МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом № 66
ШМО МКОУ педагогического совета от « 21 » августа 2016 г.
«Ржавская ООШ» протокол № 1 директор МКОУ
протокол № 1 от « 21 » августа 2016г. «Ржавская ООШ»
от «20» августа 2016 г. __________Бабкина Н.В.
Рабочая программа
по
истории
для 8 класса
(общеобразовательный уровень)
Учитель – Досева Наталья Сергеевна
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности
2016 - 2017
учебный год.
I Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа курса разработана на основе Федерального компонента
Государственного стандарта основного общего образования. В ее основе лежит примерные программы основного (общего) образования по периоду новой истории, а так же авторские рабочие программы соответствующие бинарной структуре предмета:
1. Рабочая программа. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы.
Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение. 2009 г.
2. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
3. Учебный план МКОУ «Ржавская ООШ».
4. Рабочая программа. Новая история XIX в. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Сб. раб.
программ: программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-
11 классы, М.: Просвещение, 2009 г.;
5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.:
Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету учителя, работающего в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Ржавская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области.
Цели и задачи учебного курса
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины и родного края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран
Задачи:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, традиций, нравственных и социальных установок, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов средневекового мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определят собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин; овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Общая характеристика предмета
XIX век – захватывающий по своему значению этап в истории человечества. Именно в
этом столетии в Старом и Новом свете оформляется и получает свое развитие индустриальное
общество. Перерастание традиционного общества, уклад которого складывался тысячелетиями,
в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Процесс модернизации
охватывает буквально все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику,
политику, духовную жизнь.
История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на
фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). Это время в истории
нашей родины ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают
исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему,
учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных
эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на ступени 8 класса отражает необходимость изучения
наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох,
культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся
формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох.
Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде
всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для
социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных
ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского
народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в
динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью
концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки
хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и
«История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с
возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в
рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость
сбалансированного распределения учебного материала.
Реализация представленной программы подразумевает широкое использование
межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения
позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и
исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически
воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие
моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о
закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться
статистическим и картографическим материалом.
Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и
развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:
– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью
учебного задания;
– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
– составлять план, тезисы конспекта;
– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать
различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Описание места учебного предмета история в учебном плане
В соответствии с учебным планом и примерными программами основного общего образования предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. Данная программа по истории предназначена для обучения школьников 7 класса, обеспечивая выход на Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования. Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования на ступени основного общего образования реализуются в рамках двух курсов - «Всеобщая история» и «История России». Курс «История Нового времени» рассчитан на 30 часов, из расчёта 2 часа в неделю, а курс «История России» рассчитан на 38 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса: практикумы, беседы, дискуссии.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки
Учебно методический комплект
1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История
Нового времени: 8 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XIX в: 8 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу:
В рабочей программе уменьшено количество учебных часов с 70 до 68 за счет резервного времени, в связи с тем, что школьный учебный план рассчитан на 34 недели.
Содержание учебного предмета
«История Нового времени»
Введение
Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества: господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. Становление индустриального общества.
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Успехи машиностроения.
Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые
источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и
капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Мополистический капитализм или империализм и его черты.
Индустриальное общество. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Измения моды, новые развлечения.
Наука в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины.
Наука на службе человека.
Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические
учения первой половины XIX в. Социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал
Тема 2. Строительство новой Европы.
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи.
Разгром империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа
1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации
Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей.
Французская революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия на пути к единству. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии. Франко-Прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и
проблемы индустриального общества.
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Конец Викторианской эпохи. Английский парламент.
Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной
конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности
политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса.
Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины
медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение
протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос.. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки.
США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение
территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и
экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского
общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
«История России 1800 – 1900 гг.»
Тема 1. Россия в первой половине XIX века
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй.
Политический строй.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые
преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале
века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой
антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение
российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия.
Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению
государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические
реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское
сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его
значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии»
Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг.
Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром
Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе.
Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия —
мировая держава.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Причины изменения внутриполитического
курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.
Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги
внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг.
Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие
промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и
династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение
контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис
феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных
движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Общественное движение 30—50-х гг.Особенности общественного движения 30-50-х гг.
Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы
сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов.
Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный
характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигуб-ского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. . А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф.
Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие
Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское
географическое общество.
Культура первой половины XIX в. Особенности и основные стили в художественной
культуре. Романтизм, классицизм, реализм. Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. Критический реализм. Драматургические произве-дения. Театр. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. Живопись. Архитектура. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Тема 2. Россия во второй половине XIX века
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного
самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.
Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация
финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала
60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конс-
титуционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Народнические организации второй
половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля
и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство
Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в
1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д.
Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового
царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Нацио-нальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической
политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Выш
неградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества.
Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие образования, искусства и науки во второй половине XIX в. Подъем
российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Литература и журналистика. Критический реализм в литературе.
Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городски «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся за курс 8 класса должны знать:
- Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).
- Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
- Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
- Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
- Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
- Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
- Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Перечень учебно – методического обеспечения программы
Основная литература
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Новая История 1800-1913 гг, 8 класс. М.,Просвещение 2013
Данилов А.А. Косулина, Л.Г. История России XIXв.. 8 класс М.,Просвещение 2013
Данилов А. А. Косулина Л.Г. История России XIX в. Рабочая тетрадь. 8 класс. М. Просвещение . 2013
Данилов. А.А. Косулина Л.Г. История России XIX в. Поурочные разработки. 8 класс. М. Просвещение. 2006
Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. Новая история. Рабочая тетрадь 8 кл. М. Просвещение . 2013
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по всеобщей истории. 8 класс. М., ВАКО. 2013
Дополнительная литература
Ключевский В.О. Русская история.- М.: Изд-во ЭКСМО,2005 г.-912 с.
Россия: иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА, Медиа групп, 2008 г. – 600 с.
Тысячелетие российской Империи. Энциклопедический справочник- СПб.: ИД «Весь», 2004 г.-464 с.
Цифровые ресурсы:
1.http://festival.1september.ru/- поурочные разработки
2.http://lesson-history.narod.ru/russia7.htm- презентации к урокам
3.http://www.istorya.ru/hronos.php- дополнительный материал по истории России и Всемирной истории.
| Тема урока, содержание курса | планируемый результат | формы текущего контроля | Дом. задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение. 1 час Человек в новую эпоху: от традиционного общества к обществу индустриальному | - познакомить учащихся с основными целями и задачами вновь изучаемого курса - познакомить с основными критериями оценивания | Словарик. | Стр. 3-5, вопр | | |
Становление индустриального общества (8 часов) |
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы Завершение промышленного переворота. Переворот в средствах транспорта. Военная техника. Источники энергии. Революция в средствах связи. | знать основные термины и понятия урока. Фабрично – заводского капитализма Монополистический капитализм Техническая революция | Составление логической таблицы. | §1-2 | | |
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности Классовая структура. Женский и детский труд. Женское движение за права. | знать основные термины и понятия урока Новая буржуазия Аристократия Петиция | Опрос. Работа с документами учебника. Лабораторная работа. | §3 | | |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Материальная культура. Развитие городов. Смена стиля. Повседневная жизнь людей. | знать основные термины и понятия урока Технический прогресс Каллиграфия | Рабочая тетрадь Составление логической схемы | §4 | | |
5 | Наука: создание научной картины мира. Развитие физики и естественных наук. Микробиология. Развитие медицины. Развитие образования. | знать основные термины и понятия урока Микробиология Рентген Естественно - научные представления | Составление таблицы. Опрос. | §5 | | |
6 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Возникновение романтизма. Критический реализм. Натурализм. | знать основные термины и понятия урока Д. Байрон В.Гюго О.Бальзак | Составление хронологии. | §6 | | |
7 | Искусство XIX века, в поисках новой картины мира. Искусство XIX века. Художественная жизнь. Поэзия. Музыка. Театр. Живопись. | знать основные термины и понятия урока Т. Жерико Э.Делекруа Г. Курбе Э.Мане Ф. Шуберт | Составление хронологии. | §7-8 | | |
8 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Общественно – политические учения. Социалистические учения. Анархизм. Интернационал. | знать основные термины и понятия урока Марксизм. Либерализм. | Составление таблицы | §9-10 | | |
9 | Контрольная работа по теме: « Становление индустриального общества» | знать основные термины и понятия раздела. | Тестирование Словарный диктант. Контроль таблиц. | | | |
Строительство новой Европы 9 часов |
10 | Консульство и образование наполеоновской империи. От Франции революционной к Франции буржуазной. Завоевательные войны консульства и империи | знать основные термины и понятия урока Наполеон Империя Декрет | характеристика исторической личности. Наполеона. Задание № 3, стр. 88 | §11 | | |
11 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Жизнь во время империи. Причины ослабления наполеоновской империи. Поход на Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Венский конгресс. | знать основные термины и понятия урока Бородино. Реставрация. | Карта. Опрос. Рабочая тетрадь | §12 | | |
12 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. Билль о реформе. Чартизм. Хартия. Англия - мастерская мира. Парламентский режим. Внешняя политика. | знать основные термины и понятия урока Чартизм. Мастерская мира. Парламент. | Анализ источника. Лабораторная работа. Моделирование ситуаций. | §13 | | |
13 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Промышленная революция. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830. Кризис июльской революции. | знать основные термины и понятия урока «Король - буржуа» Луи Филипп | Составление этапов промышленного переворота. Этапы июльской революции. | §14 | | |
14 | Франция: революция 1848 г и вторая империя. Кризис общества. Причины революции. Учредительное собрание. Вторая республика. Внешняя политика. | знать основные термины и понятия урока Режимы. Наполеон III | Составление логической схемы, цепочки. | §15 | | |
15 | Германия: на пути к единству. Германский союз. Берлин, март 1848г. Образование Северогерманского союза | знать основные термины и понятия урока Франкфуртский парламент | Работа с учебником. Документы. Лабораторная работа. | §16 | | |
16 | Единение Италии. Война, изменившая карту Европы. Разделение Италии. Начало национально – освободительной борьбы и революция 1848 г. усиление Сардинского королевства. Война с Австрией Правительственный кризис. Дипломатические игры. Седанская катастрофа и конец. Второй империи. Третья республика. . | знать основные термины и понятия урока Камилло Кавур – «ткач единства». знать основные термины и понятия урока Парижская коммуна. Временное правительство национальной обороны. Правительственный кризис. «Кровавая майская | Составить схему «причины войны». Рабочая тетрадь. Составить словарик темы. | §17, 18 | | |
17 | Контрольная работа по теме: «Строительство новой Европы». | знать основные термины и понятия раздела. | Задания на стр 146 - 147 Тест. | | | |
Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX века. 5 часов |
18 | Германская империя в конце XIX - начале XX. Борьба за место под солнцем. Расширение Пруссии. Имперский парламент. Модернизация в экономике. «Новый курс» Бисмарка. | знать основные термины и понятия урока Рейхстаг. Монополистический капитализм. Железный канцлер. Мировая политика. | Самостоятельно составить логическую схему курса Бисмарка. | §19 | | |
19 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. Кризис «мастерской мира». Двухпартийная система. Эпоха реформ. Рождение лейбористской партии. Реформы. | знать основные термины и понятия урока Аграрное движение. Социальные реформы. Гомруль Антанта. | Работа с учебником, документы. Лабораторная работа. Понятий диктант. | §20 | | |
20 | Франция: Третья республика. Отставание в сельском хозяйстве. Борьба за республику. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Создание колониальной империи. | знать основные термины и понятия урока Коррупция государственного аппарата. Социалистическое движение. | Работа с учебником. Рабочая тетрадь. Документы. Причины отставания. Лабораторная работа. | §21 | | |
21 | Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения. Развитие сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Колониальные авантюры. | знать основные термины и понятия урока Конституционная монархия. Индустриализация. Колонии. | Работа с документами. вопросы и задания. Лабораторная работа. | §22 | | |
22 | От Австрийской империи к Австрало – Венгрии: поиски выхода из кризиса. Кризис в обществе. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи. Империя Габсбургов. Политическое устройство. Начало промышленной революции. | знать основные термины и понятия урока Империя Габсбургов. Последний монарх «старой школы». | Составление логической цепочки. | §23 | | |
Две Америки 3 часа |
23 | США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. | знать основные термины и понятия урока Аболиционизм. Республиканские партии. | Работа с рабочей тетрадью, карта. Учебник. Документы. | §24, 25 | | |
24 | Латинская Америка в XIX веке - начале XX. Время перемен. Политическое, экономическое, социальное развитие Латинской Америки. Борьба за независимость. Итоги войны. Верования. | знать основные термины и понятия урока Век каудильо. Процесс модернизации. | Задания. Составление словаря раздела. Понятийный диктант | §26 | | |
25 | Контрольная работа по теме: «Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX века». | | | | | |
Традиционные общества в XIX веке. Новый этап колониализма. Международные отношения. 4 часа |
26 | Япония на пути модернизации.. Открытие Японии и Китая. Экономическое и политическое развитие Японии и Китая. | знать основные термины и понятия урока Реформы Мэйдзи. | Составление сравнительной таблицы. Рабочая тетрадь. | §27 28 | | |
27 | Китай: сопротивление реформам | Движение тайпинов. 100 дней реформ и их последствие. Восстание ихэтуаней. | | § 28 | | |
28 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка в эпоху перемен. Социальное, политическое, экономическое развитие Индии. Африка – таинственный континент. Культы и религии Африки. Европейская колонизация Африки. | знать основные термины и понятия урока Колонисты. Индийский Национальный конгресс. | Работа с картой. Работа с рабочей тетрадью. Составить словарь раздела. | §29-30 | | |
29 | Международные отношения. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Балканские войны. II Интернационал. | знать основные термины и понятия урока Пацифистское движение. Политическая карта мира. | Работа с картой. Рабочая тетрадь. Подготовка к тесту. | §31 | | |
30 | Контрольная работа за курс истории Новой времени | знать основные термины и понятия курса | Тестирование. Понятийный диктант. | | | |
№ | Тема | Тип | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения план/факт |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18 час) |
1 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг | Урок изучения нового материала | 1 | Внутренняя политика Александра I. | Либерализм, самодержавная власть, манифест, | §1 вопросы и задания, документы | | |
2 | Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Коалиция,конвенция, сейм | §2, вопросы и задания, документ | | |
3 | Реформаторская деятельность. М. М. Сперанского | Ком-бини-рован-ный | 1 | Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | реформа, разделение властей, политические права, избирательное право | §3 вопр. | | |
4 | Отечественная война 1812 г. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, генеральное сражение, партизаны | §4, вопросы и задания | | |
5 | Заграничный поход русской армии | Ком- бини- рован- ный | 1 | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз | §5 | | |
6 | Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1820 гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций | Гражданские свободы, автономия, мистицизм ! | §6, вопросы и задания, таблица | | |
7 | Социально-экономическое развитие | Ком-бини-рован-ный | 1 | А. А. Аракчеев. Аракчеевщина | Тарифный устав, военные поселения | §7, вопросы и задания | | |
8 | Общественное движение | Урок изучения нового материала | 1 | Тайные общества Северное и Южное, их программы | Общественное движение, либерализм,тайное общество, конституция | §8, вопросы и задания | | |
9 | Выступление декабристов | Урок-диалог | 1 | Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Династический кризис | | | |
10 | Внутренняя политика Николая I | Урок изучения нового материала | 1 | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм | §10, вопросы и задания | | |
11 | Социально-экономическое развитие | Ком-бини-рован-ный | 1 | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капитали-стые» крестьяне | §11, вопросы и задания, документы | | |
12 | Внешняя политика Николая I | Ком-бини-рован-ный | 1 | Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | «Международный жандарм» | §12, вопросы и задания, документы | | |
13 | Общественное движение | Ком-бини-рован-ный | 1 | Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм | §13, вопросы и задания, документы | | |
14 | Крымская война | Ком-бини-рован-ный | 1 | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | | §14, вопросы и задания, опережающее задание | | |
15 | Образование и наука. | Урок изучения нового материала | 1 | Создание системы общеобразовательных учреждений. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. | Сословность образования | §15вопросы и задания, документы | | |
16 | Русские путешественники и первооткрыватели | Урок изучения нового материала | 1 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | | §16 вопросы и задания | | |
17 | Художественная культура | Урок изучения нового материала | 1 | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль | §17вопросы и задания, документы | | |
18 | Быт и обычаи | Урок изучения нового материала | 1 | Новые черты в быту, изменения в городской жизни | шорничество | §18 вопр | | |
19 | Контрольная работа по теме Россия в первой половине XIX в. | | | | | | | |
Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (16 часов) |
20 | Накануне отмены крепостного права. | Урок изучения нового материала | 1 | Александр II. Накануне отмены крепостного права. | Реформа, | §19-20, вопросы и задания, документы | | |
21 | Крестьянская реформа 1861 г. | Урок изучения нового материала | 1 | Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники | §20 вопр., зад. | | |
22 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных | §21-22, вопросы и задания, таблицы | | |
23 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Ком-бини-рован-ный | 1 | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Отработочная система | §23, вопросы и задания, документы | | |
24 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Ком-бини-рован-ный | 1 | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» | Либералы, консерваторы | §24, вопросы и задания, документы | | |
25 | Зарождение революционного народничества и его идеология | Ком-бини-рован-ный | 1 | Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля» | Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор | §25, вопросы и задания, документы | | |
26 | Революционное народничество второй половины 60-начала 80-х гг. | Ком-бини-рован-ный | 1 | | | §26, вопросы И задания, документы | | |
27 | Внешняя политика Александра II | Ком-бини-рован-ный | 1 | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Союз трех императоров, «Священная война» | §27-28, вопросы и задания | | |
28 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Ком- бини- рован- ный | 1 | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война | §28 вопр. даты | | |
29 | Внутренняя политика Александра III | Ком-бини-рован-ный | 1 | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Реакционная политика | §29-30, вопросы и задания, документы | | |
30 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | Ком-бини-рован-ный | 1 | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90-х гг. | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение | §31вопросы и задания, документы | | |
31 | Положение основных социальных слоев общества | Ком-бини-рован-ный | 1 | Экономическая политика Александра III. Изменения в социальной структуре общества | | §32 вопросы | | |
32 | Общественное движение в 80-90-х гг. | Урок изучения нового материала | 1 | Земское движение. Идеология народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Марксизм | §34, вопросы и задания, документы | | |
33 | Внешняя политика Александра III | Урок изучения нового материала | 1 | Внешняя политика России в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров» | Сепаратный мир, мобилизация | §35, вопросы и задания, документы | | |
34 | Просвещение и наука. | Урок изучения нового материала | 1 | Развитие образования, естественных и общественных наук. | | §36, вопросы и задания | | |
35 | Литература и изобразительное искусство | 1 | | 37 | | |
36 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | Урок изучения нового материала | 1 | Российская культура XIX в. | | §38 | | |
37 | Быт: новые черты в жизни города идеревни | 1 | | | 39 | | |
38 | Контрольная работа по теме :Россия во 2 пол. 19в | Итоговый урок | 1 | | | | | |
39 | 0контрольная работа по теме : Россия и мир на пороге 20 века | Итоговый урок | 1 | | | | | |