СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса по УМК "Начальная инновационная школа".

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 2 класс»



Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы по окружающему миру «Окружающий мир.1-4 класс» для начальной школы под редакцией Самковой В. А., Романовой Н. И.


Согласно учебному плану МБОУ СШ № 6 предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и естествознание» и на его изучение во 2 классе отводится 68 часов (34 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Начальная инновационная школа», 2 класс, М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, а также на использование следующих информационных и электронных ресурсов:

1. Программа курса к учебникам В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» 1 — 4 классы - М.: ООО» Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

2. Рабочая программа к учебникам Самковой ВА, Романовой НИ «Окружающий мир». -М.: ООО»Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

3. Методические рекомендации к учебнику Самковой ВА., Романовой НИ «Окружающий мир». - М.: ООО» Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

4. Самкова ВА, Романова НИ. Окружающий мир.2 класс: Учебник. — М.: ООО»Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

5. Залеева СГ, Гринёва ЕА, Самкова ВА Окружающий мир.2 класс: Рабочая тетрадь. - М. : ООО»Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

6. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru.

7. Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания»http://www.elementy.ru/trefil/.

8. Жизнь растений http://plant.geoman.ru.

9. Мир животных http://animal.geoman.ru.

10. Редкие и исчезающие животные России http://www.nature.ok.ru.

11. FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru.

12. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru.

13. Планета Земля http://www.rgo.ru.

14. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» http://www.mojgorod.ru


Планируемые результаты освоения учебного материала по окружающему миру во 2 классе.


Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:









- устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

- повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

- осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:

- уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Метапредметные результаты представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности и включают в себя умения:

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

- определять успешность выполняемого задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг;

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрена специальная энциклопедия внутри учебника);

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;










- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)


Предметными результатами являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- сформированность целостного, социально"ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно"научных и социально"гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных

и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


К концу 2 -го класса:

Обучающиеся научатся:

- узнавать изученные объекты живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию

изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторнрое оборудование и измерительные приборы;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации;

- использовать готовые модели для объяснения явлений или описания объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;








- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье, безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

- узнавать государственную символику;

- различать прошлое, настоящее и будущее.


Обучающиеся получат возможность:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правильно питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях.




Содержание программы


Системообразующая идея программы 2 класса - «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных. Учащиеся знакомятся с различными народами, населяющими РФ (с разнообразием культуры и быта этих народов, с различными объектами, внесёнными в международный список Всемирного культурного и природного наследия).

Программа курса предусматривает проведение практических работ и экскурсий.


Учебные часы распределены следующим образом:

Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе.















Название

Кол-во часов

1 раздел. Человек и природа


Как человек познает окружающий мир

8 ч

Тела, вещества и энергия

8 ч

Земля – планета солнечной системы

6 ч

Погода

5 ч

Многообразие живой природы

6 ч

2 раздел. Человек и общество.


В согласии с природой: народный календарь

11 ч

Человек — член общества

9 ч

Семья — часть общества

6 ч

Родной край — частица России

8 ч

Итоговый урок

1 ч

Итого:

68 часов




Раздел I. Человек и природа.

Как человек познает окружающий мир – 8 часов

Органы чувств человека — «окошки» в окружающий мир. Роль зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса в восприятии окружающего мира. Предметы и признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.

Память — хранительница опыта. Разум — отличительная особенность человека. Помощь старших в познании окружающего мира.

Методы познания окружающего мира: описание, сравнение, измерение, наблюдение, опыт (эксперимент), моделирование.

Простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр).








Тела, вещества и энэргия – 8 часов

Природа — часть окружающего мира человека. Тела (объекты) и вещества. Вещество — то, из чего состоят все объекты. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие и газообразные вещества. Примеры веществ в различном состоянии (вода, воздух, соль, сахар).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Вода, свойства воды. Значение воздуха и воды для живых организмов.

Энергия — источник движения. Ее роль в природе и жизни человека.

Земля – планета солнечной системы – 6 часов

Глобус — модель Земли. Вращение Земли вокруг собственной оси. Смена

дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Географическая карта и план местности (общее знакомство).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Погода – 5 часов

Погода, ее составляющие: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.

Метеорологические и фенологические наблюдения. Наблюдение за погодой из космоса. Прогнозирование погоды и его значение в жизни людей.

Многообразие живой природы – 6 часов

Растения, их многообразие. Строение цветкового растения, его основные части: корень, побег, цветок, плод.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Роль растений в природе и жизни людей.

Животные, их многообразие. Строение позвоночного животного на примере собаки. Особенности питания разных животных: хищные, растительноядные, всеядные. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Роль животных в природе и жизни людей.

Бережное отношение человека к растениям и животным.

Общее представление о строении тела человека. Признаки сходства и различия человека и животных (млекопитающих).

Раздел II. Человек и общество.

В согласии с природой: народный календарь – 12 часов.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (осенние явления природы). Погода осенью. Особенности жизни растений и животных осенью, их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность светового дня, низкое солнце, замерзание воды). Погода зимой. Особенности зимней жизни птиц и зверей.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май).

Признаки весны (увеличение продолжительности светового дня, высокое солнце, таяние снега и льда). Погода весной. Особенности жизни растений и животных весной (набухание почек, цветение первоцветов, прилет птиц, устройство гнезд, весенняя линька животных).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август).

Признаки лета (длинный световой день, высокое солнце). Особенности жизни растений и животных летом (цветение растений, появление потомства у животных).









Человек член общества – 9 часов.

Человек — создатель и носитель культуры. Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью.

Многообразие культуры народов, населяющих Россию: обычаи, фольклор, декоративно-прикладное творчество.

Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми.

Культура общения. Уважение к чужому мнению. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Отображение человеком окружающего мира в искусстве: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово, театр, кино.


Семья часть общества – 6 часов.

Семья — ближайшее социальное окружение человека. Семейные традиции различных народов, населяющих Российскую Федерацию: забота о детях, уважение к старшим, распределение обязанностей. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Родной край частица России – 8 часов

Москва — столица России. Расположение на карте. История основания и строительства Москвы. Герб Москвы.

Санкт-Петербург - северная столица. Основание города. Достопримечательности: Зимний дворец, Дворцовая площадь, памятник Петру I — Медный всадник; Исаакиевский собор, разводные мосты через Неву.

Города Золотого кольца России: Владимир, Суздаль, Ярославль (по выбору).

Родной город (село, деревня), регион (область, край, республика). Достопримечательности родного края: музеи, театры, спортивные комплексы, памятники истории и архитектуры, уникальные природные объекты.

Особенности труда людей родного края, основные профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся


Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед –









проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;













  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого





вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

























Календарно- тематическое планирование


Окружающий мир

п/п уро-ка

Тема урока

Форма организации учебно-познавательной деятельности



Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Система контроля



Оборудо-вание, ЭОР




Дата

план




Дата

факт


Предметные результаты

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Личностные результаты


Человек и природа Тема 1. Как человек познает окружающий мир (8ч)


1

Наши органы чувств - «окошки» в окружа-ющий мир

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с по­мощью которых их можно узнать. Выполнять опыты, демонстрирующие значение рахтичных органов чувств в восприятии окру­жающего мира

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной дея-тельности.

Познавательные: составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения.

Коммуникативные:

работать в группах и самостоятельно

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




2

О признаках предметов


Фронтальная, индивидуальная

Различать и называnь окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки. Группировать объекты окружающего мира на основе главного признака, выяснять с помощью определителя наиболее распространенные виды растений и животных

Регулятивные:

решать проблемы творческого и поис-кового характера пол руководством учителя.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач

Развитие сенсорного и эмоционально-эстетического восприятия

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




3

Память – хранитель-ница опыта


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять значение памяти для челове­ка (приобретение опыта, обучение, возможность ориентироваться в пространстве и во времени); особенности памяти; знать и использовать элементарные приемы проверки и тренировки памяти

Релятивные:

решать проблемы творческого и поис-кового характера под руководством учителя.

Познавательные:

сравнивать, анализи-ровать и делать обо-снованные выводы. Коммуникативные:

работать самостоятельно и в группах

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




4

Как люди хранят нако-пленные знания




Фронтальная, индивидуальная

Обосновывать важность накопления и обмена информацией у человека: харак-теризовать способы се хранения; назы-вать современные способы хранения информации

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную цель.

Познавательные:

устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить продуктивное общение в процессе решения учебной задачи

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личност-ного смысла учения

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




5

Учимся находить ответы


Фронтальная, индивидуальная

Давать определение понятия «метод» и приводить примеры различных методов познания окружаю­щего мира; плани-ровать и выполнять под руководством учителя опыт, позволяющий найти ответ на проблемный вопрос

Регулятивные:

понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения, удерживать учебную цель Познавательные: сравнивать, устанав-ивать причинно- следственные связи. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Учебно-позна-вательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




6

«Глазу

верь.

а при-

бором

про-

верь»


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Приводить примеры, показывающие

ограниченные возможности органов

чувств человека, использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр)

Регулятивные:

понимать учебную задачу, планировать последовательность

ее выполнения, удерживать учебную цель.

Познавательные: владеть общим прие-мом решения задач. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группе

Устойчивый учебно-позна-

вательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




7

Наш

помощник -

вообра-

жение.


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Приводить примеры. подтверждающие роль вообра­жения в различных сферах деятельности человека; объяснять, почему важно развивать творческое воображение

Регулятивные:

принимать и удержи-

вать учебную цель.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: работать в парах и группах

Устойчивый учебно-позна-

вательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




8

Экс-

курсия в

библио-

теку


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять, значение слова «библиотека»

на основе анализа слов, содержащих корень «-тека», уметь правильно пользоваться библи­отечным фондо



Называть причины

загрязнения воды в

результате деятельности человека

Регулятивные:

понимать учебную задачу, планировать последовательность ее выполнения.

Познавательные: умение правильно выбрать нужную книгу.

Коммуникативные:

взаи модсйствовать с взрослыми и сверстниками на основе определенных регла­ментирующих правил (на примере пользо­вания библиотекой)


Навыки само-организации.

Самообразования, любовь к чтению, желание расширять

свой кругозор решения новой

задачи.

Элементы экологической

культуры: принятие ценности

природного мира, готовность

следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасто- чительного поведения

Текущий, самопроверка, взаимопроверка





Тема 2.Тела, вещества, энергия (8ч)


9

Из чего состоят тела


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Различать понятия «тело» и «вещество». Приводить примеры рахтичных тел и называть вещество, из которого они состоят.

Приводить примеры соответствия между свойствами веществ и назначением

изготовленных из них предметов

Регулятивные:

понимать учебную задачу, планировать послсдовател ьность ее выполнения. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточ игольного повеления

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




10

Три состо-яния вещества


Фронтальная, индивидуальная

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Устанавливать зависимость между расположением молекул в веществе и его агрегатным состоянием. Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему, обсуждать полученные результаты

Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




11

Изучаем свойства воды


Фронтальная, индивидуальная

Выполнял, простейшие опыты, демон-стрирующие свойства воздуха и воды. Называть условия, при которых вода переходит из одного агрегатного состояния в другое. Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме.

Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи под руководством учителя; принимать и удерживать цель учебной задачи.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

решать совместно с одноклассниками

учебную проблему.

обсуждать полученные результаты

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности

нормам природоохранного.

нерасточительного поведени

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




12

Знакомьтесь- воздух


Фронтальная, индивидуальная

Характеризовать воздух как смесь газов; выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха. Называть причины загрязнения воздуха

в результате деятельности человека

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи под руководством учителя.

Познавательные:

сравнивать, анализировать. устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

решать совместно одноклассниками учебную проблему, обсуждать получен-

ные результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира. Готовность следовать в своей деятельности

нормам природоохранного

поведения

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




13

Твердые

веще-

ства: от

глины

до гра-

нита


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Описывать свойства веществ по приведенному плану; сравнивать свойства

различных твердых веществ: глины, каменной соли,гранита. известняка;

выполнять простейшие опыты.

демонстрирующие свойства твердых веществ.

Приводить приме­ры использования твердых веществ человеком

Регулятивные:

действовать по предложенному образцу.

ставить новые учебные задачи под руко-

водством учителя.

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоятельно и в группах

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Элементы экологической

культуры: принятие ценности природного мира. Готовность следовать в своей деятельности

нормам природоохранного

поведения

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




14

Что

такое

энергия


Фронтальная, индивидуальная

Объяснять значение понятия «энергия», приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Приводить примеры перехода одного вида энергии в другой; называть способы получения энергии человеком. Объяснять важность экономии электроэнергии в быту

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему; обсуждать полученные результаты

Элементы эко-логической культуры: принятие ценности природного ми­ра. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасгоч игольного поведения

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




15

Энергия и живые существа


Фронтальная, индивидуальная

Объяснять значение энергии для живых организмов, подтверждать примера­ми. что источником энергии для живых существ является Солнце, объяснять, каким образом энер­гия Солнца становится доступной жи-вотным и человеку, приводить примеры передачи энергии по пищевым непочкам

Регулятивные:

ставить новые учеб­ные задачи пол руко­водством учителя.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: решать совместно с одноклассниками учебную проблему; обсуждать полученные результаты

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному материалу. Элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




16

Учимся

быть

береж-

ливыми


Фронтальная, индивидуальная, в парах

Обосновывать важность экономного

бережного использования воды и электро-

энергии в доме.

Называть и обосновывать правила

экономии воды и электроэнергии.

объяснять важность ответственного отношения к этим ресурсам для сохранения природы и

здоровья человека

Регулятивные:

принимать и удерживать цель учебной задачи; определять наиболее эффективные способы ее решения.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться

к координации различных позиций в сотрудничестве

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи.

Элементы экологической

культуры: готовность следовать

в своей деятельности нормам

природоохранного, ресурсо-сберегающего

поведения

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




Тема 3. Земля - планета Солнечной системы (6ч)


17

На

берегу

косми-

ческого

океана


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Приводит!» примеры, подтверждающие

важность изучения небесных тел; называть основные этапы освоения космоса; называть характерные особенности звезд, отличающие

их от других космических тел.


Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

работать в группах и самостоятельно

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности.

включающая учебно-

познавательные

и социальные

мотивы

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация







18

Планеты — главные члены Сол-нечной семьи


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять значение слова «планета», наывать признаки,отличаю-щие планеты от звезд (на примере Солнца), сравнивать планеты по ряду признаков (размеры., удаленность от Солнца, наклон оси вращения); называть планеты Солнечной системы в определенном порядке, устанавливать зависимость температуры на поверхности планеты с се удаленностью от Солнца

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную цель.

Познавательные:

осуществлять под-ведение под понятие на основе выделения существенных при-знаков и их синтеза; осуществлять сравнение, сопоставление, ссриацию, группировку, установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Устойчивый учебно-позна­вательный ин­терес к новому учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация







19

Планета Земля модель- глобус

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять, что такое «модель» и для чего она предназначена. Объяснять, почему глобус называют моделью Земли. Работать с глобусом: показывать материки, океаны, полюса, экватор

Регулятивные:

принимать и удержи­вать учебную цель.

Познавательные: использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач.

Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация







20

Почему

проис­ходит

смена дня и

ночи


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять смену дня и ночи суточным

вращением Земли вокруг своей оси.

Моделировать явле­ние смены дня и но­чи, используя глобус и другие средства

Регулятивные:

понимать учебную задачу, осуществлять

контроль и оценку своих действий.

Познавательные:

использо­вать знаково- символпчсскис сред­ства, включая модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группе

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация







21

Почему

проис­ходит

смена времен

года

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять смену времен года движе­нием Земли по ор­бите вокруг Солнца.

Моделировать дви­жение Земли вокруг Солнца, объяснять полученные резуль­таты и делать вы­воды

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные:

использо­вать знаково- символические средства для решения задач.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группе

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Принятие и понимание учебной задачи, решение и контроль своих действий

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация









Тема 4. Погода (5ч)


22

Погода

и ее со­ставляющие

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Давать определение погоды, называть и

описывать се состав­ляющие. Приводить примеры зависимо­сти действий и дея­тельности людей от погоды. Объяснять различие понятий «погода» и «климат»; выполнять опыт, моделирующий об­разование облаков

Регулятивные:

при­нимать и сохранять

учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять син­тез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

адекватно использо­вать речевые средства для решения комму­никативных задач

Учебно-позна­вательный

ин­терес к новому учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




23

Метео­рологи­ческие наблю­дения


Фронтальная, индивидуальная, в парах

Проводить наблю­дения за погодой и описывать ее со­стояние.

Объяснять назначе­ние и использовать термометр, флюгер, снегомер и снего­мерную рейку. Изготавливать про­стейшие приборы: флюгера и анемоме­тра из пластиковых стаканчиков, баро­метра из сосновой или еловой шишки

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: владеть рядом общих приемов решения за­дач.

Коммуникативные:

осуществлять взаим­ный контроль и ока­зывать в сотрудни­честве необходимую взаимопомощь

Учебно-позна­вательный ин­терес к новому учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи. Самодисципли­на, самокон­троль

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




24

Влияет ли пого­да на наше здоро­вье и настро­ение


Фронтальная, индивидуальная, в парах

Приводить примеры влияния погоды на эмоциональное и физическое состоя­ние человека: делать обобщения и выводы о зависимости эмо­ционального и фи­зического состояния человека от погоды; предлагать способы, позволяющие че­ловеку быть менее эмоционально зави­симым от погодных условий

Регулятивные:

принимать и удержи­вать учебную цель.

Познавательные: сравнивать, сопо­ставлять. устанав­ливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: точно, последо­вательно и полно передавать партнеру необходимую инфор­мацию как ориентир для построения дей­ствия

Элементы эко­логической культуры: готов­ность следовать в своей деятель­ности нормам здоровьесберегающего пове­дения; установ­ка на здоровый образ жизни; осознание необ­ходимости со­блюдения норм безопасного по­веления

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




25

Уроки безо­пасно­сти

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Называть и обо­сновывать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлениях (гроза, ураган, очень низкая

или очень высокая температура воздуха)

Регулятивные:

принимать и удержи­вать учебную цель.

Познавательные: уста­навливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группе

Готовность сле­довать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; установка на новый образ жизни; осозна­ние необходимо­сти соблюдения норм безопасно­

го поведения

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




26

Экскур­сия на поляр­ную

ме­теостан­цию

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Описывать условия работы метеоро­логов на полярной станции, находить

Дополнительную информацию о российских и междуна­родных полярных станциях; объяснять: почему собранная на Северном полюсе информация о по­годе очень важна для всех стран мира

Регулятивные:

принимать и удержи­вать учебную цель.

Познавательные: уста­навливать причинно-следственные связи.

Использовать Ин­тернет для получения

необходимой инфор­мации с сайта, вы­бранного учителем.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Расширение мотивации

учения, обще­го кругозора и

эрудиции

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




Тема 5. Многообразие живой природы (6ч)


27

Четыре

царства,

которых

нет на

карте


Фронтальная, индивидуальная





Высказывать сужде­ния о многообразии

мира живой при­роды.

Называть основные(существенные)

признаки, на осно­вании которых, жи­вые организмы де­лятся на царства.

Приводить примеры влияния деятель­ности человека на живую природу.

Обосновывать не­обходимость соблю­дения определенных норм и правил пове­дения в природе

Регулятивные:

понимать учебную задачу, планировать

последовательность ее выполнения.

Познавательные:

сравнивать, сопо­ставлять. устанав­ливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе

решения учебной за­дачи

Элементы эко­логической

культуры: при­нятие ценности природного

мира.

Развитие эколого-эстети-

ческого воспри­ятия на основе непосредствен­ного общения с живой при­родой знакомства с произведения­ ми искусства, отражающими выразитель­ность и гармо­нию природы

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




28

Зеленое царство: Расте­ния


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Называть характер­ные особенности растений. При­водить примеры, подтверждающие разнообразие расти­тельного мира. Распознавать ви­ды. характерные для растительного мир;» России.

Использовать ри­сунки и схемы при описании строения цветкового растения

Регулятивные: в со­трудничестве с учи­телем ставить новые учебные задачи

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять,

устанавли­вать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Элементы эко­логической куль­туры: принятие ценности при­родного мира. Развитие эколого-эстети­ческого воспри­ятия на основе непосредствен­ного общения с живой при­родой, а также знакомства с произведения­ми искусства, отражающими выразительность и гармо­нию природы

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




29

Царство

животных.


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Называть характер­ные особенности

животных. При­водить примеры,

подтверждающие разнообразие живот­ного мира. Сравнивать способы питания растений и животных.

Распознавать виды, характерные для жи­вотного мира России.

Описывать строение позвоночных жи­вотных с опорой на

схему или рисунок

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить но­

вые учебные задачи.

Познавательные:

сравнивать, сопостав­лять.

Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать

знаково-символические средства для

решения задач.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Элементы эко­логической куль­туры: принятие ценности при­родного мира.

Развитие

эколого-эстетич еского воспри­ятия на основе

непосредствен­ного общения

с живой при­родой, а также

знакомства с произведения­

ми искусства.

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




30

Самое необыч­ное

царство: Грибы


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять, поче­му грибы выделяют в самостоятельное царство (это не рас­тения и не живот­ные). Приводить примеры, подтверж­дающие разнообра­зие царства грибов. Сравнивать способы питания грибов, рас­тений и животных. Распознавать виды съедобных грибов своей местности. Описывать строение шляпочного гриба с опорой на схему или рисунок

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить но­вые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять,

устанавли­вать причинно- следственные связи. Использо­вать знаково- символические средства для решения задач.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Элементы эко­логической культуры: при­нятие ценности природного мира. Развитие эколого-эстети­ческого воспри­ятия на основе непосредствен­ного общения с живой при­родой

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




31


Царство неви­димок: Бакте­рии


индивидуальная, групповая

Называть характер­ные особенности бактерий; приводить примеры важнейшей роли бактерий в природе и жизни человека. Знать и соблюдать правила зашиты от инфекци­онных 'заболеваний, возбудителями ко­торых являются бак­терии

Регулятивные: в со­трудничестве с учи­телем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять,

устанавли­вать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоя­тельно и в группах

Элементы эко­логической культуры: осо­знание целост­ности природ­ного мира

Текущий, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




32

В лес за грибами


Фронтальная, индивидуальная

Распознавать съе­добные грибы, знать признаки, по кото­рым можно отли­чить съедобный гриб от его ядовитого двойника

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданному признаку.

Коммуникативные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную

Готовность сле­довать нормам природоохран­ного, здоровьесберегающе­го поведения

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




Раздел II. Человек и общество Тема 6. В согласии с природой: народный календарь (11ч)


33

Кру­глый год


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Характеризовать признаки времен года.

Объяснять причины смены времен года, приводить 2—3 при­мера летоисчисле­ний у различных народов (на при­мере жителей свое­го региона), обосно­вывать важность ис­пользования едино­го календаря всеми государствами

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить но­вые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять,

устанавли­вать причинно- следственные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности,

включающая социальные,

учебно-познанательные и внешние мо­тивы.

Учебно-позна­вательный ин­терес к новому учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




34

«Год велик, свои приме­ты знать велит»


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять причины обусловленного ритма жизни людей сезонными измене­ниями в природе; почему для сельских жителей эта закономерность проявляется особен­но явно; как сложился народ­ный календарь и ка­ково его назначение.

Приводить примеры народных примет погоды, высказы­вать обоснован­ные суждения о том, можно ли в наши дни полагаться толь­ко на народные при­меты погоды

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные:

сравнивать, сопостав­лять,

устанавливать причинно-следствен­ные связи. Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Расширение мотивации учения, обще­го кругозора и эрудиции

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




35

Зимуш­ка-

зима — бело­крылая птица


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Проводить наблю­дения и описывать изменения в при­роде родного края, связанные с насту­плением зимы. Выявлять взаимо­связи между измене­ниями в живой и не­живой природе, про­исходящими зимой. Объяснять, что та­кое зимнее солнцестояние.

Регулятивные: в со­трудничестве с учи­телем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять, устанавливать причинно-следственные связи. Использовать знаково-символические средства для ре­шения задач.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Расширение мотивации учения, обще­го кругозора и эрудиции

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




36

Зимние заботы и празд­ники


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Описывать особен­ности сельскохо­зяйственного труда зимой.

Приводить примеры зимних праздников (Новый год. Рожде­ство, Святки, Кре­щение, Масленица)

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать при­чинно-следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Уважительное отношение к труду.

Чувство пре­красного и эсте­тические чув­ства на основе знакомства с отечественной культурой

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




37

Матуш­ка-вес­на всем красна


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Проводить наблю­дения и описывать весенние изменения в природе родного края.

Выявлять взаимо­связи между весен-

ними изменениями в живой и неживой природе.

Объяснять, что та­кое весеннее равно­денствие, называть дату его наступления

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить но­вые учебные задачи.

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять, устанавливать

причинно-след­ственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Расширение мотивации учения, общего кругозора и эрудиции

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




38

«Ве­сенний день год кормит»

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять, почему сельскохозяйствен­ные работы имеют сезонный характер. Приводить приме­ры. доказывающие важность весенних полевых работ

Регулятивные: при­нимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следствен­ные связи. Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Уважительное отношение к труду

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




39

Весен­ние празд­ники

индивидуальная, групповая

Приводить примеры народных празд­ников, связанных с различными сезон­ными явлениями (приход весны, лет­нее солнцестояние и т.д.)

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопо­ставлять, устанав­ливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоя­тельно и в группах

Чувство пре­красного и эстетические чувства на основе знаком­ства с отече­ственной куль­турой

самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




40

Летит лето на крыльях


индивидуальная, групповая

Проводить наблюде­ния и описывать из­менения в природе родного края, про­исходящие в течение лета.

Выявлять взаимо­связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопо­ставлять, устанав­ливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Расширение мотивации учения, обще­го кругозора и эрудиции

самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




41

Летние заботы и празд­ники


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Приводить при­меры летних сельскохозяйственных работ. Объяснять их зависимость от дан­ного времени года. Описывать 2—3 на­родных праздника, отмечаемых летом

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: устанавли­вать причинно- следственные связи

Коммуникативные: работать самостоя­тельно и в группах

Уважительное отношение к труду.

Чувство пре­красного и эстетические чувства на основе знаком­ства с отече­ственной куль­турой

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




42

Осень золотая


Фронтальная, индивидуальная, групповая


Проводить наблю­дения и описывать осенние явления в природе родного края.

Выявлять взаимо­связи между сезон­ными изменениями в живой и неживой природе

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: сравнивать, сопостав­лять. устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: работать самостоя­тельно и в группах

Расширение мотивации учения, обще­го кругозора и эрудиции

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




43

•Осень всему счет ве­дет»


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Приводить приме­ры осенних сель­скохозяйственных работ. Объяснять их зависимость от дан­ного времени года. Описывать 2—3 на­родных праздника, отмечаемых осенью

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу. Познавательные: устанавли­вать причинно- следственные связи

.Коммуникативные: работать самостоя­тельно и в группах

Уважительное отношение к труду.

Чувство пре­красного и эстетические чувства на основе знаком­ства с отече­ственной куль­турой

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




Тема 7. Человек — член общества (9ч)


44

Что общего у чело­века и других живых существ.

Фронтальная

Выявлять на основе сравнения и сопо­ставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек — часть природы, живое су­щество

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: извлекать необходи­мую информацию из учебника и дополни­тельных источников знаний.

Коммуникативные:

оценивать реальные и игровые ситуации общения

Учебно-позна­вательный ин­терес к новому учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи

Текущий

ПК, проектор, презентация




45

Чем

человек отлича­ется от других живых существ

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Выявлять на основе сравнения и сопо­ставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приво­дить примеры, под­тверждающие, что человек — не только один из видов жи­вых организмов, но и общественное (со­циальное) существо

Регулятивные:

учитывать выделен­ные учителем ориен­тиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: извлекать необходи­мую информацию из учебника и дополни­тельных источников знаний.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группах

Учебно-позна­вательный ин­терес к новому учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




46

Что такое культу­ра


Фронтальная, индивидуальная

Объяснять на кон­кретных примерах значение понятия «культура». Объяснять на до­ступном для данного

возраста уровня, при­чины многообразия культуры народов, населяющих Россию

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные: извлекать необходи­мую информацию из учебника и дополни­тельных источников знаний.

Коммуникативные:

выполнять учебные

действия в материа­лизованной, громко- речевой и умственной форме

Широкая мо­тивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-

познавательные и внешние мо­тивы

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




47

Человек

познаю­щий

Фронтальная, индивидуальная, в парах

Объяснять значение

способности челове­ка познавать окру­жающий мир. Приводить приме­ры, подтверждаю­щие важность полу­чения образования

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные:

строить рассуждения ,связи про­стых суждений об объекте, его строе­нии, свойствах и связях.

Коммуникативные:

оценивать реальные и игровые ситуации общения

Широкая мотивационная

основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познава­тельные и внеш­ние мотивы. Учебно-по­знавательный интерес к ново­му учебному ма­териалу и спо­собам решения новой задачи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




48

Человек-

труженик


Фронтальная, групповая

Приводить примеры, подтверждающие

различие между осо­знанным трудом че­ловека и внешне по­хожими действиями некоторых животных. Характеризовать различные сферы труда человека (сель­ское хозяйство, про­мышленность, сфера обслуживания). Проводить наблюде­ния за трудом людей во время экскурсии на одно из предпри­ятий родного края

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные:

сравнивать, сопостав­лять, устанавливать аналогии; строить рассуждения в форме связи простых суж­дений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

оценивать разные и игровые ситуации общения

Внутренняя по­зиция школь-­

ника на уровне положительно­го отношения к школе, при­нятие образа «хорошего уче­ника».

Уважительное отношение к труду; осозна­ние важности получения зна­ний и умений

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




49

Человек- художник


Фронтальная, индивидуальная

Приводить приме­ры, подтверждаю­щие. что творчество, создание произве­дений искусства — уникальная особен­ность человека. Приводить примеры и давать краткую характеристику раз­личных жанров ис­кусства

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу. Познавательные: использовать знаково- символические сред­ства (изобразитель­ный ряд) для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулировать соб­ственное мнение и позицию

Чувство пре­красного и эстетические чувства на основе знаком­ства с образца­ми отечествен­ной культуры (литература, различные жан­ры изобрази­тельного искус­ства)

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




50

Чело­век- член общества

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять, почему полноценное суще­ствование человека возможно только в обществе других людей.

Объяснять значение понятий «человече­ство», «народ». Комментировать содержание изо­бразительного ряда, видеосюжетов, иллюстрирующих особен­ности культуры раз­личных народов РФ

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу. Познавательные: использо­вать знаково- символические средства (изобра­зительный ряд) для решения учебной за­дачи.

Коммуникативные:

формулировать соб­ственное мнение и

позицию

Элементы граж­данской иден­тичности, сво­ей этнической принадлеж­ности в форме осознания «я» как члена семьи, представите­ля народа, граж­данина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




51

Какого чело­века можно считать воспи­танным


Фронтальная, групповая

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми. Мо­делировать ситуации общения с людьми разного возраста, на­циональности

Регулятивные:

адекватно воспри­нимать предложения и оценку учителя, одноклассников. Познавательные: уста­навливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окру­жающих людей.

Развитие этиче­ских чувств: стыда, вины, понимание чувств других людей и сопе­реживание им

Текущий, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




52

В

крае­ведческом музее.

В Го­судар­

ственном

музее приро-­

ды и человека.

Фронтальная, групповая

На основе сведений полученных в ходе

экскурсии, расска­зывать об истории.

культуре, образе жизни народов род­ного края

Регулятивные: при­нимать и сохранять

учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

знать и выполнять правила поведения на экскурсии

Расшире­ния учебно-

познавательных мотивов.

Основы граж­данской

иден­тичности,

чувства со­причастности

и гордости за свой народ, его историю. Осознание своей этнической при­надлежности

Текущий, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




Тема 8. Семья — часть общества (6ч)



53

Семья —

самое

близкое

окруже­ние че­ловека


Фронтальная, индивидуальная

Рассказывать о се­мье, домашнем хо­зяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы о младших членах семьи, пре­старелых и больных

Регулятивные:

принимать и удержи­вать цель.

Познавательные:

строить сообщения в

устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие спосо­бов решения задач.

Коммуникативные: формулировать соб­ственное мнение и позицию

Элементы гражданской

идентичности, своей этниче­ской принад­лежности в форме осозна­ния своего «я» как члена семьи

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




54

Родо­словная твоей семьи


Фронтальная, индивидуальная

Составлять родо­словное древо семьи вместе со старшими родственниками. Находить с помо­щью взрослых нуж­ную информацию в семейном архиве, от старших членов семьи

Регулятивные:

принимать и удержи­вать цель. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие спосо­бов решения задач.

Коммуникативные: формулировать соб­ственное мнение и позицию

Осознание собственного «я» как члена семьи: чувство сопричастности к истории сво­ей семьи; пони­мание важно­сти сохранения памяти о своих предках

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




55

Хозяй­ство семьи

Фронтальная, индивидуальная, в парах

Приводить приме­ры. объясняющие понятия «совмест­ное ведение хозяй­ства», «взаимная от­ветственность», «взаимопомощь». Рассказывать о сво­их обязанностях в семье

Регулятивные:

принимать и удержи­вать цель. Познавательные: использовал» различ­ные источники информации для выполне­ния учебной задачи. Коммуникативные: формулировать соб­ственное мнение и позицию

Элементы гражданской идентичности, своей этни­ческой при­надлежности в форме осо­знания «я» как члена семьи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




56

Что та­кое «се­мейный досуг»


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Рассказывать об увле­чениях членов своей семьи, о семейных традициях, о совмест­ном проведении сво­бодного времени. Обосновывать важ­ность совместного досуга для укрепле­ния взаимоотноше­ний между членами семьи

Регулятивные:

принимать и удержи­вать цель. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие спосо­бов решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций и сотрудничеству

Элементы гражданской идентичности, своей этни­ческой при­надлежности в форме осо­знания «я» как •тлена семьи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




57

Лю­бимые

празд­ники

твоей

семьи


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Называть любимые семейные празд­ники; объяснять, почему именно эти праздники особенно любимы членами семьи; рассказывать о подготовке и про­ведении этих празд­ников

Регулятивные:

принимать и удержи­вать цель.

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на

разнообразие спосо­бов решения задач.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения комму­никативных задач

Элементы гражданской

идентичности, своей этни­-

ческой при­надлежности

в форме осо­знания «я» как

члена семьи

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




58

Семья

в

русской

живо­писи.

Фронтальная, индивидуальная

Объяснять значение семейного портрета

как источника ин­формации о куль­туре

Регулятивные:

принимать и сохра­нять учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять поиск информации, необ­ходимой для решения

учебной задачи.

Коммуникативные:

допускать возможность существования

у людей различных мнений

Элементы граж­данской иден­тичности, своей

Этнической принадлежно­сти в форме

осознания «я»

как члена се­мьи; чувство

прекрасною и эстетические

чувства на основе знакомства с отечественной

художественной культурой

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




Тема 9. Родной край — частица России (8ч)


59

Мо­сква-

столица

России


Фронтальная, индивидуальная

Показывать на карте России Москву.

Объяснять и приво­дить примеры, под­тверждающие роль столицы как куль­турного и админи­стративного центра России. Описывать по вы­бору достопримеча­тельности Москвы

Регулятивные:

проявлять познава­тельную инициативу

в учебном сотрудни­честве.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой инфор­мации в различных источниках (включая электронные, цифро­вые).

Коммуникативные:

строить монологиче­ское высказывание

Элементы гражданской

Идентичности, своей этниче­ской принадлежно­сти в форме осо­знания «я» как представите­ля народа, граж­данина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю. Элементы осо­знания личной ответствен­ности за обще благополучие

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




60

Путе­шествие во вре­мени: как строи­лась Москва


Фронтальная, индивидуальная

Показывать на кар­те России Москву. Рассказывать, как менялись границы города, его внешний облик.

Приводить приме­ры, подтверждаю­щие роль Москвы в становлении Россий­ского государства. Знать имена выдаю­щихся исторических личностей и их вклад в историю Отечества

Регулятивные:

проявить познава­тельную инициативу.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой инфор­мации в различных источниках.

Коммуникативные:

строить монологиче­ское высказывание

Элементы граж­данской иден­тичности, своей этнической принадлежно­сти в форме осо­знания «я» как представите­ля народа, граж­данина России, чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю

Текущий, самопроверка

ПК, проектор, презентация




61

Санкт- Петер­бург - наша северная столица



индивидуальная, групповая

Показывать на кар­те России г.Санкт- Петербург. Описывать по вы­бору достоприме­чательности Санкт- Петербурга

Регулятивные:

проявлять познава­тельную инициативу.

Познавательные:

сопоставлять, сравнивать,

устанавливать

причинно-следствен­ные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группе

Чувство сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ и историю. Элементы осо­знания личной

ответствен­ности за общее благополучие

самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




62

При­городы Санкт- Петер­бурга

индивидуальная, групповая

Описывать по вы­бору достопримечательности окрестностей Санкт- Петербурга

Регулятивные:

проявлять познава­тельную инициативу.

Познавательные: сопоставлять, срав­нивать, устанав­ливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоя­тельно и в группе

Чувство со­причастности и гордости за свою Родину, народ и исто­рию.

Элементы осо­знания личной ответствен­ности за общее благополучие

самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




63

Золотое

кольцо России


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Показывать на карте России города Золо­того кольца. Описывать по вы­бору достоприме­чательности 2—3 го­родов. входящих в Золотое кольцо

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, вы­полнять действия самостоятельно и/ или под руководством учителя.

Познавательные:

сопоставлять, срав­нивать, устанав­ливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: работать самостоя­тельно и в группе

Элементы граж­данской иден­тичности, своей этнической принадлежно­сти в форме осо­знания «я» как представителя народа, граж­данина России; чувства сопри­частности и гор­дости за свою Родину, народ .

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

ПК, проектор, презентация




64

Твоя малая

родина


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Находить на карте родной регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры.

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, выполнять действия самостоятельно и/или пол руководством учителя. Познавательные: сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

работать самостоятельно и в группе

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, населяющих ее людей, историю.

Элементы осознания личной ответственности за общее благополучие

Текущий, самопроверка, взаимопроверка




65

Достоприме-

чательности

России


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять понятие «достопримечательность». Показывать на карте России 2-3 объекта. Выступать на уроке с сообщением об одной из достопримечательностей России

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу урока.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных источников информации.

Коммуникативные:

работать самостоятельно и в группе

Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как представителя народа, гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Текущий, самопроверка, взаимопроверка




67

В гостях у Деда Мороза

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Объяснять понятия «малая родина», «достопримечатель­ность». Объяснять на примере г. Великий Устюг роль ма­лых городов России в сохранении культурного наследия нашей страны

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных мнений

Расширение познавательных интересов; формирование чувства гордости за историю и культуру своей Родины

Текущий, самопроверка, взаимопроверка




68

Итоговый урок

Фронтальная, групповая




Текущий, взаимопроверка







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!