СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http//
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), источник: сайт Минобрнауки РФ: http//
- Авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова для 1-4 классов, источник Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011 Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http//
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), источник: сайт Минобрнауки РФ: http//
- Авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова для 1-4 классов, источник Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная версия)
- Авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова для 1-4 классов, источник Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011
- Примерного учебного плана 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 04 апреля 2014 г. № 3208-04-О).
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ__________ООШ на 2014-2015 учебный год, соответствует учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков МБОУ __________ООШ на 2014-2015 учебный год.
Цели программы:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей страны и всего человечества.
Задачи программы:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование компетенций для обеспечения экологически и этнически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме;
- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей.
Идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют виды деятельности учащихся:
1) распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3)эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги по экологической этике.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов (34 учебные недели), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе.
Изучить содержание Рабочей программы планируется за ____ часа (на 01.09.2014 г.), так как в соответствии с расписанием ____ урока совпадает с праздничными датами (_______)
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем и сокращения часов на повторение, обобщение и систематизацию знаний, что отражено в календарно-тематическом планировании.
На ____________________________ часов, т.к ____________________________________________
___________________________________________________________________________________
На ____________________________ часов, т.к ____________________________________________
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
-Человечество как многообразие народов, культур, религий.
-Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
-Труд и творчество как отличительные черты духовной и нравственно развитой личности.
-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение ее природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребенка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за Родину, российский народ, историю России посредствам знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство и многообразии» ;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий « Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживать чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творчеству труда, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание ( выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение ) ;
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников ( библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов ( художественных и познавательных ) ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде
таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. ;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приемами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнера по общению ( деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того о чем говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста» , «прости» , «спасибо» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.
Предметные результаты
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащиеся получат возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения; обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в т. ч. исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организующие посильной практической работы по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В 4 классе в центре внимания обучающихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества.
Курс открывается темой «Земля и человечество» (9 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (10 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (15 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.
Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» (5 часов) - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории России» (20 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для детей данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить детей с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия» (9 часов), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
При изучении окружающего мира в 4 классе запланировано проведение контрольных работ-3, практических работ-14, экскурсий-3.
Учебно-тематический план
№ | Название содержательной линии | Количество часов |
1. | Земля и человечество | 9 |
2. | Природа России | 10 |
3. | Родной край – часть большой страны | 15 |
4. | Страницы всемирной истории | 5 |
5. | Страницы истории Отечества | 20 |
6. | Современная Россия | 9 |
7. | Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе (68 уроков)
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Характеристика учебной деятельности | |
По плану | Факти- чески | |||
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) | ||||
1. |
|
| Мир глазами астронома | Выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире с точки зрения астронома; работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
2. |
|
| Планеты Солнечной системы. Практическая работа «Моделирование движения земли вокруг своей оси и вокруг солнца» Вводный контроль. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; различать планеты и их спутники; работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг солнца; устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Вводный контроль. |
3. |
|
| Звездное небо – Великая книга Природы.
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
4. |
|
| Мир глазами географа.
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
5. |
|
| Мир глазами историка
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего села; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
6. |
|
| Когда и где?
| Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
7. |
|
| Мир глазами эколога | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире, с точки зрения эколога; работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
8. |
|
| Сокровища Земли под охраной человечества | Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; использовать тексты учебника для подготовки собственных сообщений об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
9. |
|
| Международная Красная книга. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» | |
Раздел «Природа России» (10ч) | ||||
10. |
|
| Равнины и горы России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте России крупнейших равнин и гор» | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты. Характеризовать изучаемые объекты, рассказывать о них по карте Выявлять взаимосвязь природных особенностей природных зон. Формулировать выводы из изученного материала. Обсуждать экологические проблемы. Рассказывать по рисунку об экологических связях |
11. |
|
| Моря, озера и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте России морей, озер и рек» | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты. Характеризовать изучаемые объекты, рассказывать о них по карте Выявлять взаимосвязь природных особенностей природных зон. Формулировать выводы из изученного материала. Обсуждать экологические проблемы. Рассказывать по рисунку об экологических связях |
12. |
|
| Природные зоны России | Находить и показывать на карте природных зон России изучаемую природную зону. Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны. Обсуждать экологические проблемы Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания Характеризовать изучаемую зону по плану Формулировать выводы из изученного материала
|
13. |
|
| Зона арктических пустынь.Практическая работа «Знакомство с картой природных зон России» | |
14. |
|
| Тундра. Практическая работа «Зона тундры на карте природных зон России. Гербарные экземпляры растений тундры» | |
15. |
|
| Леса России. Практическая работа «Поиск и показ на карте природных зон России, гербарные экземпляры растений лесов» | Находить и показывать на карте природных зон России изучаемую природную зону. Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны. Обсуждать экологические проблемы Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания Характеризовать изучаемую зону по плану Формулировать выводы из изученного материала |
16. |
|
| Лес и человек. Контрольная работа «Природа России» (тестовая форма) | |
17. |
|
| Зона степей. Практическая работа «Зона степей на карте природных зон России. Гербарные экземпляры растений зоны степей» | Находить и показывать на карте природных зон России изучаемую природную зону. Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны. Обсуждать экологические проблемы Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания Характеризовать изучаемую зону по плану Формулировать выводы из изученного материала
|
18. |
|
| Пустыни. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление их приспособленности к условиям жизни в пустыне» | |
19. |
|
| У Черного моря. Субтропики. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений Черноморского побережья Кавказа» | Находить и показывать на карте природных зон России изучаемую природную зону. Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны. Обсуждать экологические проблемы Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания Характеризовать изучаемую зону по плану Формулировать выводы из изученного материала |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 ч) | ||||
20. |
|
| Наш край. Практическая работа «Знакомство с картой края» | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить на политико-административной карте России свой регион, свой родной край, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану. Оценивать свои достижения на уроке. |
21. |
|
| Поверхность нашего края | Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. |
22. |
|
| Водные богатства нашего края. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Составлять список водных объектов своего региона, описывать один из них по приведённому в учебнике плану. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в селе. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке. |
23. |
|
| Наши подземные богатства. Практическая работа «Определение полезных ископаемых, изучение их свойств, описание по плану» | Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Работать со взрослыми: выяснять , какие полезные ископаемые имеются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала |
24. |
|
| Земля -- кормилица | Различать типы почв на иллюстрациях и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. |
25. |
|
| Жизнь леса. Практическая работа «Определение названий растений леса»
| Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану. |
26. |
|
| Экскурсия «Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя» | Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах
|
27. |
|
| Жизнь луга. Практическая работа «Определение названий растений луга» | Определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях и животных. Характеризовать луговое сообщество по плану |
28. |
|
| Экскурсия «Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя» | Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах
|
29. |
|
| Жизнь в пресных водах | Определять растения пресного водоёма с помощью атласа-определителя; узнавать живые организмы пресных вод , выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Характеризовать пресноводное сообщество своего края по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Извлекать из книг «зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её. |
30. |
|
| Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя» | Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах
|
31. |
|
| Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Определение с помощью иллюстраций учебника полевых культур в гербарии, различение зёрен зерновых культур» | Определять с помощью иллюстраций полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений. Выявлять зависимость растениеводства в крае от природных условий. Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке. |
32. |
|
| Животноводство в нашем крае. | Выявлять зависимость животноводства в крае от природных условий. Различать породы домашних животных нашего края. . Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными. |
33. |
|
| Тестовая контрольная работа по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны». Промежуточный контроль | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Промежуточный контроль |
34. |
|
| Презентация проектов (по выбору) | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе |
Раздел «Страницы всемирной истории» (5ч) | ||||
35. |
|
| Начало истории человечества | Выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком. |
36. |
|
| Мир древности: далекий и близкий | Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Анализировать иллюстрации учебника. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. |
37. |
|
| Средние века: время рыцарей и замков | Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком. |
38. |
|
| Новое время: встреча Европы и Америки | Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. |
39. |
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня. | Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки, изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях 20-21 веков. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком. |
Раздел «Страницы истории Отечества» (20ч) | ||||
40. |
|
| Жизнь древних славян | Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. Составлять план рассказа на материале учебника. |
41. |
|
| Во времена Древней Руси | Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9-11 веках. Характеризовать систему государственной власти в 9-11 веках в Древней Руси. Отмечать по «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. |
42. |
|
| Страна городов | Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси: Древнего Киева и Древнего Новгорода. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника |
43. |
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси | Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. |
44. |
|
| Трудные времена на Русской земле | Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям вооружение древнерусских и монгольских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского. |
45. |
|
| Русь расправляет крылья | Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. |
46. |
|
| Куликовская битва | Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Составлять план и рассказывать о Куликовской битве по плану; рассказывать о поединках богатырей. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. |
47. |
|
| Иван Третий | Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. |
48. |
|
| Мастера печатных дел | Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. |
49. |
|
| Патриоты России | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождении Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Осознавать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком. |
50. |
|
| Петр Великий | Рассказывать о реформах Петра Первого на основе материала учебника. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Находить на карте приобретения города, основанные Петром Великим. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке. |
51. |
|
| Михаил Васильевич Ломоносов | Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова и высказывать своё отношение к личности М.В.Ломоносова. |
52. |
|
| Екатерина Великая | Обсуждать заслуги Екатерины Великой. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва, о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове. Прослеживать по карте рост территории государства. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в 18 веке. |
53. |
|
| Отечественная война 1812 года | Рассказывать на основе самостоятельной работы по учебнику о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной, а также почему после » Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе. |
54. |
|
| Страницы истории ХIХ века | Работать с историческими картами; сопоставлять исторические источники. Готовить сообщения по темам «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» и презентовать их в классе. Извлекать из Интернета сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе. |
55. |
|
| Россия вступает в ХХ век | Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану. Обсуждать, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война |
56. |
|
| Страницы истории 1920 – 1930-х годов | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР, тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке. |
57. |
|
| Великая Отечественная война и Великая Победа | Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны и рассказывать о ней по плану. Обсуждать, какую роль сыграла победа в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. |
58. |
|
| Великая война и великая Победа | Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их. Прослушивать в записи песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы. Выяснять из краеведческой литературы о вкладе, который внесло село в Победу. Готовить праздник ко Дню Победы. |
59. |
|
| Страна, открывшая путь в космос.
| Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса, о дне 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны, о проблемах страны и семьи, готовить сообщение и презентовать его в классе. |
Раздел «Современная Россия (9 ч) | ||||
60. |
|
| Основной закон России и права человека | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. |
61. |
|
| Мы – граждане России | Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным СМИ. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) |
62. |
|
| Славные символы России | Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с его историей. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи. |
63. |
|
| Такие разные праздники | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. |
64. |
|
| Путешествие по России. Регионы России (Дальний Восток, Сибирь) | Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. |
65. |
|
| Путешествие по России. Регионы России (Урал, север Европейской России) | По материалам учебника и дополнительной литературе знакомиться с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. |
66. |
|
| Путешествие по России | Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по выбору) |
67. |
|
| Итоговая контрольная работа по окружающему миру за курс 4 класса | Итоговый контроль. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
68. |
|
| Презентация проектов (по выбору учащихся) | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по окружающему миру в 4 классе
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|
1.1. | Стандарт начального общего образования по окружающему миру - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.2. | Примерная программа начального общего образования по окружающему миру - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.3. | Рабочая программа по окружающему миру Сборник рабочих программ «Школа России».Окружающий мир. 1-4 класс /А.А.Плешаков- М.: Просвещение, 2011 | Д |
1.4. | Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства. УМК под редакцией А.А.Плешакова по окружающему миру для 1-4 классов: |
|
1.4.1. | Учебник, дополнительные пособия для учащихся:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014 - Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2011 -Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.– М.: Просвещение, 2011 -Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011 | К Ф Ф Ф |
1.4.2. | Рабочие тетради: -Андреева, Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио обучающегося начальной школы/Авт.-сос. Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева.-М.:Планета,2012 - Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014 -Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс.– М.: Просвещение, 2014 | К К К |
1.5. | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков окружающего мира): - Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс.– М.: Просвещение, 2013 -Плешаков А.А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 4 класс.– М.: Вако, 2014 -Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Пособие для учителя. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2010 -Воронцов А.Б., Заславский А.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010 -Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс – М.: Просвещение, 2010 | Д Д Д Д К |
1.6. | Методический журнал «Начальная школа» | Д |
2. | Печатные пособия |
|
2.1. | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения | Д |
2.2. | Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) ) |
|
2.3. | Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения |
|
2.4. | Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам (чтение, русский язык, математика, окружающий мир) 4 класс в 2-х частях – РОСТкнига, 2014 | К |
2.5. | Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 4 класс – М: Просвещение, 2014 | К |
2.6. | Географические и исторические настенные карты | Д |
3. | Экранно-звуковые пособия, электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
3.1. | Адрес страницы используемого учебника на официальном сайте издательства «Просвещение»: www.1-4.prosv.ru | Д |
3.2. | Плешаков А.А. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику 4 класс. – М.: Просвещение, 2014 | Д |
3.3. | Электронные библиотеки | Д |
4. | Технические средства обучения, практическое оборудование |
|
4.1 | СD/DVD-проигрыватели | Д |
4.2 | Музыкальный центр | Д |
4.3 | Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д |
4.4 | Экран (навесной) | Д |
4.5 | Мультимедиа-проектор | Д |
4.6 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д |
4.7 | Фотоаппарат | Д |
4.8 | Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения | Д |
5. | Игры, игрушки |
|
5.1. | Настольные развивающие игры (НАЗВАНИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) | Ф |
5.2. | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (НАЗВАНИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) | Ф |
20