№ п/п уро-ка | Тема урока | Форма организации учебно-познавательной деятельности | | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Система контроля | Оборудо-вание, ЭОР |
Дата план |
Дата факт | |
Предметные результаты | Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Личностные результаты | |
Человек и природа Тема 1. Как человек познает окружающий мир (8ч) | |
1 | Наши органы чувств - «окошки» в окружа-ющий мир | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Выполнять опыты, демонстрирующие значение рахтичных органов чувств в восприятии окружающего мира | Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной дея-тельности. Познавательные: составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения. Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
2 | О признаках предметов | Фронтальная, индивидуальная | Различать и называnь окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки. Группировать объекты окружающего мира на основе главного признака, выяснять с помощью определителя наиболее распространенные виды растений и животных | Регулятивные: решать проблемы творческого и поис-кового характера пол руководством учителя. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач | Развитие сенсорного и эмоционально-эстетического восприятия | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
3 | Память – хранитель-ница опыта | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять значение памяти для человека (приобретение опыта, обучение, возможность ориентироваться в пространстве и во времени); особенности памяти; знать и использовать элементарные приемы проверки и тренировки памяти | Релятивные: решать проблемы творческого и поис-кового характера под руководством учителя. Познавательные: сравнивать, анализи-ровать и делать обо-снованные выводы. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
4 | Как люди хранят нако-пленные знания
| Фронтальная, индивидуальная | Обосновывать важность накопления и обмена информацией у человека: харак-теризовать способы се хранения; назы-вать современные способы хранения информации | Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить продуктивное общение в процессе решения учебной задачи | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личност-ного смысла учения | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
5 | Учимся находить ответы | Фронтальная, индивидуальная | Давать определение понятия «метод» и приводить примеры различных методов познания окружающего мира; плани-ровать и выполнять под руководством учителя опыт, позволяющий найти ответ на проблемный вопрос | Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель Познавательные: сравнивать, устанав-ивать причинно- следственные связи. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия | Учебно-позна-вательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
6 | «Глазу верь. а при- бором про- верь» | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Приводить примеры, показывающие ограниченные возможности органов чувств человека, использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр) | Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель. Познавательные: владеть общим прие-мом решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Устойчивый учебно-позна- вательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
7 | Наш помощник - вообра- жение. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Приводить примеры. подтверждающие роль воображения в различных сферах деятельности человека; объяснять, почему важно развивать творческое воображение | Регулятивные: принимать и удержи- вать учебную цель. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: работать в парах и группах | Устойчивый учебно-позна- вательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
8 | Экс- курсия в библио- теку | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять, значение слова «библиотека» на основе анализа слов, содержащих корень «-тека», уметь правильно пользоваться библиотечным фондо
Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека | Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения. Познавательные: умение правильно выбрать нужную книгу. Коммуникативные: взаи модсйствовать с взрослыми и сверстниками на основе определенных регламентирующих правил (на примере пользования библиотекой) | Навыки само-организации. Самообразования, любовь к чтению, желание расширять свой кругозор решения новой задачи. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасто- чительного поведения | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | | | | |
Тема 2.Тела, вещества, энергия (8ч) | |
9 | Из чего состоят тела | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Различать понятия «тело» и «вещество». Приводить примеры рахтичных тел и называть вещество, из которого они состоят. Приводить примеры соответствия между свойствами веществ и назначением изготовленных из них предметов | Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать послсдовател ьность ее выполнения. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточ игольного повеления | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
10 | Три состо-яния вещества | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Устанавливать зависимость между расположением молекул в веществе и его агрегатным состоянием. Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии | Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
11 | Изучаем свойства воды | Фронтальная, индивидуальная | Выполнял, простейшие опыты, демон-стрирующие свойства воздуха и воды. Называть условия, при которых вода переходит из одного агрегатного состояния в другое. Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме. Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека | Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя; принимать и удерживать цель учебной задачи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему. обсуждать полученные результаты | Устойчивый познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного. нерасточительного поведени | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
12 | Знакомьтесь- воздух | Фронтальная, индивидуальная | Характеризовать воздух как смесь газов; выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха. Называть причины загрязнения воздуха в результате деятельности человека | Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: сравнивать, анализировать. устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: решать совместно одноклассниками учебную проблему, обсуждать получен- ные результаты | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. Готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
13 | Твердые веще- ства: от глины до гра- нита | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Описывать свойства веществ по приведенному плану; сравнивать свойства различных твердых веществ: глины, каменной соли,гранита. известняка; выполнять простейшие опыты. демонстрирующие свойства твердых веществ. Приводить примеры использования твердых веществ человеком | Регулятивные: действовать по предложенному образцу. ставить новые учебные задачи под руко- водством учителя. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. Готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
14 | Что такое энергия | Фронтальная, индивидуальная | Объяснять значение понятия «энергия», приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Приводить примеры перехода одного вида энергии в другой; называть способы получения энергии человеком. Объяснять важность экономии электроэнергии в быту | Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему; обсуждать полученные результаты | Элементы эко-логической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасгоч игольного поведения | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
15 | Энергия и живые существа | Фронтальная, индивидуальная | Объяснять значение энергии для живых организмов, подтверждать примерами. что источником энергии для живых существ является Солнце, объяснять, каким образом энергия Солнца становится доступной жи-вотным и человеку, приводить примеры передачи энергии по пищевым непочкам | Регулятивные: ставить новые учебные задачи пол руководством учителя. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему; обсуждать полученные результаты | Устойчивый познавательный интерес к новому учебному материалу. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
16 | Учимся быть береж- ливыми | Фронтальная, индивидуальная, в парах | Обосновывать важность экономного бережного использования воды и электро- энергии в доме. Называть и обосновывать правила экономии воды и электроэнергии. объяснять важность ответственного отношения к этим ресурсам для сохранения природы и здоровья человека | Регулятивные: принимать и удерживать цель учебной задачи; определять наиболее эффективные способы ее решения. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, ресурсо-сберегающего поведения | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
Тема 3. Земля - планета Солнечной системы (6ч) | |
17 | На берегу косми- ческого океана | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Приводит!» примеры, подтверждающие важность изучения небесных тел; называть основные этапы освоения космоса; называть характерные особенности звезд, отличающие их от других космических тел. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно | Широкая мотивационная основа учебной деятельности. включающая учебно- познавательные и социальные мотивы | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | | | | |
18 | Планеты — главные члены Сол-нечной семьи | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять значение слова «планета», наывать признаки,отличаю-щие планеты от звезд (на примере Солнца), сравнивать планеты по ряду признаков (размеры., удаленность от Солнца, наклон оси вращения); называть планеты Солнечной системы в определенном порядке, устанавливать зависимость температуры на поверхности планеты с се удаленностью от Солнца | Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель. Познавательные: осуществлять под-ведение под понятие на основе выделения существенных при-знаков и их синтеза; осуществлять сравнение, сопоставление, ссриацию, группировку, установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Устойчивый учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | | | | |
19 | Планета Земля модель- глобус | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять, что такое «модель» и для чего она предназначена. Объяснять, почему глобус называют моделью Земли. Работать с глобусом: показывать материки, океаны, полюса, экватор | Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель. Познавательные: использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | | | | |
20 | Почему происходит смена дня и ночи | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять смену дня и ночи суточным вращением Земли вокруг своей оси. Моделировать явление смены дня и ночи, используя глобус и другие средства | Регулятивные: понимать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку своих действий. Познавательные: использовать знаково- символпчсскис средства, включая модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | | | | |
21 | Почему происходит смена времен года | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять смену времен года движением Земли по орбите вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг Солнца, объяснять полученные результаты и делать выводы | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: использовать знаково- символические средства для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | | | | |
Тема 4. Погода (5ч) | |
22 | Погода и ее составляющие | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Давать определение погоды, называть и описывать се составляющие. Приводить примеры зависимости действий и деятельности людей от погоды. Объяснять различие понятий «погода» и «климат»; выполнять опыт, моделирующий образование облаков | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
23 | Метеорологические наблюдения | Фронтальная, индивидуальная, в парах | Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние. Объяснять назначение и использовать термометр, флюгер, снегомер и снегомерную рейку. Изготавливать простейшие приборы: флюгера и анемометра из пластиковых стаканчиков, барометра из сосновой или еловой шишки | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: владеть рядом общих приемов решения задач. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Самодисциплина, самоконтроль | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
24 | Влияет ли погода на наше здоровье и настроение | Фронтальная, индивидуальная, в парах | Приводить примеры влияния погоды на эмоциональное и физическое состояние человека: делать обобщения и выводы о зависимости эмоционального и физического состояния человека от погоды; предлагать способы, позволяющие человеку быть менее эмоционально зависимым от погодных условий | Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель. Познавательные: сравнивать, сопоставлять. устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; установка на здоровый образ жизни; осознание необходимости соблюдения норм безопасного повеления | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
25 | Уроки безопасности | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Называть и обосновывать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлениях (гроза, ураган, очень низкая или очень высокая температура воздуха) | Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; установка на новый образ жизни; осознание необходимости соблюдения норм безопасно го поведения | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
26 | Экскурсия на полярную метеостанцию | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Описывать условия работы метеорологов на полярной станции, находить Дополнительную информацию о российских и международных полярных станциях; объяснять: почему собранная на Северном полюсе информация о погоде очень важна для всех стран мира | Регулятивные: принимать и удерживать учебную цель. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Использовать Интернет для получения необходимой информации с сайта, выбранного учителем. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
Тема 5. Многообразие живой природы (6ч) | |
27 | Четыре царства, которых нет на карте | Фронтальная, индивидуальная | Высказывать суждения о многообразии мира живой природы. Называть основные(существенные) признаки, на основании которых, живые организмы делятся на царства. Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу. Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе | Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения. Познавательные: сравнивать, сопоставлять. устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе решения учебной задачи | Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. Развитие эколого-эстети- ческого восприятия на основе непосредственного общения с живой природой знакомства с произведения ми искусства, отражающими выразительность и гармонию природы | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
28 | Зеленое царство: Растения | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Называть характерные особенности растений. Приводить примеры, подтверждающие разнообразие растительного мира. Распознавать виды. характерные для растительного мир;» России. Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. Развитие эколого-эстетического восприятия на основе непосредственного общения с живой природой, а также знакомства с произведениями искусства, отражающими выразительность и гармонию природы | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
29 | Царство животных. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Называть характерные особенности животных. Приводить примеры, подтверждающие разнообразие животного мира. Сравнивать способы питания растений и животных. Распознавать виды, характерные для животного мира России. Описывать строение позвоночных животных с опорой на схему или рисунок | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить но вые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопоставлять. Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. Развитие эколого-эстетич еского восприятия на основе непосредственного общения с живой природой, а также знакомства с произведения ми искусства. | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
30 | Самое необычное царство: Грибы | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять, почему грибы выделяют в самостоятельное царство (это не растения и не животные). Приводить примеры, подтверждающие разнообразие царства грибов. Сравнивать способы питания грибов, растений и животных. Распознавать виды съедобных грибов своей местности. Описывать строение шляпочного гриба с опорой на схему или рисунок | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. Использовать знаково- символические средства для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. Развитие эколого-эстетического восприятия на основе непосредственного общения с живой природой | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
31 | Царство невидимок: Бактерии | индивидуальная, групповая | Называть характерные особенности бактерий; приводить примеры важнейшей роли бактерий в природе и жизни человека. Знать и соблюдать правила зашиты от инфекционных 'заболеваний, возбудителями которых являются бактерии | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Элементы экологической культуры: осознание целостности природного мира | Текущий, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
32 | В лес за грибами | Фронтальная, индивидуальная | Распознавать съедобные грибы, знать признаки, по которым можно отличить съедобный гриб от его ядовитого двойника | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданному признаку. Коммуникативные: преобразовывать практическую задачу в познавательную | Готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
Раздел II. Человек и общество Тема 6. В согласии с природой: народный календарь (11ч) | |
33 | Круглый год | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Характеризовать признаки времен года. Объяснять причины смены времен года, приводить 2—3 примера летоисчислений у различных народов (на примере жителей своего региона), обосновывать важность использования единого календаря всеми государствами | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познанательные и внешние мотивы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
34 | «Год велик, свои приметы знать велит» | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять причины обусловленного ритма жизни людей сезонными изменениями в природе; почему для сельских жителей эта закономерность проявляется особенно явно; как сложился народный календарь и каково его назначение. Приводить примеры народных примет погоды, высказывать обоснованные суждения о том, можно ли в наши дни полагаться только на народные приметы погоды | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
35 | Зимушка- зима — белокрылая птица | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, связанные с наступлением зимы. Выявлять взаимосвязи между изменениями в живой и неживой природе, происходящими зимой. Объяснять, что такое зимнее солнцестояние. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
36 | Зимние заботы и праздники | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Описывать особенности сельскохозяйственного труда зимой. Приводить примеры зимних праздников (Новый год. Рождество, Святки, Крещение, Масленица) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Уважительное отношение к труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
37 | Матушка-весна всем красна | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Проводить наблюдения и описывать весенние изменения в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между весен- ними изменениями в живой и неживой природе. Объяснять, что такое весеннее равноденствие, называть дату его наступления | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
38 | «Весенний день год кормит» | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять, почему сельскохозяйственные работы имеют сезонный характер. Приводить примеры. доказывающие важность весенних полевых работ | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Уважительное отношение к труду | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
39 | Весенние праздники | индивидуальная, групповая | Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, летнее солнцестояние и т.д.) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой | самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
40 | Летит лето на крыльях | индивидуальная, групповая | Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, происходящие в течение лета. Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции | самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
41 | Летние заботы и праздники | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Приводить примеры летних сельскохозяйственных работ. Объяснять их зависимость от данного времени года. Описывать 2—3 народных праздника, отмечаемых летом | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Уважительное отношение к труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
42 | Осень золотая | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Проводить наблюдения и описывать осенние явления в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопоставлять. устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
43 | •Осень всему счет ведет» | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Приводить примеры осенних сельскохозяйственных работ. Объяснять их зависимость от данного времени года. Описывать 2—3 народных праздника, отмечаемых осенью | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи .Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Уважительное отношение к труду. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
Тема 7. Человек — член общества (9ч) | |
44 | Что общего у человека и других живых существ. | Фронтальная | Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек — часть природы, живое существо | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний. Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий | ПК, проектор, презентация | | | |
45 | Чем человек отличается от других живых существ | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек — не только один из видов живых организмов, но и общественное (социальное) существо | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
46 | Что такое культура | Фронтальная, индивидуальная | Объяснять на конкретных примерах значение понятия «культура». Объяснять на доступном для данного возраста уровня, причины многообразия культуры народов, населяющих Россию | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний. Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
47 | Человек познающий | Фронтальная, индивидуальная, в парах | Объяснять значение способности человека познавать окружающий мир. Приводить примеры, подтверждающие важность получения образования | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить рассуждения ,связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: оценивать реальные и игровые ситуации общения | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
48 | Человек- труженик | Фронтальная, групповая | Приводить примеры, подтверждающие различие между осознанным трудом человека и внешне похожими действиями некоторых животных. Характеризовать различные сферы труда человека (сельское хозяйство, промышленность, сфера обслуживания). Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: оценивать разные и игровые ситуации общения | Внутренняя позиция школь- ника на уровне положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика». Уважительное отношение к труду; осознание важности получения знаний и умений | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
49 | Человек- художник | Фронтальная, индивидуальная | Приводить примеры, подтверждающие. что творчество, создание произведений искусства — уникальная особенность человека. Приводить примеры и давать краткую характеристику различных жанров искусства | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: использовать знаково- символические средства (изобразительный ряд) для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образцами отечественной культуры (литература, различные жанры изобразительного искусства) | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
50 | Человек- член общества | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Объяснять, почему полноценное существование человека возможно только в обществе других людей. Объяснять значение понятий «человечество», «народ». Комментировать содержание изобразительного ряда, видеосюжетов, иллюстрирующих особенности культуры различных народов РФ | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: использовать знаково- символические средства (изобразительный ряд) для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
51 | Какого человека можно считать воспитанным | Фронтальная, групповая | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Развитие этических чувств: стыда, вины, понимание чувств других людей и сопереживание им | Текущий, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
52 | В краеведческом музее. В Государ ственном музее приро- ды и человека. | Фронтальная, групповая | На основе сведений полученных в ходе экскурсии, рассказывать об истории. культуре, образе жизни народов родного края | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи. Коммуникативные: знать и выполнять правила поведения на экскурсии | Расширения учебно- познавательных мотивов. Основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свой народ, его историю. Осознание своей этнической принадлежности | Текущий, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
Тема 8. Семья — часть общества (6ч) | |
53 | Семья — самое близкое окружение человека | Фронтальная, индивидуальная | Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных | Регулятивные: принимать и удерживать цель. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания своего «я» как члена семьи | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
54 | Родословная твоей семьи | Фронтальная, индивидуальная | Составлять родословное древо семьи вместе со старшими родственниками. Находить с помощью взрослых нужную информацию в семейном архиве, от старших членов семьи | Регулятивные: принимать и удерживать цель. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Осознание собственного «я» как члена семьи: чувство сопричастности к истории своей семьи; понимание важности сохранения памяти о своих предках | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
55 | Хозяйство семьи | Фронтальная, индивидуальная, в парах | Приводить примеры. объясняющие понятия «совместное ведение хозяйства», «взаимная ответственность», «взаимопомощь». Рассказывать о своих обязанностях в семье | Регулятивные: принимать и удерживать цель. Познавательные: использовал» различные источники информации для выполнения учебной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
56 | Что такое «семейный досуг» | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Рассказывать об увлечениях членов своей семьи, о семейных традициях, о совместном проведении свободного времени. Обосновывать важность совместного досуга для укрепления взаимоотношений между членами семьи | Регулятивные: принимать и удерживать цель. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничеству | Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как •тлена семьи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
57 | Любимые праздники твоей семьи | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Называть любимые семейные праздники; объяснять, почему именно эти праздники особенно любимы членами семьи; рассказывать о подготовке и проведении этих праздников | Регулятивные: принимать и удерживать цель. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | Элементы гражданской идентичности, своей этни- ческой принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
58 | Семья в русской живописи. | Фронтальная, индивидуальная | Объяснять значение семейного портрета как источника информации о культуре | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных мнений | Элементы гражданской идентичности, своей Этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи; чувство прекрасною и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
Тема 9. Родной край — частица России (8ч) | |
59 | Москва- столица России | Фронтальная, индивидуальная | Показывать на карте России Москву. Объяснять и приводить примеры, подтверждающие роль столицы как культурного и административного центра России. Описывать по выбору достопримечательности Москвы | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (включая электронные, цифровые). Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Элементы гражданской Идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Элементы осознания личной ответственности за обще благополучие | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
60 | Путешествие во времени: как строилась Москва | Фронтальная, индивидуальная | Показывать на карте России Москву. Рассказывать, как менялись границы города, его внешний облик. Приводить примеры, подтверждающие роль Москвы в становлении Российского государства. Знать имена выдающихся исторических личностей и их вклад в историю Отечества | Регулятивные: проявить познавательную инициативу. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Текущий, самопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
61 | Санкт- Петербург - наша северная столица | индивидуальная, групповая | Показывать на карте России г.Санкт- Петербург. Описывать по выбору достопримечательности Санкт- Петербурга | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу. Познавательные: сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Элементы осознания личной ответственности за общее благополучие | самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
62 | Пригороды Санкт- Петербурга | индивидуальная, групповая | Описывать по выбору достопримечательности окрестностей Санкт- Петербурга | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу. Познавательные: сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Элементы осознания личной ответственности за общее благополучие | самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |
63 | Золотое кольцо России | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Показывать на карте России города Золотого кольца. Описывать по выбору достопримечательности 2—3 городов. входящих в Золотое кольцо | Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия самостоятельно и/ или под руководством учителя. Познавательные: сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе | Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как представителя народа, гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ . | Текущий, самопроверка, взаимопроверка | ПК, проектор, презентация | | | |