе

  2. Регулятивные

    1. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

    2. Проговаривать последовательность действий на уроке

    3. Работать по предложенному учителем плану

    4. Отличать правильно выполненное задание от неправильного

    5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    6. Слушать и понимать обращенную речь учителя.

    7. Ориентироваться по странице учебника

    8. Ориентироваться в календаре природы, учебнике.

    9. Соблюдать правила поведения в школе

  3. Познавательные

    1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, с помощью учебника, наглядного материала, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке. Выполнять индивидуальные задания.

    2. Перерабатывать полученную информацию, делать элементарные выводы

    3. Давать полный, эмоционально окрашенный ответ на вопрос учителя

    4. Преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую, делать элементарные выводы.

    5. Ориентироваться в своей системе знаний, воспроизводить уже известное, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    6. Подбирать слова с противоположным значением

    7. Составлять совместно описательный рассказ по картине на разные темы

  4. Коммуникативные

    1. Слушать и понимать речь других

    2. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи

    3. Участвовать в диалоге на уроках и в жизненных ситуациях

    4. Выполнять правила поведения и общения в школе, следовать им

    5. Работать в группе и паре, не мешаю другим ученикам



Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:


Обучающийся должен уметь:

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20;

  • решать простые арифметические задачи и кратко записывать содержание задачи;

  • узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый;

  • чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечания.

  1. Решаются только простые арифметические задачи.

  2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

  3. Знание состава однозначных чисел обязательно.


Обучающийся должен знать:

  • счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

  • таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

  • названия компонента и результатов сложения и вычитания;

  • математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;

  • различие между прямой, лучом, отрезком;

  • элементы угла, виды углов;

  • элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства;

  • элементы треугольника.


 Обучающийся должен знать:

  • числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;   

  • смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;     

  • таблицу умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;    

  • порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

  • единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;   

  • порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Комбинированные работы.

3- «удовлетворительно» , если верно выполнено от 35% до 50% заданий


4- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий


5- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.



Примечание:

  • За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается;

  • За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».



Материально техническое обеспечение:

Интернет- ресурсы:


  1. http://pedsovet.org/ - аналитические и информационные материалы; образовательные сообщества; педагогические технологии.

  2. http://ict.edu.ru/ - библиотека (учебные и учебно-методические материалы); книги (аннотации и оглавления); интернет-ресурсы ( ссылки).

  3. http://school-collection.edu.ru/ - документы, презентации, электронные таблицы, видеоролики.


Наглядные пособия:

  1. Таблицы (алфавит, гласные-согласные буквы, звонкие- глухие)

  2. Иллюстрационный материал

  3. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

  4. Карточки с заданиями по математике для 2 класса (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

  5. Табель-календарь на текущий год.

  6. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

  7. Магнитная доска

  8.  Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20.

  9. Демонстрационная таблица сложения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 20;

  10. Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 20, карточки с единицами, десятками,  и пустые. Занимательные задания по математике для 2 класса.

  11. Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20.

  12. Счетный материал от 0 до 20.

  13. Числовая линейка от 0 до 20 для выкладывания счетного материала.

  14. Весы настольные школьные и разновесы.

  15. Линейка. Циркуль. Метры демонстрационные. Рулетки.

  16. Угольники классные. Циркули классные.

  17. Комплекты цифр и знаков.

  18. Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками

  19. Набор геометрических фигур

  20. Модели объёмных фигур (шар, куб)

  21. Модель квадратного дециметра ( палетка)

  22. Карточки для индивидуальной работы;

  23. Опорные таблицы, папки;

  24. Веер цифр, таблицы, плакаты;




Технические средства обучения


Персональный компьютер


Описание учебно- методического обеспечения курса «Математика» в 5 классе, для обучающихся имеющих сложный дефект

  •  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

  • Учебник В.В. Эк Математика 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образова-тельных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2009г.

  •  Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 3 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

  • Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.

  • Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!