СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История для 6 класса

 основного общего образования на 2016-2017учебный год

Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

-протокол заседания НМС по учебникам Минобрнауки России от 15.05.15г.

- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы.А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина.- М.: Просвещение», 2016;

- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2014;

- концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (проект);

- концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт изучения Отечественной истории) (проект);

-учебный план МБОУ «Хабарская СОШ№1»;

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование следующих учебников:

«История России. 6 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

«Всеобщая история. История средних веков. 6 класс», авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; М. «Просвещение», 2014 год.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:

На изучение учебного предмета «История» в 6 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «История средних веков» (28часов- авторская программа), на изучение курса «История России» отводится 40 часовучебного времени по авторской программе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История для 6 класса

 основного общего образования на 2016-2017учебный год

Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

-протокол заседания НМС по учебникам Минобрнауки России от 15.05.15г.

- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы.А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина.- М.: Просвещение», 2016;

- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2014;

- концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (проект);

- концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт изучения Отечественной истории) (проект);

-учебный план МБОУ «Хабарская СОШ№1»;

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование следующих учебников:

«История России. 6 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

«Всеобщая история. История средних веков. 6 класс», авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; М. «Просвещение», 2014 год.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:

На изучение учебного предмета «История» в 6 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «История средних веков» (28часов- авторская программа), на изучение курса «История России» отводится 40 часовучебного времени по авторской программе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История для 6 класса

основного общего образования на 2016-2017учебный год

Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

-протокол заседания НМС по учебникам Минобрнауки России от 15.05.15г.

- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы.А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина.- М.: Просвещение», 2016;

- рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2014;

- концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (проект);

- концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт изучения Отечественной истории) (проект);

-учебный план МБОУ «Хабарская СОШ№1»;

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование следующих учебников:

«История России. 6 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

«Всеобщая история. История средних веков. 6 класс», авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; М. «Просвещение», 2014 год.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:

На изучение учебного предмета «История» в 6 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «История средних веков» (28часов- авторская программа), на изучение курса «История России» отводится 40 часовучебного времени по авторской программе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»:

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА

(Планируемые результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории).

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История»)

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.

Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

Региональный компонент

Наш регион в древности и Средневековье.

Содержание курса "История Средних веков " (в рамках учебного предмета «История»)

Введение

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел I. Раннее Средневековье

Западная и Центральная Европа в VI – XI вв.

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Византийская империя.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Арабы в VI – XI вв.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Раздел II. Расцвет Средневековья.

Средневековый город в Западной и Центральной Европы.

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание УотаТайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Гуситское движение в Чехии.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Османская империя в XIV – XVI вв.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XI – XV вв.

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п.

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Живое Средневековье

Тема 1.Становление средневековой Европы вVI-IXвв.

4ч.

2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIIIвв.

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XIвв.

1

5

Англия в раннее Средневековье

1

Тема2. Византийская империя и славяне в VI-XIвв.

2ч.

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

7

Образование славянских государств

1

Тема 3. Арабы в VI-XIвв.

1ч.

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

1

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

2ч.

9

Средневековая деревня и её обитатели

1

10

В рыцарском замке

1

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2ч.

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

1

12

Торговля в Средние века.

1

Тема 6.Католическая церковь в XI-XIIIвв. Крестовые походы.

13

Могущество папской власти Католическая церковь и еретики

1

14

Крестовые походы

1

Тема7.Образование централизованных государств в Западной Европе.XI-XVвв.6ч.

15

Как происходило объединение Франции

1

16

Что англичане считают началом своих свобод

1

17

Столетняя война.

1

18

Усиление королевской власти в концеXVв. во Франции и Англии

1

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

20

Государства,оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв.

1

Тема 8. Славянские государства и Византия вXIV-XVвв.

2ч.

21

Гуситское движение в Чехии

1

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Тема 9.Культура Западной Европы в Средние века.

23

Образование и философия. Средневековая литература.

1

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

25

Научные открытия и изобретения

1

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1


Итоговое повторение

1ч.

28

Наследие Средних веков в истории человечества

1


Введение

1

Наша Родина - Россия

1

Тема1.Народы и государства на территории нашей страны в древности

5ч.

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

4

Образование первых государств

1

5

Восточные славяне и их соседи

1

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». История заселения родного края в древности

1

Тема 2. Русь вIX-первой половинеXIIв.

11ч.

7

Первые известия о Руси

1

8-9

Становление Древнерусского государства

2

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

11

Русское государство при Ярославе Мудром

1

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого.Владимир Мономах

1

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

15

Повседневная жизнь населения

1

16

Место и роль Руси вЕвропе

1

17

Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь вIX-первой половинеXIIв» История и культура родного края в древности

1

Тема3.Русь в середине XII-началеXIIIв.

5ч.

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

19

Владимиро-Суздальское княжество

1

20

Новгородская республика

1

21

Южные и юго-западные русские княжества

1

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII-началеXIIIв»

1

Тема4.Русские земли в серединеXIII-XIVвв.

10ч.

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

24

Батыево нашествие на Русь

1

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

27

Литовское государство и Русь

1

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв.

1

31

Родной край в истории и культуре Руси

1

32

Повторительно-обобщающий урок по теме«Русские земли в серединеXIII-XIVв»


Тема5.Формирование единого Русского государства

8ч.

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XVв.

1

34

Московское княжество в первой половине XVв.

1

35

Распад Золотой Орды и его последствия

1

36

Московское государство и его соседи во второй половине XVв.

1

37

Русская православная церковь вXV-началеXVIв.

1

38

Человек в Российском государстве второй половины XVв.

1

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». История и культура родного края

1



ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту











Приложение

Календарно – тематический план изучения учебного предмета «История». 6класс, 2часа в неделю

п.п.

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Введение. Живое Средневековье + ИР/Наша Родина - Россия

02.09


Тема 1.Становление средневековой Европы вVI-IXвв.4ч.



2

1.1.Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIIIвв.

05.09


3

1.2.Возникновение и распад империи Карла Великого

09.09


4

1.3.Феодальная раздробленность Западной Европы вIX-XIвв.

12.09


5

1.4.Англия в раннее Средневековье

16.09


Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XIвв.2ч.



6

2.1.Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

19.09


7

2.2.Образование славянских государств

23.09


Тема 3. Арабы в VI-XIвв.1ч.



8

3.1.Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

26.09


Тема 4. Феодалы и крестьяне.2ч.



9

4.1.Средневековая деревня и её обитатели

30.09


10

4.2.В рыцарском замке

3.10


Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе.2ч.



11

5.1.Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни

7.10


12

5.2.Торговля в Средние века.

10.10


Тема 6.Католическая церковь в XI-XIIIвв. Крестовые походы.2ч.



13

6.1.Могущество папской власти Католическая церковь и еретики

14.10


14

6.2.Крестовые походы

17.10


Тема7.Образование централизованных государств в Западной Европе.XI-XVвв.6ч.



15

7.1.Как происходило объединение Франции

21.10


16

7.2.Что англичане считают началом своих свобод

24.10


17

7.3.Столетняя война

28.10


18

7.4.Усиление королевской власти в концеXVв. во Франции и в Англии

7.11


19

7.4.Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

11.11


20

7.5.Государства,оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв.

14.11


Тема 8. Славянские государства и Византия вXIV-XVвв.2ч.



21

8.1.Гуситское движение в Чехии

18.11


22

8.2.Завоевание турками-османами Балканского полуострова

21.11


Тема 9.Культура Западной Европы в Средние века.3ч.



23

9.1.Образование и философия. Средневековая литература.

25.11


24

9.2.Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

28.11


25

9.3. Научные открытия и изобретения

2.12


Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.2ч.



26

10.1.Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

5.12


27

10.2.Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

9.12



Итоговое повторение.1ч.



28

Наследие Средних веков в истории человечества

12.12



Введение.1ч.



1

Наша Родина - Россия

02.09


Тема1.Народы и государства на территории нашей страны в древности.5ч.



29

1.1.Древние люди и их стоянки на территории современной России

16.12


30

1.2.Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

19.12


31

1.3.Образование первых государств

23.12


32

1.4.Восточные славяне и их соседи

26.12


33

1.5. Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». История заселения родного края в древности

13.01


Тема 2. Русь вIX-первой половинеXIIв.11ч.



34

2.1.Первые известия о Руси

16.04


35-36

2.2-3.Становление Древнерусского государства

20.23.01


37

2.4.Правление князя Владимира. Крещение Руси

27.01


38

2.5.Русское государство при Ярославе Мудром

30.01


39

2.6.Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

3.02


40

2.7.Общественный строй и церковная организация на Руси

6.02


41

2.8.Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

10.02


42

2.9.Повседневная жизнь населения

13.02


43

2.10.Место и роль Руси в Европе

17.02


44

2.11. Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь вIX-первой половинеXIIв» История и культура родного края в древности

20.02


Тема3.Русь в середине XII-началеXIIIв.5ч.



45

3.1.Политическая раздробленность в Европе и на Руси

24.02


46

3.2.Владимиро-Суздальское княжество

27.02


47

3.3.Новгородская республика

3.03


48

3.4.Южные и юго-западные русские княжества

6.03


49

3.5. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII-началеXIIIв»

10.03


Тема4.Русские земли в серединеXIII-XIVвв.10ч.



50

4.1.Монгольская империя и изменение политической картины мира

13.03


51

4.2.Батыево нашествие на Русь

17.03


52

4.3.Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

20.03


53

4.4.Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

24.03


54

4.5.Литовское государство и Русь

3.04


55

4.6.Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

7.04


56

4.7.Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

10.04


57

4.8.Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIVв.

14.04


58

4.9.Родной край в истории и культуре Руси

17.04


59

4.10. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в серединеXIII-XIVв»

21.04


Тема5.Формирование единого Русского государства.8ч.



60

5.1.Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XVв.

24.04


61

5.2.Московское княжество в первой половине XVв.

28.04


62

5.3.Распад Золотой Орды и его последствия

5.05


63

5.4.Московское государство и его соседи во второй половине XVв.

8.05


64

5.5.Русская православная церковь вXV-началеXVIв.

12.05


65

5.6.Человек в Российском государстве второй половины XVв.

15.05


66

5.7.Формирование культурного пространства единого Российского государства

19.05


67

5.8. Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». История и культура родного края

22.05


68

Резерв. Повторение, обобщение, систематизация знаний по предмету «История . 6 класс»

28.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!