СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по истории 10-11

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017 гг. и содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в общеобразовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по истории 10-11»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по истории составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017 гг. и содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в общеобразовательной организации. На уровне среднего общего образования обязательными для изучения в общеобразовательных организациях являются следующие учебные предметы: «Всеобщая история», «История Отечества», «Обществознание».

Основная образовательная программа среднего общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Базовая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Рабочая определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.

Структура документа

Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка (в ней определяются цели обучения по данному предмету в средней школе, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой уровне образования, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном плане;

  2. Календарно- тематическое планирование учебного материала с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков;

  3. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории и требования к уровню подготовки выпускников;

  4. Критерии оценивания ответа обучающихся;

  5. Список литературы.



Общая характеристика учебного предмета

Образование в целом, и историческое образование в частности, служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в современном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет вертикаль гуманитарного знания.Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

. Изучение истории на ступени среднего общего образования позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России, истории Донецкого региона и всеобщей истории.

Таким образом, критерий качества исторического образования связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры обучающихся.


Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки обучающихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление обучающихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у обучающихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Методология отбора содержания программного материала базируется на системе научных идей и понятий современной исторической науки, общечеловеческих ценностях современного общества, современных психолого-педагогических требованиях к процессу обучения в средней школе. Отбор учебного материала для содержания базовой программы по истории для средней школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 10-11 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных Базисным учебным планом как обязательные. Тем самым предполагается изучение курса истории обучающимися, получающими углубленную подготовку в рамках различных профилей. С этой точки зрения важно использовать потенциал учебного времени для изучения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности обучающихся.

Цели изучения истории на базовом уровне

Цели и задачи изучения истории в школе на уровне среднего общего образования по истории формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад средней школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Изучение истории на уровне среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;


  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России и Донецкого региона во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления: способности рассматривать события и явления с точки зрения и исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

Место предмета в Базисном учебном плане


Базисный учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики отводит 418 часов для обязательного изучения учебного предмета «История», в том числе: для обязательного изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования на базовом уровне, в X и XI классах 174 часа; для обязательного изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования на профильном уровне: в X и XI классах 244 часа. С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории базовая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:


Класс

Учебный курс

Количество часов.

Количество часов.



Базовый уровень

Профильный уровень

10

История

87 ч

122 ч


Новейшая история (1900 г.- 1939 г.)

35 ч

52 ч


История Отечества (1900 г.- 1939 г.)

52 ч

70 ч

11

История

87 ч

122 ч


Новейшая история (1939 г. - начало ХХI в.)

35 ч

52 ч


История Отечества (1939 г. - начало ХХI в.)

52 ч

70 ч


Структура курса и последовательность изучения материала


Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

    1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.


    1. Историческое пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.


    1. Историческое движение:


  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;


  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);


  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;


  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.


Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, – человек в истории.


Базовая программа исторического образования на уровне среднего общего образования по истории предполагает изучение истории в рамках двух курсов – «История Отечества», который является интегрированным курсом и представлен двумя составляющими: «История России» и «История Донетчины», и «Всеобщая история». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Процессы, события, явления отечественной истории освещаются в контексте российской, общеевропейской и мировой истории.


Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.


Программа по истории на уровне среднего общего образования по истории является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями:


  1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории Отечества.


  1. Отбор содержания курсов «История Отечества» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических

    • дидактических требований.


  1. Содержание разделов и тем излагается в базовой Программе в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т.д. в авторские программы и учебники.


  1. Содержание курсов в соответствии с содержательными линиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг. обществоведческой отрасли предусматривает многоаспектность изложения - изучение различных измерений истории (социального, экономического, политического, культурного, гендерного и т.п.) и полиперспективность - изучение истории с точки зрения различных субъектов исторического процесса. Особое внимание уделено вопросам истории идей


    • духовных сдвигов, социальной и повседневной жизни, взаимоотношениям, взаимовлияния и диалога культур разных народов. Это позволяет одновременно с формированием конкретных знаний и общеисторических представлений обучающихся создавать условия для развития их нравственных и эстетических ценностей.


  1. Учебный материал компонуется по проблемно-тематическим блокам – однородными по содержанию группами фактов и понятий, характеризующих в хронологической последовательности отдельные аспекты и тенденции общественной жизни.

  2. В Рабочей программе отдельными структурными элементами отражены вводные уроки, практические занятия, уроки обобщения, часы резервного времени.


  1. Порядок проведения практических занятий и оценка их результатов остаются в компетенции учителя. Рабочей программой предусмотрены также уроки обобщения к отдельным разделам и уроки обобщения отдельных курсов. На этих уроках ученики с помощью учителя имеют возможность систематизировать изученное, рефлексировать процесс обучения и вернуться к сложным моментам темы, курса, поднять понимание учебного материала на новый уровень, использовать межкурсовые и межпредметные связи. Некоторые из уроков обобщения учитель может проводить как интегрированные ради углубления понимания учащимися взаимообусловленности исторических процессов отечественной и европейской истории, проведения сопоставлений и сравнений.


  1. Содержание тематических блоков распределено по отдельным урокам, учитель, ориентируясь на требования по подготовке обучающихся, определяет название темы, количество, объем и перечень вопросов каждого урока в зависимости от особенностей класса и индивидуального подхода педагога к преподаванию. Предлагаемые вопросы являются обязательным минимумом, который обучающиеся должны усвоить на разных уровнях знаний и индивидуального развития их познавательных возможностей. Они должны овладеть материалом по указанным в программе историческим фактам, историческим деятелям и памятникам истории и культуры.


  1. Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся представлены в программе в виде перечня умений и навыков, которые ученики должны получить при изучении той или иной темы. Они соответствуют требованиям, предусмотренным Государственным образовательным стандартом среднего общего образования на 2015-2017 гг. и являются их детальной конкретизацией, на что ориентироваться учителю, обеспечивая выполнение стандарта. Приведенные в календарном планировании Рабочей программы требования служат методическим ориентиром для учителя.


  1. Учебный материал курсов разделен на тематические модули, для каждого из которых определены временные рамки и которые завершаются уроками модульного контроля (на этих уроках учитель использует различные формы контроля усвоенных учениками знаний и сформированных умений и навыков).

Курсы «История Отечества» и «Всеобщая история», изложенные в Рабочей Программе среднего общего образования

изучаются раздельно, с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. При планировании учебного процесса учитель определяет оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, дополнительный объем содержательного компонента, место и объем включения специфического регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). В зависимости от фактического наличия того или иного линейного ряда учебно-методических комплексов и учебной литературы (как одно из обоснований) учитель самостоятельно формирует на основе базовой примерной программы собственный вариант рабочей программы по истории, не нарушая при этом методологической основы, структурных принципов и взаимосвязей, количественных и качественных факторов базовой программы. Курс «История Отечества» сочетает историю Российского государства и историю родного края – историю Донетчины. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников.

При изучении курса «История Отечества» прежде всего предполагается обращение обучающихся к материалу региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией, и потому выразительный и интересный для обучающихся. Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории Российского государства и населяющих его народов, истории Донецкого региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развития интереса обучающихся к прошлому и настоящему родного края, осознания своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развития исторической памяти и воспитания патриотизма, гражданственности.


  • курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств; прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.


  • аспекте реализации деятельностного и компетентностного подходов к обучению определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности обучающихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории).


  • качестве основной единицы планирования выступает тематический модуль (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробление в отборе учебного материала. Требования к деятельности обучающихся изложены в календарно-тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом.


Представленный вариант календарно-тематического планирования позволяет выбрать формы занятий сформулировать и распределить конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников исторической информации.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности



Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Результаты обучения


Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории и требований к уровню подготовки выпускников, который соответствует Государственному образовательному стандарту среднего общего образования на 2015-2017 гг.

Общие требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций с 11-летним сроком обучения обусловлены приоритетами социально-экономического и культурного развития Республики, целями, задачами и содержанием среднего общего образования. Они включают в себя базовые ценности национальной и общечеловеческой культуры, общеучебные умения и навыки, способы деятельности. К ним относятся: ориентация на национальные и общечеловеческие ценности, владение базовыми нормами культуры, готовность сохранять и приумножать историко-культурное наследие своего народа, способность к межкультурному взаимодействию, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов; знание и соблюдение законов и правовых норм Донецкой Народной Республики, ценностное и неравнодушное отношение к явлениям общественной жизни, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности общества и государства; восприятие и оценка явлений и событий окружающей действительности с позиции научной картины мира, отражение ее в поведении, трудовой и общественно полезной деятельности; правовая грамотность, способность отстаивать свою гражданскую позицию, собственные взгляды и убеждения, интересы семьи, общества и государства, противостоять негативным фактам и проявлениям в общественной жизни; готовность к осознанному профессиональному выбору и продолжению образования, непрерывному обновлению знаний в течение всей жизни, способность к созидательному труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой, самостоятельному планированию своего жизненного пути; умение ориентироваться в многообразных информационных потоках, работать с различными источниками информации, владеть современными технологиями ее поиска, извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать и применять в практических целях; владение системой полученных знаний, умений, навыков, способов деятельности, опытом творческой деятельности в целях понимания и объяснения процессов, явлений, закономерностей, происходящих в природе, обществе и государстве, осознание собственной роли и предназначения в коллективном и индивидуальном жизнетворчестве; способность жить в постоянно изменяющихся жизненных условиях, влиять на них для достижения личностно значимого и общественно полезного результата; владение приемами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, систематизации, сопоставления и др.; способность к самовыражению, проявлению своих эмоций, чувств, переживаний, умение сопереживать, сострадать, понимать других людей и приходить им на помощь; способность к творческой деятельности, генерированию идей, неординарности действий, использованию приобретенных знаний и опыта в новых условиях; способность вступать в коммуникативные отношения с другими участниками общения, владение основными видами публичных выступлений, знание соответствующих этических норм и правил.

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.


Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент Рабочей программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая рекомендована для изучения


и в зависимости от ситуации может быть изучена обзорно или через самостоятельную проектную деятельность обучающихся в рамках самообразовательного процесса. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям обучающихся на ступни среднего общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.


Воспитательный потенциал базовой Программы заключается в активной направленности учебной деятельности обучающихся на раскрытие мало изученных вопросов истории и современных проблем родного края, приобщение обучающихся к этой истории как к живому явлению, на основе чего развивается критическое мышление, интерес к изучению прошлого, гордость за свершения предков, желание сохранить и приумножить достояние прошлого. Указанные факторы являются действенным фактором формирования патриотического сознания, чувств, убеждений и поступков обучающихся. Изучение локальной истории стимулирует исследовательскую деятельность обучающихся, развивает их творческие способности; помогает старшеклассникам изучать, приумножать культурные ценности своей Родины, способствует формированию национального самосознания.


Оценивание учебных достижений обучающихся по истории. Отметка может быть результатом письменной работы (по вопросам, открытым или тестовым заданиям) или устного ответа. Для проверки таких УУД как обработка (анализ, применение, оценка) исторических источников и документов, сравнение, сопоставление, обоснование собственного отношения ученика, его позиции, оценки исторического события, явления, деятеля, можно использовать другие формы контроля: развернутые эссе, сочинения, исследования, портфолио и проекты, однако при использовании любой формы учитель должен ориентироваться на определенные Программой и Стандартом государственные требования к подготовке обучающихся и соответственно подбирать задачи. Отметки должны выставляться по 5-балльной шкале согласно Критериям оценки знаний обучающихся по истории. Во время проверки учебных достижений обучающихся 10-11 классов важно сочетание текущего и периодического оценивания их достижений с использованием разнообразных форм и приемов оценивания. Основным объектом оценки является уровень, на котором ученик в конкретной учебной ситуации применяет интегрированный комплекс приобретенных знаний, умений, навыков, ориентаций, отношений, которые определяют соответствующий уровень развития его компетентности. В процессе проверки результатов обучения применяются такие приемы оценивания, как тестирование, экспресс-опрос, расширенный опрос, наблюдение, самооценка, взаимное оценивание, игровые методы, контрольное упражнение или творческое задание (историческое произведение, мини-исследование, проект, сообщение и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!